Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постоянные представительства при международных организациях




Консульские учреждения

Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Консульские отношения возникают с установлением дипломатических отношений, а при их отсутствии на основе специального соглашения заинтересованных государств. Согласие государства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.

Консульские функции выполняются как рассматриваемыми специальными консульскими учреждениями, так и дипломатическими представительствами, в составе которых создаются консульские отделы.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений:

1. генеральные консульства,

2. консульства,

3. вице-консульства,

4. консульские агентства.

В консульских отношениях РФ наиболее распространены генеральные консульства. В настоящее время в различных регионах России функционируют генеральные консульства: в Санкт-Петербурге - США, ФРГ, Великобритании, Финляндии, ЮАР, КНР, Японии, Казахстана, Кубы, Эстонии, Франции и ряда других стран; в Екатеринбурге - США, Великобритании, Чехии, Болгарии, Кыргызстана; в Тюмени - Украины; в Новосибирске - ФРГ; в Иркутске - Монголии; в Хабаровске - КНР; во Владивостоке — США, Японии и т. д.

В составе посольств иностранных государств в Москве работают консульские отделы.

Порядок формирования. Консулы назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях - консульский патент. Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства. В РФ выдача консульского патента производится МИДом России.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула - консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула.

Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского патента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.

Консульства не ведут переговоры с правительством государства пребывания, не подписывают соглашения и, как правило, не осуществляют контакты с органами государственной власти. Прерогативы консульств действуют лишь в пределах консульского округа.

По уведомлении государства пребывания консульское должностное лицо может действовать в качестве представителя своего государства при межправительственной организации, При этом оно вправе пользоваться полагающимися привилегиями и иммунитетами.

Консульские функции можно разделить на две категории: 1. относятся аналогичные функциям дипломатических представительств (имеются, естественно, различия в масштабах деятельности). Это защита интересов представляемого государства его граждан и юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами; выяснение всеми законными путями условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству.

Вторая категория охватывает собственно консульские вопросы:

1. выдачу паспортов гражданам представляемого государства и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое государство;

2. оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства; обеспечение надлежащего представительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания. В случае, если какой-либо гражданин государства, назначившего консула, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу либо задержан в ином порядке, например во исполнение судебного решения, компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом консульство, находящееся в округе, где это произошло (Венская конвенция 1963 г., однако, содержит оговорку, которая присутствует не во всех двусторонних конвенциях: «если гражданин потребует такого уведомления»). Консульские должностные лица вправе посещать такого гражданина, а также переписываться с ним и принимать меры по обеспечению ему юридического представительства. По Венской конвенции эти прерогативы консулов должны осуществляться в соответствии с законами и правилами государства пребывания.

3. оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве и их экипажам. Для консульств, расположенных в портовых городах, важнейшей функцией является оказание содействия судам, плавающим под флагом государства, учредившего консульство, когда они находятся в порту, внутренних или территориальных либо архипелажных водах государства пребывания. В частности, консул имеет право в любое время посетить судно и при необходимости требовать явки капитана в консульство. Он может оказывать помощь в оформлении судовых документов; без ущерба для прав властей государства пребывания расследовать происшествия, имевшие место во время плавания; раз­решать споры между капитаном и командой, если это предусматри­вается законом государства флага судна.

4. выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера. Консул регистрирует акты гражданского состояния (рождения, смерти и т.п.) граждан своей страны. По консульским конвенциям за ним признается право регистрировать браки, когда оба брачующихся являются гражданами представляемого им государства и если это не противоречит законам и правилам государства пребывания.

5. На консула возлагается охрана интересов несовершеннолетних и других лиц, не обладающих полной дееспособностью, особенно когда требуется установление над ними опеки или попечительства.

Перечень названных и ряда других функций, содержащихся в Венской конвенции о консульских сношениях, дополняется в двусторонних консульских конвенциях, а также в Положении о Консульском учреждении Российской Федерации 1998 г.

