Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существенные системно-интегративные качества общества

Исторические этапы становления понятия «общество».

Общество и специфика его по сравнению с природой.

Тема. Общество как целостная социальная система.

1. Общество и специфика его по сравнению с природой. Что такое общество? Почему человек не может жить без общества? Эти и многие подобные вопросы рано или поздно встают практически перед каждым исследователем, пытающимся познать социум. Естественно, мнения по этому поводу у учёных весьма различны. Для определения сущности человеческого общества используются разнообразные критерии, рассматриваются многочисленные факторы, повлиявшие на процесс формирования социальных институтов. Попытаемся изложить некоторые моменты аналитических изысканий в этой области.

По мнению многих представителей науки понятие «общество» формируется по мере способности людей отделять себя от природы. Интересна в данном случае аналогия, проведённая профессором Спасибенко, сравнивающим этот процесс с определённым этапом в индивидуальном развитии человека, когда «вслед за преодолением биологической, физической слитности с другим человеком проявляется стремление к свободе, к отделённости от себе подобных, заключённое в позиции ребёнка «Я сам!»».

Каковы же факторы, определяющие специфику и тенденции развития человеческого общества? Что отделяет общество от природы, служит истоками антропосоциогенеза?

В социологии выделяются три основных группы факторов, с одной стороны, органически взаимосвязанных, не существующих друг без друга, с другой - относительно самостоятельных, исторически изменчивых во времени и пространстве. Это труд, общение, познание.

Труд - специфически человеческая, целесообразная деятельность, направленная на преобразование окружающей среды, на подчинение условий существования собственным нуждам; труд как затрата восстановление, умножение физической и умственной энергии, которая рождается и существует лишь как результат взаимодействия людей, начиная с природно-биологического, материального, экономического и кончая духовным общением, обменом информацией.

Вторая важнейшая группа факторов, определяющих выделение из всего сущего человеческого общества, - коллективный характер деятельности людей. Человек сформировался как общественное существо («общественное животное» - Аристотель), не способное самостоятельно обеспечить свою жизнь. Коллективность - изначальное условие выделения человека от природы, делающее необходимыми сознательные усилия каждого индивида, сообщества людей по выработке способов, правил взаимодействия. Только в коллективе формируется человек как неповторимая личность. Выделение человека из мира природы сопровождалось и индивидуализацией его жизнедеятельности.

Третью группу факторов становления сообщества людей составляют сознание, интеллект, духовно-информационное содержание человеческой деятельности, с одной стороны, определяющие особенности проявления двух первых групп факторов, а с другой - играющие изначально самостоятельную и всё возрастающую роль в развитии социальных отношений.

Исходным в понимании общества является представление об организованном сознательном труде человеческих сообществ, осуществляемом в целях создания условий, необходимых для жизни и развития людей. Общество (социум) можно определить как совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей. И в этом широком смысле общество включает в себя всё, что отличает это новообразование от космически-природных явлений, позволяет рассматривать созданную человеком реальность как особую форму движения материи, как социальность, социальное начало.

 

2. Исторические этапы становления понятия «общество». Общество - открытая, саморазвивающаяся система общения, взаимодействия индивидов. Г.Зиммель писал: «Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противопоставляется простой сумме людей». К. Маркс не просто подчёркивал, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу, но и на примере кооперации показал, что свойство системы не сводится к сумме свойств входящих в неё элементов.

В узком понимании слово «общество употребляется для обозначения любых типов, видов социальных общностей, множественность и особенности которых определяются практически безграничным разнообразием жизнедеятельности людей. На основании такого подхода выделяются подсистемы, структура, функции общества.

Содержание понятия, его трактовка и развитие вытекают из самого факта «особого бытия» (Г. Спенсер) общества как системы общения индивидов, общественных отношений, единства людей более или менее масштабного: от человеческого в целом - самой большой системы взаимодействия, от общества в границах государства до профессиональных, семейных и иных малых групп.

