Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный конвенционный и институционный механизмы реализации

Содержание процесса реализации норм

Понятие и формы реализации норм международного права

Внутригосударственный нормативный и организационно-правовой механизмы реализации

Международный конвенционный и институционный механизмы реализации

Содержание процесса реализации норм

Понятие и формы реализации норм международного права

РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

 

Реализация - это воплощение норм международного прав в поведении, деятельности государств и других субъектов, практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин «имплементация» (от англ. implementation — осуществление, проведение в жизнь).

Формы реализации:

Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. одни государства (ядерные) не передают кому бы то не было ядерное оружие, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают его. В таких ситуациях пассивное поведение субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются (соблюдаются).

Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. Статья 2 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. предусматривает, что каждая Сторона принимает законодательные и другие необходимые меры, предоставляющие ей возможность конфисковывать орудия и доходы или имущество, стоимость которого соответствует этим доходам.

Использование. Имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него).

 

 

Поскольку норма международного права существует и действует в системе норм, реализация всегда предполагает осуществление определенной совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим целям, - норм договора (или иного акта), института, отрасли и права в целом.

Нередко требуются дополнительные правовые и (или) организационные меры со стороны государств для своевременного, всестороннего и полного осуществления норм международного права.

Процесс реализации включает два вида деятельности:

1) непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социально значимого результата (например, ликвидация ракет, пусковых установок, оборудования в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.);

2) правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранительную) деятельность, и ее результатом является правовой акты. Помимо правовой базы для реализации необходима соответствующая структура органов (организационно-правовой, институционный механизм).

Реализация норм международного права основывается на следующих принципах:

· суверенное равенство;

· невмешательство во внутренние дела;

· мирное урегулирование споров;

· сотрудничество государств.

Особое значение для процесса реализации норм имеет принцип добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda). Он распространяет свое действие на все нормы независимо от функций, назначения, формы выражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять свою деятельность, что предполагает возможность максимального приближения и в конечном счете достижения результата, на который рассчитывали создатели норм.

Реализация норм международного права - проблема не только юридического характера, но также политического. Задача международного права - закрепление в юридической форме и обеспечение функционирования определенной системы отношений. Поэтому эффективность международного права и его норм зависит в конечном счете от наличия соответствующих политических, социальных, экономических и других предпосылок - от состояния самих международных отношений и внутригосударственного правопорядка.

Механизм реализации норм международного права представляет собой совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном; уровнях, с целью реализации норм.

 

 

Международный механизм как комплекс средств и институтов, используемых государствами для обеспечения реализации международно-правовых норм, состоит из двух взаимосвязанных компонентов:

1. международного правового (конвенционного) механизма

2. международного организационно-правового (институционного) механизма.

Международный правовой механизм реализации включает

1. правообеспечительное нормотворчество,

2. толкование,

3. международный контроль,

4. правоприменение.

Правообеспечительное нормотворчество. Выступает в форме конкретизации. Например, одновременно с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г. был подписан ряд договоров в целях его исполнения: Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с этим Договором, Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Договора, а также договоры СССР и США с рядом государств о проведении инспекций на их территории.

В международно-правовом регулировании конкретизация имеет исключительно важное значение. Высокая степень обобщенности первичных норм может затруднить реализацию, в связи с чем необходимо их развитие. Так, ст. 2 Устава ООН лишь перечисляет принципы, которыми должны руководствоваться государства во взаимных отношениях. Конкретное же содержание их раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и др. В них указывается, что развитие содержания принципов будет способствовать обеспечению более эффективного их применения.

Дополнительные договоры могут быть посвящены гарантиям. По ним государство берет на себя обязательство поддерживать конкретное положение международного характера. Правообеспечительные нормы содержатся в тех же договорах, что и основные нормы - регулятивные. Однако в некоторых случаях государства могут заключать дополнительные (специальные) соглашения во исполнение основных.

Толкование. Оно также является средством обеспечения реализации и может осуществляться как в процессе нормотворчества, так и правоприменения. Конкретизация и толкование тесно взаимосвязаны. Конкретизация немыслима без толкования, а последнее нередко переходит в конкретизацию.

Международный контроль. Главное в контрольной деятельности - установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права, т.е. проверка. Она осуществляется путем сопоставления информации о деятельности государства (или иных субъектов) либо путем сравнения деятельности с требованиями норм права. Основой любого метода контроля являются сбор и оценка информации.

Сбор информации - это получение сведений о реализации международно-правовых норм всеми законными средствами: наблюдением; аэрофотосъемкой (если она разрешена договором); использованием искусственных спутников Земли, сейсмического оборудования и других технических средств; инспектированием; обменом информацией и специальными докладами; участием в работе совещаний и т. д.

Оценка информации - это сопоставление деятельности с требованиями норм.

Контроль может осуществляться либо индивидуально, т.е. с помощью национальных средств, либо совместно, посредством использования международного институционного механизма: международных органов, организаций, комиссий, комитетов и др. (Комитет по правам человека, Комитет экспертов МОТ, Комиссия по наркотическим средствам, ЭКОСОС, Международный комитет по контролю над наркотиками и др.). Значительная часть международных договоров содержит специальные нормы о контролировании действительного положения в области реализации обязательств.

Государства рассматривают контроль как одно из основных средств обеспечения соблюдения договоров.

Результатом контрольной деятельности являются доклады, сообщения, другие материалы проверки, имеющие правовое значение. На их основе государствами, международными органами и организациями могут быть приняты соответствующие решения - правоприменительные акты.

Правоприменение. Оно представляет собой деятельность, завершающуюся принятием государствами (индивидуально или коллективно) или компетентным международным органом юридически обязательного индивидуального акта на основе норм международного права (например, резолюция Совета Безопасности ООН, решение Международного Суда ООН, решение Европейского Суда по правам человека).

Правоприменительная деятельность необходима в случаях, когда происходят сбои нормального процесса реализации и требуются дополнительные усилия со стороны правоприменительных органов.

Правоприменительная деятельность начинается с выяснения фактических обстоятельств. Государства или иные субъекты правоприменения выбирают способы и процедуру выяснения обстоятельств, которые считают наиболее подходящим для данного случая, если такие способы специально не оговорены в договоре.

Можно выделить следующие каналы получения информации о фактических обстоятельствах:

а) использование данных контрольной деятельности;

б) получение информации на переговорах, консультациях, в международных органах и организациях, из докладов государств;

в) проведение расследование;

г) судебное или арбитражное разбирательство.

Полномочия по проведению расследований возлагаются на Совет Безопасности ООН. Об этом говорится в Уставе ООН.

Достаточно полную и разнообразную информацию может получать Международный Суд ООН. Во-первых, факты, имеющие отношение к делу, сообщают Суду сами участники спора. Он может обращаться непосредственно к государствам в целях получения доказательств на месте, требовать от представителей сторон предъявления любого документа или объяснений. Во-вторых, Суд заслушивает свидетелей и экспертов. В-третьих, может поручить производство расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору.

Юридическая квалификация и принятие решения - следующие стадии международного правоприменительного процесса. Когда деятельность государств несовместима с нормами, реакция государств и юридическая оценка этого облекаются в соответствующую форму - соглашение (коллективное решение), решение (индивидуальное решение государства, решение организации, органа, в том числе судебного). Обосновывая решение, правоприменитель дает юридическую оценку действиям государства-исполнителя (нарушителя), ссылаясь на нормы международного права. Таким образом, правоприменительная деятельность завершается принятием правоприменительного акта - решения по конкретному делу (вопросу).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Институционный механизм реализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.