Здесь, в частности, названы такие функции, как

(1) осуществление в пределах своей компетенции решения вопросов правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам о соблюдении законодательства государства пребывания;

(2) введение в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан РФ;

(3) принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан РФ;

(4) оказание содействия гражданам РФ, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме;

(5) содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа;

(6) обеспечение безопасности консульского учреждения, его сотрудников и членов их семей,

(7) принятие необходимых мер по обеспечению безопасности граждан РФ в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа. Российский консул вправе задержать готовое к выходу в море судно или потребовать его отплытия досрочно. В случае, если судно потерпит аварию, консул принимает меры к спасению пассажиров, экипажа, судна и груза. Он также принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза и заверяет своей подписью акт о морском протесте - документ о происшествии (повреждении, гибели судна или груза, спасании, столкновении, загрязнении моря), могущий служить основанием для предъявления к судовладельцу имущественных претензий. Акт о морском протесте в случае возникновения спора является одним из доказательств по делу, идо опровержения заинтересованной стороной изложенные в нем данные являются действительными.

(8) участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций;

(9) участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания.

Венская конвенция 1963 года предусматривает, что функции консульских работников прекращаются по уведомлении об этом со стороны представляемого государства, по уведомлении со стороны государства пребывания, если оно перестало считать конкретное лицо работником консульского персонала, по аннулировании экзекватуры.

При разрыве отношений государство пребывания должно уважать и охранять консульские помещения, архивы и имущество консульства. Их охрану представляемое государство может вверить третьему государству, приемлемому для государства пребывания. Такому же государству представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан.

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях. В Российской Федерации эти вопросы регламентируются также Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г.

Консульские помещения неприкосновенны, что распространяет на здания или части зданий, используемые исключительно для консульства, и на обслуживающий эти строения земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на строение землю. Неприкосновенность означает, что а) власти государства пребывания не могут вступать в консульские помещения иначе, как с согласия главы консульского учреждения или дипломатического представительства государства, учредившего консульство; б) на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от нанесения ущерба и для предотвращения всякого Нарушения спокойствия консульства или оскорбления его достоинства; в) консульские помещения, предметы их обстановки, имуществo консульства, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях обороны или для общественных нужд.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты.

Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны. Они неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения

Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического представительства.

Консульское учреждение освобождается на основе взаимности от всех общегосударственных и местных налогов и сборов.

Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства.

Консульское учреждение имеет право пользоваться своим государственным флагом, вывешивая его на здании консульства, государственным гербом, укрепляя его на входных дверях, а также на резиденции главы консульства. Когда это связано с исполнением служебных обязанностей, флаг может устанавливаться на средствах передвижения. При этом должны приниматься во внимание законы, правила и обычаи государства пребывания.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т.е. в том, что касается служебной деятельности.

Личная неприкосновенность этой категории работников по Конвенции имеет ограниченный характер: они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению иначе как по постановлению судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. В иных случаях они не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат другим формам ограничения свободы иначе как во исполнение вступивших в силу судебных решений.

Венская конвенция допускает вызов всех категорий работников консульств в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться меры принуждения или наказания. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала может отказаться давать показания, если речь идет о вопросах, связанных с выполнением его функций; он не обязан.предоставлять относящуюся к этим функциям документацию или давать разъяснение законодательства представляемого государства.

Налоговые льготы консульских должностных лиц и консульских служащих, а также членов их семей выражаются в освобождении от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных; при этом сделано исключение в отношении частного недвижимого имущества, частного дохода, источник которого находится в государстве пребывания, и ряд других исключений. Работники обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую за свою работу.

Венская конвенция 1963 года запрещает консульским должностным лицам заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если такого рода частной деятельностью занимаются консульские служащие или работники обслуживающего персонала, Венская конвенция отказывает в предоставлении им предусмотренных в ней привилегий и иммунитетов.

В случае смерти работника консульского учреждения или членов его семьи государство пребывания разрешает вывоз движимого имущества умершего, кроме приобретенного в государстве пребывали вывоз которого запрещен в момент смерти. Не подлежат взиманию никакие налоги на наследство или пошлины на наследование с движимого имущества.

