Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. 2. Современные модели правового

Лекция 2.1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

В сфере правовой социализации выделяются правовое воспитание и воздействие на человека правовой практики. При этом следует заметить, что правовая практика взаимосвя­зана с правовоспитательным процессом. В рамках последнего формируются знания о праве, отношение к ним, а также уме­ния применять право. Все это является важной составляющей правовой практики. Многим юристам последнее представля­ется особенно важным. Реальное положение правовой дейст­вительности оказывает влияние на правовую социализацию, которая способна вносить коррективы в правовое сознание личности.

Правовое образование является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности как процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, а также правовых оценок, норм и моделей по­ведения. При этом общество, да и сама правовая практика, оп­ределяют позитивную или негативную направленность право­вой социализации и правового образования. Однако именно правовое образование, вкупе с правовым воспитанием способно направить этот процесс в це­ленаправленное позитивное русло. С другой стороны, лич­ность активно и избирательно воспринимает внешнее воздей­ствие, преломляя его сквозь призму внутренних помыслов, убеждений, которые сложились первоначально. Таким обра­зом, правовая социализация должна и может рассматриваться как двусторонний процесс взаимодействия внешних и внут­ренних факторов мотивации.

Изучение вопросов правовой социализации позволило вы­явить три важных этапа данного процесса:

1. Первоначально индивид только овладевает правовой ин­формацией. Он ее познает. Причем правовую информа­цию субъект может получать стихийно или организован­но. В последнем случае речь идет о большом значении правового образования, которое предполагает именно системное и целенаправленное воздействие на индивида согласно разработанной в обществе доктрине и системе образовательных целей. Актуализируется в этой связи и проблема управления процессом правовой социализа­ции.

2. На втором этапе происходит процесс личностного усвое­ния правовых ценностей. Исследователи считают, что личностное восприятие внешних стимулов в реальной действительности может иметь разные проявления: это и эмоциональная реакция на правовые явления, и оценка правовых норм и практики, а также правового поведения. Следует заметить, что степень личностного восприятия правовых ценностей зависит от сформированности индивидуального правосознания на эмоциональном, рацио­нальном, волевом уровнях. Особое значение приобретает развитость внутреннего самоконтроля, который представляет собой присущий духовному миру индивида со­циально-психологический механизм волевых действий и поступков, раскрывающих особое качество личности — «ее способность к саморегуляции». Таким образом, пра­вовая социализация проявляется через систему самоконт­роля индивидов, согласовывающих свои поступки и дей­ствия с нормативными требованиями.

3. На третьем этапе необходимо «перевести» сформирован­ные установки, правовые идеи, принципы в реальные поступки личности, причем на всех стадиях жизненного цикла личности.

Большую роль в процессе правовой социализации играют различные институты общества, в том числе семья, школа.

Целесообразно рассматривать обучение и воспитание праву как дефиниции, обладающие относительной самостоя­тельностью, которая предполагает их постоянную взаимосо­гласованность. Обучение предполагает накопление теоретиче­ских и практических правовых знаний, умений и навыков, воспитание способствует развитию личности с позиции фор­мирования ее правовой культуры, что напрямую определяет уровень правовой культуры общества. Изучая дефини­ции с учетом таких подходов, следует иметь в виду, что вос­питание в этом случае связано с эмоционально-волевой сфе­рой личности, а обучение предполагает большее воздействие на когнитивно-рациональную.

Важным элементом правовой культуры выступает юриди­ческая деятельность (в том числе правотворческая, правопри­менительная, правоохранительная), основу которой и состав­ляет правовая компетентность. Формирование последней осуществляется в рамках правовой социализации личности, формой которой и выступает правовое воспитание. Оно ока­зывает воздействие на субъекта с сознательной и мотивационной (волевой) стороны, поддерживая объективный (внешний) и субъективный (внутренний, воспитательный) аспекты фор­мирования личности. Таким образом, правовое воспитание может рассматриваться как структурный элемент механизма правового воздействия, а также как средство воздействия на правовое сознание и поведение субъектов правоотношений. С позиции ценностно-ориентированного аспекта правового воздействия, правовое воспитание рассматривается в субъек­тивном смысле как организованная и целенаправленная дея­тельность.