Сущность, особенности системы взаимодействия людей определяются такими противоречиями, как противоречия между природой и обществом, между различными сообществами, между обществом и личностью. Эти взаимосвязи стали основанием для разработки разнообразных социологических концепций общества, либо стиравших грань между обществом и природой (натурализм, органицизм), либо её абсолютизировавших; исходивших в трактовке общества из индивида, или, напротив, из общества как самодовлеющей целостности; противопоставлявших коллективное и индивидуальное, общеродовое и неповторимо-уникальное в личности.

Выделим наиболее значимые исторические этапы становления понятия «общество», особенности эволюции которого привели к рождению социологии - самостоятельной, относительно автономной науки об обществе.

Слитность человека с природой, с космосом нашла отражение в универсалистских представления древних об обществе. «Космическое мироощущение» было общечеловеческим явлением, существовавшим на протяжении тысячелетий в высокоразвитых цивилизациях древности: Египте, Вавилоне, Китае, Индии, Древней Греции. Слово «космос» в его донаучном смысле обозначало «порядок». Применительно к «устройству мира» слово «космос» стало использоваться Гераклитом. О музыкально-математической гармонии космоса и как следствие - разумной и упорядоченной жизни человеческого общества писал Пифагор. В диалоге «Гименей» Платон трактует космос как «единое живое существо». Средневековье сохранило античную идею соответствия мира и человека, макро- и микрокосма.

Идеи о совместной эволюции космоса, биосферы и человеческого общества развивались русскими естествоиспытателями и философами конца XIX - начала ХХ вв. - Н.Ф. Фёдоровым, Н.А. Морозовым, К.Э. Циолковским, А.Л. Чижевским и др. А.Л. Чижевский писал: «... астрономы, изучающие явления в Солнечной системе, открывают в ней явления, аналогичные функциям живого организма». Этот учёный стремился проникнуть в тайны человеческого общества, разрушая дисциплинарные перегородки между астрофизическими, биологическими и социальными науками.

Долгое время в социальной мысли общество отождествлялось с государством. У Платона общество характеризует прежде всего политические функции государства - защита населения от внешних врагов, поддержание порядка внутри страны. Методологически важно полное совпадение характеристики устройства общества и индивидуальной души человека.

Государственно-политическое представление об обществе с позиции взаимодействия «власти, господства и подчинения» развивает вслед за Платоном Аристотель, который вычленяет и чисто социальные связи людей, рассматривая этические отношения, дружественность свободных и равных друг другу индивидов. Он подчёркивает приоритет индивидуальных интересов и считает, что должно требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства.

Социальная мысль Нового времени в трактовке общества исходит из концепции «естественного состояния» и общественного договора (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Спенсер, Ф. Тённис), согласно которой в основу социальности положены рациональные договорные начала, формально-юридические понятия, взаимная полезность.

Большое значение для становления науки об обществе имели труды О.Конта. Он синтезирует представления об обществе, вырабатывает такие понятия, как «социальная статика», «социальная динамика», «закон трёх стадий» и другие, выдвигает идеи социального прогресса, социального порядка.

В современных условиях переосмысление понятия «общество» связано с информационной революцией, с новым видением мира. Формируется всепланетная цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, плюрализма, множественности, относительной самостоятельности центров, народов, культур - с другой.

 

3.Существенные системно-интегративные качества общества. Понимание общества как системы одинаково применимо к человеческому обществу в целом и ко всем подсистемам, частям, общностям самого разного уровня. Системный и структурно- функциональный подходы, обогащённые сегодня выводами и методами кибернетики, синергетики, позволяют выделить наиболее существенные системно-интегративные качества общества.

Общество характеризует целостность (специфическая определённость, целевая направленность) - важнейшее системообразующее качество. В основе общественной системы лежит деятельность, направленная на сохранение, воспроизводство, развитие самого социума.

Интегральным, сущностным качеством общества является социальность, понятая в широком смысле как взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности.

Отличительной особенностью общества как целостной системы является устойчивость, определённый консерватизм. По мнению разных социологов, основой её могут быть «общая власть» (Э. Шилз), господствующие в обществе «фундаментальные ценности» (Р. Мертон) и т. д. Устойчивость развития общества зависит от территориально-географических и конкретно-исторических условий.

Важными чертами общества выступают автономность и самодостаточность. Полифункциональность общества обеспечивает создание необходимых условий для реализации его целевой направленности, развития способностей и удовлетворения различных потребностей индивидов. В свою очередь, автономность и самодостаточность общества возможны лишь на основе саморегуляции.

Способность к саморегуляции - фундаментальное качество общественной системы. Процесс регулирования, организации, упорядочивания, протекающий во всех подсистемах общества, породил самостоятельные социальные формы, систему норм, правил, требований прав и обязанностей, запретов и дозволений. Возникают относительно самостоятельные специфические регулирующие механизмы: управленческие структуры в экономике, органы политического и правового регулирования и многие другие. Их обособления в виде надстроечных подсистем повышает эффективность функционирования общества.

Целостность, устойчивость, консерватизм отнюдь не означают статичности, косности неприятия нововведений. Напротив, именно отклонения от принятых в обществе правил и норм побуждают систему находить средства для равновесия, стабильности. И движущими силами могут являться не только противоречия внутреннего развития, но и, согласно синергетике, причинные связи, втягивание несистемных элементов в орбиту системности. При этом оказываются чрезвычайно значимыми свойства открытости и закрытости систем. Известно, что согласно второму началу термодинамики, сформулированному ещё в ХIXв., замкнутая система необратимо смещается к состоянию окаменелого равновесия, теряет активность, непрерывно растёт энтропия - рассеивание, утрата энергии. Напротив, открытая система в результате информационно-энергетического обмена с окружающей средой, конструктивно-критического восприятия нововведений (притом, что процессы обновления могут быть мучительными) в результате появления возможностей для диалога, плюрализма мнений и свободного выбора оказывается более активной, способной к самодостраиванию и самоорганизации.

Структура общества отражает определённый способ связи и взаимодействия индивидов. Каковы же основания выделения структурных частей (подсистем) общества? Очевидно, эти основания кроются прежде всего в истоках формирования общества, о которых говорилось выше. Это естественные, природные факторы, разделившие людей по полу, возрасту, по расовым признакам. Здесь можно выделить социально-территориальные общности (жители города и жители села), социально-демографические (мужчины, женщины, молодёжь и т. д.), социально-этнические, включающие такие элементы, как род, племя, народность, нации, этнос и т. д.

Любое общество структурировано и по другим параметрам, связанным с вертикальным расслоением. Для К. Маркса основным критерием было отношения к средствам производства, к собственности (классы имущих и неимущих). М. Вебер включает помимо отношения к собственности и уровня доходов отношение к власти (управляющие и управляемые) и социальный престиж.

Таким образом, рассмотрев некоторые структурные элементы общества и их функции, можно сделать вывод, что решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, сделавшие возможным само рождение человеческого общества: труд, общение и познание. Они лежат в основании выделения трёх основных сфер жизнедеятельности и общественных отношений в обществе: это экономические, социально-политические (правовые, нравственные) и духовно-культурные (религия, наука, искусство и пр.) связи-взаимодействия. Личность, являясь своего рода слепком общества, также выступает как объект и субъект труда, общения, познания. В этих сферах протекает процесс развития общества и человека. Эти сферы и определяют основные функции общества: материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества (рост материального достатка, благосостояния); социально-политические, этические гарантии выживания человечества, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений; духовно-интеллектуальное, научно-эстетическое развитие людей.

Каждый элемент структуры выступает в нерасторжимом единстве с целым, хотя и обладает относительной автономной сутью. Целое отражает свойство частей, но и части отражают качественные особенности целого. И поэтому нельзя утверждать, что целое сложнее части. Оно совсем другое. Система - это единство многообразного.

Список использованной литературы.

Захарченко М.В., Погорілий О.І. Історія соціології (від античності до початку ХХ ст.). - К.: Либідь. - 1993. - 336с.

Панфилова Т. Развивается ли наше общество. // Общественные науки и современность. - 1993. - №1 - С. 34-41.

Спасибенко С. Г. Общество как субъект социальной жизни. // Социально-политический журнал. - 1995. - №1. - С.72 -82.

 

Тема. Суспільство як соціальна система:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Характерні риси сучасного суспільства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.