Государство пребывания обязано освобождать работников консульств и членов их семей от всех трудовых и государственных повинностей, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуция, военный постой.

Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей освобождаются от регистрации в качестве иностранцев и от получения разрешения на жительство. На работников консульского учреждения и членов их семей не распространяются постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, в том, что касается их служебной работы. Если работник консульского учреждения нанимает частных домашних работников, он обязан выполнять обязательства, налагаемые на нанимателей этими постановлениями.

При проезде консульского должностного лица к месту службы или обратно через третье государство последнее обязано предоставлять ему иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения проезда; это распространяется и на членов семей. Консульским курьем в государстве транзита должны предоставляться те же неприкосновенность и защита, что и в государстве пребывания.

Почетный консул - это лицо, не состоящее на консульской, дипломатической либо иной государственной службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания, гражданство которого оно чаще всего имеет. Жалованья от назначающего государства они не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Почетный консул назначается министром иностранных дел по предложению дипломатического представительства или консульского учреждения. Он подчиняется МИД и выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения в государстве пребывания.

Неприкосновенность консульских архивов и документов, защита консульских помещений, освобождение их от налогов, освобождение от таможенных пошлин, защита почетных консульских должностных лиц, освобождение их от личных повинностей распространяется на почетных консулов.

Если против почетного консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы.

При международных межправительственных организациях создаются постоянные представительства государств-членов.

Вопросы статуса и деятельности постоянных представительств при международных организациях регулирует Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

Представительство может включать, помимо главы представительства, дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал. Функции постоянного представительства состоят:

1. в обеспечении представительства посылающего государства при организации;

2. в поддержании связи между посылающим государством и организацией; в ведении переговоров с организацией и в ее рамках;

3. в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства;

4. в обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации; в защите интересов посылающего государства по отношению к организации;

5. в содействии и осуществлении целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией и в ее рамках.

Посылающее государство может аккредитовывать одно и то же лицо в качестве главы представительства при двух или нескольких международных организациях или назначить главу представительства в качестве члена дипломатического персонала своего представительства. В полномочиях, выданных постоянному представителю, может быть указано, что он уполномочен действовать в качестве делегата в одном или нескольких органах организации. В принципе, если не указано иного, постоянный представитель может действовать в тех органах организации, для которых не установлены специальные условия в отношении представительства.

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить сотрудников своих представительств и делегаций. Глава представительства обычно уполномочивается правительством своего государства и к нему неприменимы такие процедуры, как запрос агремана и аккредитование в государстве пребывания.

Согласно ст. 28 Конвенции, личность главы представительства и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения посягательств на их личность, а также преследовать в судебном порядке и наказывать лиц, совершающих такие посягательства.

Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания и, кроме ряда случаев, от гражданской и административной юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они пользуются привилегиями, аналогичными привилегиям сотрудников дипломатических представительств. Такие представители не могут быть объявлены persona nori grata по правилам, применяемым в двусторонней дипломатии. По отношению к ним государство пребывания не может при­менять принцип взаимности.

Глава представительства в силу своих функций и без предъявления полномочий считается представляющим свое государство и целях принятия текста договора между этим государством и организацией. Однако глава представительства не считается в силу своих функций представляющим свое государство в целях окончательного подписания договора или подписания договора ad referendum между этим государством и организацией.

Старшинство постоянных представителей определяется алфавитным порядком названий государств, применяемым в организации.

Существует и обратная связь международных организаций с государствами. Она выражается в открытии центров информации и документации (информационных офисов) по взаимному соглашению сторон. Так, в Российской Федерации существует Информационный Центр ООН (г. Москва). В соответствии с резолюцией Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1999 г. в городах Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Саратове действуют информационные офисы Совета Европы. Аналогичные информационные центры в отдельных государствах имеют такие международные организации, как Европейский союз и ряд других региональных международных организаций.

Отсутствие или разрыв дипломатических или консульских отношений между государством пребывания и посылающим государством не влияют на права и обязанности этих государств в качестве членов международной организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.