КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общество как социальная системаОбщество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам. Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальныхявлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта: а) изучение “общества вообще”, т.е. выделение всеобщих, универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при ее ведущей роли); б) изучение конкретно-исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации; в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов. 2. Типологии общества Завершая самую общую характеристику общества и его строения, необходимо специально, хотя и кратко остановиться на проблеме типов общества, то или иное решение которой позволяет классифицировать общества на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков, отличающих группы обществ друг от друга и объединяющих общества одной и той же группы. Тем самым выявляется многообразие проявления единой сущности общества в реальном мире. Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ. Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего отношения собственности, разделив все общества на пять основных общественно-экономических формаций – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая и социалистическое общество как ее начальную, первую фазу). Другие социологи (американцы Г.Ленски и Дж.Ленски) подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества и г) промышленные общества. Немецкий социолог Ф.Теннис главное внимание сосредоточил на разграничении двух основных типов обществ - -допромышленного, традиционного (Гемайншафт – сельская, крестьянская община) и -современного, промышленно-городского (Газельшафт). Сегодня весьма широко распространено (Д.Белл, А.Турен и др.) деление обществ на: доиндустриальные или традиционные (в современном понимании – отсталые, в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества). Индустриальные (т.е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т.е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения). Этим, конечно, не исчерпывается многообразие классификаций обществ. Так, довольно часто, особенно в последние десятилетия, общества различаются по политическим критериям (особенно по характеру и формам соотношения общества и государства) на: демократические ( где сложилось гражданское общество, а государство подчинено и служит ему), тоталитарные (где нет гражданского общества, а государство подчиняет и подавляет общество и личность) и авторитарные (как промежуточные между первым и вторым). Более основательно и подробно это рассматривается в социологии политики и в курсе политологии. Типизация общество может быть проведена и по многим другим признакам: -в связи с господствующей в обществе религией говорится о христианском или мусульманском обществах, о православном обществе и т.д., а - в связи с наиболее распространенным языком общения – англоязычном. русскоязычном, франкоязычном и других обществах. Хотя вряд ли было бы правильно считать все указанные и подобные классификации равнозначными, ни одну из них не следует ни отвергать с порога, ни возводить на уровень единственно правильной, как это имело место у нас в сравнительно недавнем прошлом, когда лишь указанная выше марксистская позиция признавалась, а все или почти все отвергались. Важно так же иметь в виду, что роль и значение той или иной классификации определяется во многом тем, под каким углом зрения, с какой конкретно стороны изучается общество как сложное, многогранное образование. Совершенно ясно, что если общество исследуется с точки зрения, например, этнического состава его населения, то на первый план выдвигается классификация обществ на однонациональные, двунациональные и многонациональные, а другие отодвигаются на второй и более далекие планы. 3.КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. “Стихийные” социологи обычно отмечают три основных концепции происхождения общества: - естественную (труд создал человека и превратил общество в культурное стадо производителей); - божественную (“Бог создал человека”); -космическую (“инопланетяне создали людей” и манипулируют человеческим прогрессом в своих целях); В то же время сложился ряд научных теорий: 1) инструментальная; 2) семантическая; 3) сексуальная; 4) гендерная; 5) кратическая.
1) Инструментальная: ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретения специальных орудий для удовлетворения потребностей. Примитивные, а потом все усложняющиеся, они экономили усилия человека в добыче тепла, света, пропитания и т.д. Это привело к функциональному делению общины и закркплению системы разделения труда, к появлению экономических различий между людьми. Так!!!, возникла и стала развиваться социальная организация. 2) Сексуальная концепция базируется на такой особенности человека, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Это сочетание физиологических характеристик приводило к спонтанному вынашиванию и рождению. Все это выбивало жизнь группы из ритма. Установления контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные и другие отношения членов общины. Регламент воспроизводства, возможности планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения – все это дает социальную организацию. 3) Кратическая теория опирается на принципы общей теории систем и выводит возникновение человеческих ассоциаций, способных выполнять сложную целесообразную деятельность - из развития управляющей системы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Присущие качества позволяют занять человеку позицию лидера. Лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почетания, распределение привилегий. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социальной организации, т.е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии - человеческой ассоциации. 4) Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности младенцев, становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она по естеству обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем и функционально занимает роль сервера по обслуживанию процесса воспроизводства, обеспечивая: зачатие, защиту, тепло, кровь и питание. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая гениальность) создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. В тот же момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют правила общежития. 5) Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Люди действительно потрясающе уязвимы как в физическом, так и в психологическом плане. Человек – один из относительно молодых видов, поскольку антропологи ему отводят самое большое 8-10 млн. лет эволюции, в то время как по планете бегают, плавают, ползают существа, в десятки раз более “апробированные”. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного “органического тела”. В результате возникает система упорядоченных, коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество. Как видим социологические концепции происхождения обществ очень разнообразны. Они апеллируют к разным факторам формирования социальной реальности. !!! И, действительно: техника, семья, власть, неравенство, язык – являются неотъемлемыми существенными факторами организации современных обществ.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |