Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировой и исторический опыт законодательства в области БЖД. Нормативно-техническая база экологической безопасности




Нормативно-техническая база экологической безопасности

Нормативно-техническая база безопасности труда (охраны труда)

Особое место среди нормативных документов в области безопасности труда занимает система стандартов безопасности труда - ССБТ, структура которой представлена на рис.2.

Особая роль принадлежит ГОСТам ССБТ (на 1.01.91 введен 351 ГОСТ)

В ГОСТах ССБТ используется следующая система обозначений:


Содержание групп расшифровано в структуре ССБТ (см. рис.2). Груп­па под шифром 5 запланирована на перспективу развития ССБТ и пока не имеет ни одного ГОСТа.

В нормативно-технической базе безопасности труда, также как и в ССБТ в частности, можно выделить три уровня документов:

- единые (межотраслевые);

- отраслевые;

- уровня предприятия.

Среди единых (общегосударственных) документов можно выделить сле­дующие:

Строительные нормы и правила (СНиПы)

 

Например:

- СНиП 11-4-79 (часть 2. Нормы проектирования. Глава 4. Естест­венное и искусственное освещение);

- СНиП 2.09.02-85 - Производственные здания;

- СНиП 2.01.02-85 - Противопожарные нормы.

 

Санитарные нормы (СН):

 

- санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. СН 245-71

- санитарные нормы по видам вредных факторов (шум - N 3223-85, вибрация локальная - Ы3041-84,вибрация на рабочих местах N 3044-84, инфразвук- N 2274-80, постоянные магнитные поля N 1742-77, электричес­кие поля промышленной частоты N 5802-91, магнитные поля частотой 50 Гц N 3206-85, ультрафиолетовое излучение N 4557-88, микроклимат произ­водственных помещений N 4557-88, электромагнитные поля частот 10-60 КГц N 5803-88);

 

Правила, руководства, нормы безопасности:

 

Например:

 
 

- правила устройства электроустановок ПУЭ-76

- руководство Р 2.2.013-94 (гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса);

- нормы радиационной безопасности НРБ-76/87

На основе указанных документов разработано множество отраслевых положений правил и инструкций по безопасности труда, а также докумен­тации для пользования внутри предприятий.

 

Общая структура нормативных документов в данной отрасли во многом сходна с рассмотренной ранее структурой нормативной базы в ОТ. Основ­ным комплексом нормативных документов является система стандартов по охране труда и улучшении использования природных ресурсов (сокращенно "Охрана природы" или ОП). Структура обозначения ГОСТов ССОП может быть представлена в виде:


Конкретное название комплексов стандартов ОП следующее:

О - организационно-методические стандарты;

1 - по охране и рациональному использованию вод (код-Гидросфера);

2 - по защите атмосферы (код-Атмосфера);

3 - по рациональному использованию биологических ресурсов (Биологи­ческие ресурсы);

4 - по охране и рациональному использованию почв (Почвы);

5 - по улучшению использования земель (Земля);

6 - по охране флоры (Флора);

7 - по охране фауны (Фауна);

8 - по охране ландшафтов (Ландшафты);

9 - по рациональному использованию и охране недр (Недра).

Данные комплексы подразделяют на следующие группы стандартов:

0 - основные положения;

1 - термины, определения, классификация;

2 - показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбро­сов и сбросов, показатели интенсивности использования природных ресурсов;

3 - правила ОП и рационального использования природных ресурсов;

4 - методы определения параметров состояния природных объектов и ин­тенсивности хозяйственных воздействий;

5 - требования к средствам контроля и измерений состояния ОС;

6 - требования к устройствам.аппаратам и сооружениям по защите ОС от загрязнений;

7 - прочие стандарты.

Кроме системы ГОСТОВ действует ряд других межотраслевых докумен­тов: - общесоюзные нормативные документы в виде методик, например, по расчету концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержа­щихся в выбросах предприятий (ОНД 86), или инструкций, например, "О согласовании, проведении экспертизы воздухоохранных мероприятий и вы­дачи разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проект­ным решениям" (ОНД1 - 84).