Таким образом, понятие «правовое воспитание» представ­ляется юристам многоаспектно. Социологи указывают, что данная деятельность представляет собой вид социальной ра­боты, но политологи видят в нем вид идеологического воздей­ствия на сознание личности, которое в свою очередь направ­лено на восприятие образа жизни, поддерживаемого в данном государстве. Однако юристы указывают и на юридический ас­пект понятия как особой разновидности юридической прак­тики, связанной с практикой становления в России правовой государственности. Правовое воспитание всегда рассматривалось как вид государственной деятельности, а потому и по­явилось новое понятие «правовоспитательная деятельность».

В последние годы юристы все чаще стали говорить о слож­ности и самостоятельности правового воспитания. В совре­менной юридической литературе появилось даже понятие «институт правового воспитания».

Правовое воспитание, по мнению исследователей, должно выстраиваться на ос­нове общечеловеческих ценностей. В этой связи выделяют ближайшую, промежуточную и конечную цели правового вос­питания. К первой относят формирование системы правовых знаний, ко второй — формирование правовой убежденности, а к третьей формирование мотивов и привычек правомерного поведения. Правовое воспитание является важнейшим сред­ством формирования и изменения правового сознания и пра­вовой культуры. Правовое воспитание состоит в распростра­нении правовых знаний, представлений о важности и ценности правомерного поведения, законности и других пра­вовых явлений в жизни личности и общества с целью их вос­приятия и последующего усвоения.

Анализируя жизнь людей в обществе, можно заметить наличие специальных социальных институтов и организаций, которые, помимо прочего, выполняют функ­цию правового воспитания: семья, школа, вуз, СМИ, церковь. Для этого используются различные сред­ства: литература, искусство, кино, печать, радио, телевидение и т. п. По мере развития общества изыскиваются все более со­вершенные формы воспитательной работы.

Стоит признать, что в правовом воспитании важным субъ­ектом выступает государство. Для него крайне важно сформи­ровать положительное отношение населения к праву, обучить юристов и ученых-правоведов.

Средством правового воспитания в целевом аспекте рассма­тривается правовое обучение. Но с точки зрения содержатель­ного аспекта воспитания — правовое обучение — это форма правового воспитания. Обучаемый праву (если речь идет о целенаправленном системном обучении) не может рассмат­риваться в качестве объекта, и выступать в пассивной роли то­го, на кого направлено правовое воздействие. В настоящих ус­ловиях он должен рассматриваться исключительно как субъект образовательных правоотношений. Во-вторых, современный правовоспитательный процесс в форме обучения не может и не должен ограничиваться только передачей на теоретическом уровне юридических знаний. Их значимость усиливается по мере взросления индивида. «Знаниевый» компонент целена­правленной правовоспитательной деятельности вне активнос­ти самого обучаемого, без опоры на технологию отработки ме­ханизма применения их на практике превращается в фикцию и не гарантирует правомерность поведения субъектов.

Исследуя роль правового образования в системе социали­зации личности, целесообразно обратить внимание на законо­мерности процесса осознания, то есть внутреннего усвоения личностью своего правового статуса в обществе, знания своих прав и обязанностей.

Рассмотрение различных аспектов влияния правового об­разования на формирование правовой культуры общества воз­можно путем изучения процесса становления правового со­знания и права. А. П. Семитко предложил обратить внимание на два исторических типа мировой культуры: социоцентристкий и персоноцентристский. Основанием их выделения слу­жит правовое положение личности, уровень свободы челове­ка, который обеспечен правом. Ученый доказывает, что для каждого типа правовой культуры характерен свой тип право­вого статуса личности социо- и персоноцентристкий. В пер­вом случае в центре правовой культуры выступает не лич­ность, а социум, социальность. Для такого типа правовой культуры характерны и свои правовые средства: запреты, им­перативы, обязывающий тип правового регулирования. Пер­соноцентристский тип правовой культуры предполагает, что центральным звеном является личность, ее права и свободы, достоинство. Он базируется на дозволениях, при этом разви­вается частное право, договорные отношения.

Рассматривая проблемы правового образования, необходи­мо иметь в виду, что оно, сосуществуя в рамках определенного типа правовой культуры, проходит закономерную эволюцию, оказывая на культуру влияние и испытывая подобное на себе. Во всемирно-историческом масштабе правовая культура раз­вивается в направлении от социоцентристского к персоноцентристскому типу. А развитие правовой культуры и есть право­вой прогресс, критерием которого может выступать правовое положение личности. В социоцентристском обществе эконо­мически наиболее сильная группа, имеющая власть, заинтере­сована в последовательном проведении своей политики. В этом обычно и заключается идеологическая функция госу­дарственных органов. Именно в рамках такой функции и осу­ществляется правовое воспитание. Таким образом, идеологи­ческая деятельность как бы сливается с воспитанием. Семитко рекомендует иметь в виду при исследовании проблемы право­вого воспитания тот факт, что воспитание принадлежит куль­туре, общечеловеческому в социуме, а идеология, имея сходст­во с воспитанием, принадлежит социальному, классовому, которое является исторически приходящим в том же социуме. Трудно согласиться с утверждением о том, что воспитание должно быть вне идеологии и политики. Оно вовлекается в эти сферы и не может существовать изолированно. В этом заклю­чается определенное противоречие.

Воспитание рассматривается и как часть социальной тех­нологии и может быть использовано по-разному в зависимос­ти от целей субъекта социального управления. Правовое вос­питание призвано транслировать нормы правовой культуры, закрепляя при этом выработанные механизмы защиты прав и интересов личности. С другой стороны — оно передает воспитуемому желаемые для властвующего субъекта направления и нормы деятельности как необходимые. Чем сильнее расхожде­ние последнего предназначения с первым, тем менее эффек­тивной оказывается правовоспитательная деятельность и тем более противоречивым, нестабильным оказывается ее резуль­тат — правовая культура личности и общества.

В социоцентристских обществах управляющая система вынуждена заниматься навязыванием господствующих пра­вовых ценностей, идеалов. Информационные, обучающие моменты отходят на второй план. На первом плане необходи­мость интериоризации человеком правовых ценностей дан­ного общества ибо без них вряд ли возможно эффективное формирование необходимого для данной правовой системы поведения. Их усвоение приводит к повышению уровня пра­вовой культуры. По мнению юристов, в 30— 50-е гг. XX в. в России задачи правового образования не могли быть реализованы. Оно было тождественно деятельности, на­правленной на выработку у человека сознательного послуша­ния и привычки соблюдения чуждых норм. Такая точка зре­ния оспорима, а изучение истории становления правового воспитания доказывает обратное. В персоноцентристском обществе правовое воспитание реализует общечеловеческие цели и идеалы, выполняя задачи социального развития. В по­литико-правовой сфере субъект воспитания во многом совпа­дает с субъектом властвования, управления обществом, а объ­ект с подвластным, с управляемым.

В истории педагогических учений, при всем многообразии понимания воспитания, оно всегда рассматривалось как средство усовершенствования человека. Семитко считает, что цели правового воспитания совпадают с целями правового прогресса, а учителя выступают своего рода правовыми про­фессорами. Стадию перехода от социоцентристкого к персоноцентристкому типу автор определяет концом XVIII в. кон­цом XX в. Не случайно именно завершающая его фаза обозначена сегодня модернизационными процессами отече­ственного образования.

Данную позицию отстаивает Р. К. Русинов, подчеркивая, что «никакие новации в правовой системе, реформы юридиче­ских структур не дадут результат в достижении поставленных целей, если не будет решена основная проблема — проблема юридического образования».

