Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные

Волевые

Познавательные

—опора на жизненный опыт;

—учет познавательных интересов учащихся;

—создание проблемных ситуаций;

—побуждение к поиску альтернативных решений;

—выполнение творческих заданий;

—предъявление заданий на смекалку;

—мозговая атака.

— предъявление учебных требований до изучения матери-

— совместная разработка учебных требований (ученики и учитель);

—преодоление познавательных затруднений

—поощрение желания быть полезным Отечеству;

—создание и поддержание ситуации взаимопомощи;

—поощрение проявлений эмпатии (сопереживания);

—поддержание заинтересованности результатами коллек­тивной работы.

В современном понимании целеполагания воспитательная составляющая урока в традиционном «триедином» целеполагании урока не отрицается, но пред­полагается вести речь не о воспитательной цели, а о воспита­тельном эффекте, который заложен в уроке.

Показателями оценки правильности определения целей правового урока могут быть следующие критерии:

1. Комплексный характер цели: наличие обучающего и раз­вивающего аспектов, а также указание на возможность воспи­тательного эффекта урока.

2. Реальность достижения цели на уроке (с указанием на способы проверки достижения цели).

3. Связь цели урока с целями предшествующих и будущих учебных занятий.

4. Состоялось ли принятие цели урока обучающимися? (цель понятна, интересна учащимся и принята ими).

5. В какой степени достигнуты цели урока (полностью, частично или не достигнуты)?

Все критерии, кроме последних двух, используются на ста­дии разработки урока. Четвертый и пятый могут быть приме­нены только в ходе или по окончании урока и являются теми индикаторами, которые говорят «за» или «против» дальней­шей корректировки целей и указывают направления их изме­нения.

Иллюстративные игры в большинстве случаев не выделяют в отдельный вид. Между тем они не могут быть отнесены ни к деловым, ибо не моделируют процессов, ни к ролевым, ибо даже если и имеются роли, то не развиваются действиями и ли­шены непредсказуемости итога. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить мо­делью, на ее основе не может быть сконструировано несколь­ко идентичных игр с другими подробностями (как в ролевых). Обычно иллюстративные игры проводятся для учеников 7—8 классов.

Варианты игрового приема «Ты не один» часто встречаются в психотехнике и актерском тренинге. В правовом обучении они демонстрируют обучаемому:

—что люди зависят в своих действиях, решениях от других людей, что все члены общества достаточно крепко связаны;

—что жизнь в обществе заставляет людей постоянно ис­кать компромисс, вырабатывать решения, согласовывающие интересы многих.

Возможно, после игры дети дополнят этот перечень.

Существует ряд упражнений воспитательного характера. Упражнение «Связка». Для игры понадобится прочная веревка длиной в несколько метров. Три игрока обвязы­ваются веревкой и с этого момента могут двигаться толь­ко вместе. Остальные члены клуба разделяются на три груплы, занимают в помещении место подальше друг от друга и с воодушевлением начинают заниматься чем-то таинственным и очень непонятным для стоящих в связке (перешептываются, хохочут, вместе что-то рисуют и т. п.). Их задача — сделать так, чтобы связанные захотели посмотреть, что делается в группах. Но поскольку суще­ствует ограничение каким-либо предварительно введен­ным условием (например, лимитом времени) или же каждой группе удалось придумать действие, особенно интересное только для одного из тройки, достичь едино­душного согласия о направлении движения в связке не удастся, и им придется начать договариваться. Веревка наглядно показывает, как происходит поиск ком­промисса: она провисает, когда игроки достигли взаимопони­мания, и натягивается, когда они непримиримы. Во время об­суждения игры можно поговорить и о способах, которые применяли связанные для выработки решения: убеждение, давление и пр.

Упражнение «Цепочка» («Гусеничка»). Для игры понадо­бятся воздушные шарики — на один меньше числа игроков. Участники строятся цепочкой, положив руки на пле­чи впередистоящего; между животом одного играющего и спиной другого зажат воздушный шарик, который запре­щается поправлять и придерживать руками. Теперь це­почка получает задание: пройти по маршруту, преодолеть препятствия (перевернутые стулья, натянутые веревки, завороты в самых неожиданных местах). Практически сразу участникам становится ясно, что успех общего дви­жения напрямую зависит от умения каждого скоордини­ровать свои усилия с действиями остальных. Обе игры желательно провести друг за другом, а потом учи­тель права задает школьникам такие вопросы: Что ощущали участники во время игры? Какие наблюдения и выводы они сделали из этого игрового переживания?

Игра «Яблоко» внешне похожа на сюжетно-ролевую, но имеет жестко-заданный итог: в конце игры ученики должны прийти к мысли о создании закона как всеобщего обязатель­ного регулятора отношений. Задается сюжет: «В первобытном племени на народное собрание приходят шесть человек (три пары) и обращаются к старейшине. Каждая пара состоит из че­ловека, укравшего яблоко, и хозяина яблоневого сада (дерева). Слушаются три истории (происходит ролевой рассказ пар о том, как все было), к каждой из них одинаковое преступление, но разное наказание:

—первого вора хозяин отпустил;

—второго вора второй хозяин сильно избил;

—у третьего вора третий хозяин забрал имущество и продал
семью в рабство.

Хозяева могут обосновывать принятые ими меры (своей добротой, обстоятельствами жизни и пр.).

Каждый воришка протягивает старейшине яблоко (зримый элемент игры) и недоумевает: «Как же так? Почему за одина­ковое дело нас наказали по-разному? Где справедливость? Рассуди, как судили предки!». Старейшина бессилен: «Раньше у нас не было яблоневых садов!» Происходит общенародное обсуждение (желательно, чтобы те шесть участников, которые имеют конкретные роли, максимально проявили себя на дан­ном этапе игры), в результате вырабатывается принцип пра­вил — единых для всех случаев и обязательных для всех людей. Если дети создадут не закон, а выступят в роли адвоката, то на­до пояснить, что этого не нужно делать, власть у них есть (ста­рейшина), и продолжить игру дальше».

 

Большой популярностью в правовом обучении в последние годы стал пользоваться прием «написания эссе» по правовой проблеме. По результатам анализа Всероссийских олимпиад по праву стало ясно, что школьники владеют самостоятель­ным правовым мышлением, могут аргументированно и сво­бодно рассуждать по важным проблемам правовой жизни в на­шей стране. Так, большинство учеников любят высказываться по теме о наказаниях в праве, эффективности правового регу­лирования, умеют грамотно анализировать отдельные право­вые институты (в частности, институт присяжных и проч.). Письменные рассуждения по правовым проблемам формиру­ют активную позицию школьника, систематизируют правовые знания, полученные в процессе правового обучения.

«Лекция «со стопами» — хорошо знакомый и часто исполь­зуемый педагогический правовой прием. Особенности ее ис­пользования в технологии критического мышления заключа­ется в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса, коллективный поиск ответа на основной вопрос темы или дается какое-то за­дание, которое выполняется в группах или индивидуально».

Таким образом, формирование правовой активности и правосознания школьников возможно в условиях альтерна­тивности правовых педагогических технологий, каждая из ко­торых представляет собой завершенный вариант целенаправ­ленного воздействия на личность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2.3. Современные технологии правового воспитания | Лекция 3. 1 психологические особенности формирования правосознания несовершеннолетних
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.