Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание как философская проблема




Мировой Дух Хайдеггер

Бытие

II. Тесты

I. Вопросы для самопроверки

ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. Что рассматривает онтология?

 

2. Что такое Бытие?

 

3. Как связано бытие и существование?

 

4. Что значит "общее" и "единичное"?

 

5. Чем отличаются явление и сущность?

 

6. Какие уровни бытия выделяются?

 

7. Что такое "сущее" ("сущность")?

 

8. Кто первым ввел термин "онтология"?

 

9. Что значит "единое"?

 

10. Приведите пример несовпадения "бытия" и "существования. П.В чем причина интереса к онтологической проблематике в XX веке?

 

11. В какой традиции развивалась онтологическая проблематика?

 

12.Что такое "феномен"?

 

13. Назовите крупнейших представителей феноменологического направления.

 

14.Какие уровни Бытия выделял М.Хайдеггер*

 

15. Охарактеризуйте уровень "Ман". В чем его недостаточность?

 

16. Что такое "раскрывающееся пространство"?

 

17. Охарактеризуйте "здесь-бытие"

 

18.Как может быть постигнуто "здесь-бытие"(экзистенция)?

 

19. Что такое "посыл Бытия"?

 

20.Где впервые возникает онтологическая проблематика?

 

21.Охарактеризуйте понимание Бытия в элейской школе?

 

22.В чем сущность онтологической концепции Платона?

 

23.Что такое "эманация"?

 

24.В чем своеобразие трактовки Бытия в эпоху Средневековья?

 

25.Какие уровни Бытия выделяли средневековые мыслители?

 

26. Почему в Новое время онтологическая проблематика заменяется гносеологической?

 

28.В чем своеобразие кантианской трактовки Бытия?

 

29.Почему Гегель отождествлял Мировой Дух и Ничто?

 

30.В чем отличие гегельянской трактовки Бытия от трактовки Бытия в концепциях его предшественников?

 

1. Что изучает онтология?

 

2. Охарактеризуйте основные онтологические категории:

 

Сущее

Явление

Единое

Общее

Единичное

Особенное

 

3.Назовите основные этапы развития онтологической проблематики, охарактеризуйте их.

 

- античный этап

- средневековый этап

- Новое время

- Немецкая классическая философия

- XX век

 

4. Раскройте феноменологическую концепцию бытия, охарактеризуйте основные уровни (Ман, здесь-бытие, бытие).

 

5. Укажите соответствия:

 

Посыл Бытия Гегель

Бытие есть Бог Фома Аквинский

Онтологический аргумент Кант

Априорные категории Декарт

 

6. Раскройте естественнонаучные предпосылки интереса к онтологической проблематике в XX веке.

Литература

1.Алексеев П., Панин А. Философия.М., 1996

2.Мир философии. М., 1991.- Ч. 1.

3. Доброхотов А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.,1986.

4. Радугин А.Философия. Курс лекций.–М.,1995.

 

§ 2. СОЗНАНИЕ

Сознание является сложным феноменом. Многогранность и многоаспектность проблемы сознания делают его объектом изучения множества наук, таких как философия, психология, биофизика, физиология и т.п. В философии сознание в основном трактуется как проблема человеческого бытия, поскольку сознание – то, что отличает человека от других живых существ. Сознание является продуктом развития человека и общества. Оно формировалось в процессе обособления человека от животных в течение 2,5–3 млн. лет. Под сознанием понимается основное свойство человеческого бытия, состоящее в способности «быть со знанием», т.е. «знать о своем знании». Сознание отличается от психики, человек – от животного именно наличием рефлексии – направленностью мышления и отражения на осмысление и обоснование собственных предпосылок. Как и животное, человек обладает психическими функциями (ощущение, восприятие. представление, память), но специфика человеческого бытия в том, что эти функции осознанные. Таким образом, можно сказать, что сознание – есть «узнавание» себя в жизнедеятельности. Свойственное человеку особое состояние сознания делает доступным ему одновременно и собственный внутренний мир, и окружающий внешний мир, поскольку сознание – способность идеального отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. В субъективном мире человека (в сознании) происходит: Основные понятия: бытие, идеальное, интуиция, культура, мышление, общество, объект, отражение, познание, рациональный, реальность, рефлексия, сознание, субъект, сущность, ценность, чувственный, явление

 

– воспроизведение реальности в виде мысленных образов;

– адекватное и активное отражение внешнего мира;

– связывание вновь поступающих впечатлений с прежним опытом;

– выделение человеком из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту;

– соединение индивидуального смысла и общего значения.

Подчеркнем, что сознание есть способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных связей, отделеными от непосредственных контактов с предметами и людьми. Данные образы рассматриваются в качестве условий, средств и ориентиров поведения.

Под сознанием понимают высшую форму психического отражения действительности общественно развитым человеком. А.Г. Спиркин определяет сознание следующим образом: «Сознание – высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Жизнь сознания – переход за границы биологических возможностей человека или только физических свойств предмета в мире человеческих взаимодействий, средств человеческой деятельности и культурных форм.

Выделяют несколько источников сознания.

1. Внешний предметный и духовный мир. Природные, социальные и духовные явления отражаются в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

2. Социокультурная среда. Частью сознания становятся общие понятия, эстетические и этические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества.

3. Духовный мир индивида, его опыт. Человек способен в отсутствие внешних воздействий конструировать, продуцировать разнообразные оригинальные переживания и образы.

4. Мозг. Эта макроструктурная природная система, которая обеспечивает на клеточно-тканевом уровне осуществление общих функций сознания. Состояние сознания зависит от его условно-рефлекторной деятельности, биохимической организации.

5. Космическое информационно-смысловое поле. Ряд исследователей считает сознание индивида одним из звеньев некой единой космической системы.

Итак, источником сознания является объективная и субъективная реальность, отражаемая человеком посредством высокоорганизованного субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.