Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ХIХ - начала ХХ века

Натуралистические и психологические направления в социологии

Середина и вторая половина ХIХ века - период всеобщего увлечения успехами природознавства. Большинство социологических школ социальные явления пытались понять через природные явления, поэтому получили название натуралистические. Общей чертой этого направления были - редукционизм и аналогии, т.е. уподобление социального с биологическим. Положительным было то, что школы этого направления подрывали позиции теологических и сперитуальных концепций в социологии.

Натуралистических школ выделяют несколько. Основой для классификации этих школ является выдвижение на первый план тех или иных природных фактов или движущих сил общества.

Биологическая школа. Включают тех социологов, которые общество сравнивали с природным организмом. Общество рассматривается как индивидуальное целое. Исходным пунктом стали органистические соответствия Конта и Спенсера. Представители: Лилиенфельд, Шеффле, Эспинас, Вормс.

Биологическая школа интересовалась обществом не как процессом развития и изменений, а как системой, все части которой подчинены целому и функционируют взаимосвязано. Однако недооценивала качественной специфики человеческого общества.

Социал-дарвинистская школа. Пыталась использовать для объяснения общества не аналогии, а общие законы природы и общества. Представители: Беджгот, Гумплович, Ратценхофер, Смол, Самнер. В их творчестве - борьба за существование, природный отбор в обществе, выступали как факторы его развития. В центре исследования они поставили - групповую борьбу и социальные конфликты.

Географическая школа. Они пытались выявить зависимость социальных процессов от природных условий. Представители: Бокль, Реклю, Мечников. Например, у Мечникова в основе его концепции лежит идеал общественного прогресса истории человечества. Соц. прогресс связан с развитием промышленного производства и техники.

Рассово-антропологичесая школа. Эта школа возникает как попытка использовать науку для обоснования расизма. Можно выделить 2 направления:

1) связано с попыткой разкрытия глобальных движущих сил развития всемирной истории (Гобино);

2) ограничивается анализом локальных процессов (Аммон, Ляпуж, Чемберлен).

Однако эта школа выявилась бесплодной и ничего не дала для понимания человека и общества.

 

К концу XIX столетия начинает преобладать новая тенденция.в понимании социально-исторических процессов и закономерностей общественного развития, а именно, психологическая.

Интерес к проблемам мотивации поведения человека, его психологическим механизмам породил несколько разновидностей психологического направления. Объединяющим моментом для всех них был главный принцип - искать ключ к разгадке в психологии. Основополагающей ориентацией психологического направления в социологии становится не психология индивидуального человека, а психология коллективная или социальная. Поскольку очевидно, что кроме психических процессов, проявляющихся в деятельности отдельных людей, существуют и возникают процессы, которые обуславливаются духовным взаимодействием между людьми. Собственно, само общество есть продукт взаимодействия.

Наиболее известным представителем психологического направления в западной социологии является Габриэль Тард (1843-1904), французский социолог и один из основоположников социальной психологии. Он внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах. Тард исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заражения и внушения, а также способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования.

Он поставил своей целью создать науку - социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии. От индивидуальной психологии социальная психология отличается, по Тарду, тем, что занимается исключительно отношениями нашего "Я" к другим "Я".

Как писал Тард, "Общество - это подражание, а подражание род гипнотизма."

Большое внимание уделял Тард изучению "психологии толпы". Исследование толпы было в 80 -90-е годы одной из центральных проблем, и ею занимались многие ведущие социологи. Что это за социальный феномен "толпа"? Тард ее определил как "множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием". Всякая толпа, по Тарду, иррациональна и легко поддается внушению. Причем чем многочисленнее толпа, тем ниже ее уровень. Собравшись в большом количестве, толпа, из кого бы она ни состояла - из профессоров или кочегаров, прежде всего теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует.

Этим социально-психологическим фактам коллективного поведения его соотечественник Г. Лебон (1841-1931) придал вид целой социологической теории социально-исторического развития. Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление "эры масс" и следующий за этим упадок цивилизации.

Лебон считал, что решающую роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции. Он выступал против идеи социального равенства и демократии, доказывал, что все достижения цивилизации - результат деятельности элиты. Революцию он считал проявлением массовой истерии.

Основателем психологического зволюционизма в амер. социологии считается Лестер Уорд (1841 - 1913). Уорд принимал многие положения Конта и Спенсера, вместе с тем отвергал свойственный Спенсеру биологизм и взгляд на развитие общества как на чисто естественный процесс. Он полагал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии и сосредоточил свое внимание на изучении психологических механизмов общественной жизни. Первичной социальной силой, по Уорду, являются желания, в частности голод и жажда, связанные с поддержанием жизни вида, а также сексуальные стремления, обеспечивающие продолжение рода.

Ф. Гидденс (1855 - 1931) в свете развития социологии его достижением считают то, что он сделал социологию строго социальной наукой, показав природу взаимосвязей: социальной структуры, социального процесса, социальных сил, и субъективных аспектов социальных явлений. Анализировал и социальную структуру общества, в которой выделял три класса:

1)"жизненные классы", или демографические; 2)"классы личностей", различающиеся по степени одаренности (гении, таланты, нормальные люди, уроды); 3) "социальные классы".

Ч.Кули (1864 - 1929). По Кули, первичными фактами общества являются представления, которые люди имеют друг о друге, а личность - это сумма психических реакций человека на мнения окружающих людей. По его мнению, самосознание включает три главных элемента:

1) представление о том, каким я кажусь другому лицу;

2) представление об оценке, которую другой дает этой моей кажимости;

3) некоторое чувство "Я" вроде гордости или унижения.

Психологическая социология привлекла большое внимание к исследованию таких проблем как общественное мнение, специфика коллективной (социальной) психологии, ее связь с индивидуальной психологией, соотношение рационального и эмоционального моментов в общественной жизни, формирование социального самосознания индивида и группы, ряд других.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Все науки делит на 6 абстрактных теор. дисциплин | Социология Э.Дюркгейма, М.Вебера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.