- строительные нормы и правила (СНиПы), например, "Наружные сети и сооружения" (СНиП 2.04.02- 84), а также указанные ранее в разделе 3.

- санитарные нормы (СН), санитарные правила и нормы (СанПиН), например, "Допустимые уровни шума на территории живой застройки" (СН 3077-84) или "Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" (СН 3088-84).

Кроме того, различными министерствами и органами утверждено много правил, положений и т.п., действующих в ОС. Например, правила охраны поверхностных вод (1991), положение об охране рыбных запасов, типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу по отраслям промышленности и др.

Законодательство по охране труда начало формироваться в большинс­тве развитых промышленных стран еще в XIX в., что совпало с началом промышленной революции. В XX в. процесс формирования законодательства по охране труда интенсифицировался.

В России в начале века (1902 г.) был введен закон "О вознагражде­нии рабочих, потерпевших от несчастных случаев". Критический анализ этого закона в одноименной статье дал В.И.Ленин. В 1919 г. появилась Международная организация труда (МОТ), которая в своей деятельности впервые основное внимание стала уделять вопросам охраны труда.

К 80-м годам в развитых странах почти сформировалось законода­тельство по охране труда. Одним из важнейших международных документов в этой области стала Конвенция МОТ 155 "О безопасности и гигиене тру­да" (1981 г.), в ст.4 которой говорится, что каждая страна, подписав­шая Конвенцию, в соответствии с"национальными условиями и практикой должна разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать сог­ласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

На базе законодательства по охране труда в 70-е - 80-е годы нача­ла формироваться новая отрасль - экологическое право. Объективными предпосылками возникновения новой отрасли права стало, с одной сторо­ны, неудовлетворительное состояние окружающей природной среды из-за производственной деятельности, с другой - проявление особого внимания к экологическим проблемам общественности. Около 100 государств приняли общие законы об охране окружающей среды, выражающие экологическую по­литику страны, и образовали специализированные системы органов эколо­гического управления и контроля. В обеспечении экологической безопас­ности большая роль отведена международному праву. Именно оно призвано закрепить единообразные принципы и нормы экологически целесообразного поведения государств, которые, в свою очередь, должны быть интегриро­ваны в национальное законодательство. Сейчас уже действует более 200 международных природоохранительных договоров. Один из наиболее важных принципов международного природоохранительного права - предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде. Он целиком ориентирован на проведение превентивных мероприятий, носит комплексный характер и включает в себя в качестве самостоятельных элементов следующие принци­пы:

- оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);

- уведомления о деятельности, способной причинить трансграничный экологический ущерб;

- предоставление информации об этой деятельности. Крупные промышленные аварии 70-80-х годов заставили политиков и промышленников развитых стран пересмотреть свое отношение к вопросам промышленной безопасности. Возникла очевидная необходимость появления законов, регулирующих специфические вопросы промышленной безопасности, которые не нормируются ни трудовым, ни экологическим правом. В 80-е годы развивалось законодательство по промышленной безопасности не только в странах ЕЭС, но и в США, Канаде, Японии.

В России в настоящее время объективные тенденции, связанные с увеличением техногенных опасностей, усугубляются общим экономическим кризисом, который привел к медленным темпам реконструкции производств, отставанием сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неудов­летворительному состоянию систем предупреждения и локализации аварий, ухудшению уровня подготовки и снижению квалификации специалистов и персонала. Кроме того, предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях вынуждены сокращать расходы. При от­сутствии правовых ограничений они делают это в первую очередь за счет сокращения непроизводственных затрат, в том числе за счет расходов на безопасность.

Необходимый, хотя и недостаточный выход из сложившейся ситуации -создание эффективной системы законодательства в области промышленной безопасности. Ее отсутствие приводит к неопределенности в вопросах разделения функций различных органов государственного управления, от­ветственности между государством и собственниками предприятий, несог­ласованности действий различных министерств, ведомств и надзорных орга­нов при проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопаснос­ти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.