Изучая различные аспекты правового образования, иссле­дователи предлагали обратить внимание на компоненты, взаимодействующие в процессе правового воспитания: юридичес­кие права и обязанности, правовое сознание и психологию личности как объект правового воспитания. При этом выделя­лись стадии воспитательных воздействий:

1) познание и уяснение смысла прав и обязанностей;

2) выработка отношений к правам и обязанностям;

3) использование прав и обязанностей.

При этом 1 и 2 ста­дии являются внутренними процессами, протекающими в правовом сознании и психологии индивида. Это есть внутреннее реагирование духовного мира на воздействие правовой среды. 3 стадия — это внешнее проявление процессов, протекающих в правовом сознании и психо­логии человека.

Рассмотрение роли правового образования в системе со­вершенствования правовой культуры общества невозможно без определения функций указанного процесса. Исследовате­ли указывают на важность когнитивной и коммуникативной функций. В первом случае, личность получает комплекс пред­ставлений о структуре правоотношений, познает процесс ре­гулирования правом социальных отношений, осознает те мо­дели поведения, которые поощряются или, наоборот, запрещаются законом, а также усваивает права и обязанности субъекта правоотношений. Таким образом, субъект познает правовое бытие общества. В процессе правового образования складывается система правовых знаний. Изучение такого по­нятия в рамках рассматриваемой проблемы позволяет выде­лить системные, содержательные познания в правовой облас­ти, получаемые в организационных формах правового образования. Согласно венгерскому исследователю Имре Са­бо, познавательная сторона правового сознания сводится обычно к осознанию права, формированию знаний о нормах.

Но более высокую ступень представляют знания права во всех связях. При этом выделяется как знание права применительно к конкретному случаю и как общее знание права. Промежу­точная ступень от понимания конкретной юридической ситу­ации к более общему познанию права — один из этапов разви­тия правосознания. В этом смысле процесс познания права в рамках развития правового образования характеризуется оп­ределенными ступенями углубления правовых знаний и раз­вития правосознания. Таким образом, знание права представ­ляет собой основу правосознания, а процесс углубления знаний является источником развития правосознания.

Коммуникативная функция правового образования прояв­ляется в системе формирования правовых качеств личности в процессе приобщения к правовым ценностям. Таким путем обеспечивается создание грамотных правовых отношений между людьми и их объединениями, закрепляется правовой опыт. Потребности реализации этой функции диктуют необ­ходимость выработки определенных форм, языка подачи пра­вового материала. При этом важно сохранить понятность, чет­кость и доступность правового языка.

Выделились внешний (связанный с правовыми нормами) и внутренний (включающий правовую психологию, идеологию) механизмы правового воздействия и правового регулирования. Таким образом, правовое воспитание вводи­лось в элементарный состав механизма правового воздействия и рассматривалось в качестве средства воздействия на право­сознание и поведение субъектов правоотношений.

Правовое обучение и воспитание являются частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России право­вого государства. И это не просто лозунги или громкие слова. Правовое обучение и воспитание стремятся сформировать у людей убеждения в необходимости следовать правовым пред­писаниям, умения и навыки реализации права. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а за­тем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать пра­вовой закон, проявлять правовую и профессионально-юриди­ческую активность.

Процессы обучения и воспитания в духе права определяют качественный уровень правовой культуры, которая выступает как системообразующее пространство, оказывающее влияние на образовательную деятельность и испытывающее их воздей­ствие.

С нашей точки зрения, правовое образование представляет собой комплексную систему институтов образовательной деятельности, контролируемых государством, в рамках которых выделяются относительно самостоятельные формы деятель­ности — обучение и воспитание, характеризующиеся целена­правленным воздействием на формирование определенного типа личности. В этом смысле в качестве субъектов выступают образовательные учреждения, государство, педагоги, родите­ли, ученики, объектом является сама правовая образователь­ная деятельности и отношения по ее поводу, включая процесс образования, а содержанием — комплекс дидактических еди­ниц юридической информации, социальный опыт и навыки, которые формально закреплены в источниках права и соотне­сены с возрастом, а также другими психолого-физиологичес­кими особенностями воспитанника.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль методики правового воспитания в совершенствовании правовой культуры обучающихся | Воспитания в школе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.