Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Герасимова В.И




Минск

Часть II

Курс лекций

Анализ хозяйственной деятельности

Г.Л. Харевич

В.И. Герасимова

Система открытого образования

 

 

 

 


УДК 658.012.12(076.6)

ББК 65.261.4

Г37

Серия основана в 2001 году

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Г37 Анализ хозяйственной деятельности: Курс лекций. Часть II / Герасимова В.И., Харевич Г.Л. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. –380с.

ISBN 985-457-367-2 (ч.2)

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

УДК 658.012.12(076.6)

ББК 65.261.4

ISBN 985-457-367-2 (ч.2) ã Герасимова В.И., Харевич Г.Л., 2005
ISBN 985-457-252-8   ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 7

Тема 6. Анализ производства и реализации продукции 9

Лекция 6. Анализ производства и реализации продукции. 9

Анализ реализации продукции и выполнения договорных
обязательств. 9

Анализ объема производства продукции. 17

Анализ выполнения плана по номенклатуре, ассортименту и структуре продукции 21

Анализ качества и конкурентоспособности продукции. 24

Резервы роста объема производства и реализации продукции. 29

Контрольные вопросы к теме 6. 32

Тема 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.. 33

Лекция 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. 33

Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. 33

Анализ производительности труда. 36

Использование фонда заработной платы [5] 46

Анализ соотношения темпа роста производительности труда и средней заработной платы работников. 51

Контрольные вопросы к теме 7. 52

Тема 8. Анализ эффективности использования основных средств и нематериальных активов, выявление резервов 53

Лекция 8. Анализ эффективности использования основных
средств и нематериальных активов, выявление резервов. 53

Анализ обеспеченности предприятия основными средствами. 53

Анализ эффективности использования основных средств и нематериальных активов, выявление резервов. 57

Контрольные вопросы к теме 8. 63

Тема 9. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.. 64

Лекция 9. Анализ эффективности использования материальных ресурсов 64

Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами. 65

Анализ эффективности использования материальных ресурсов, выявление резервов 70

Контрольные вопросы к теме 9. 72

Тема 10. Анализ себестоимости продукции.. 73

Лекция 10. Анализ себестоимости продукции. 73

Общая схема анализа себестоимости продукции (работ, услуг) 73

Анализ затрат на рубль продукции. 75

Анализ сметы затрат на производство и реализацию продукции. 79

Анализ себестоимости отдельных видов изделий. 79

Резервы снижения себестоимости продукции. 80

Контрольные вопросы к теме 10. 86

Тема 11. Анализ формирования, выполнения плана (прогноза) и динамики прибыли от хозяйственной деятельности.. 87

Лекция 11. Анализ формирования, выполнения плана (прогноза) и динамики прибыли от хозяйственной деятельности. 87

Система показателей для анализа прибыли. 87

Анализ состава и динамики прибыли за отчетный период. 92

Резервы роста прибыли и рентабельности. 105

Контрольные вопросы к теме 11. 124

Тема 12. Анализ распределения и использования прибыли 125

Лекция 12. Анализ распределения и использования прибыли. 125

Анализ формирования чистой прибыли до налогообложения и налогооблагаемой прибыли. 127

Анализ изменения налогооблагаемой прибыли. 130

Анализ распределения чистой прибыли после налогообложения. 133

Контрольные вопросы к теме 12. 134

Тема 13. Анализ эффективности
использования оборотных средств.. 135

Лекция 13. Анализ эффективности использования оборотных
средств. 135

Система показателей эффективности использования оборотного капитала 135

Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств. 150

Контрольные вопросы к теме 13. 154

Тема 14. Анализ эффективности
использования капитала предприятия в целом... 155

Лекция 14. Анализ эффективности использования капитала предприятия в целом 155

Контрольные вопросы к теме 14. 164

Тема 15. Анализ рентабельности деятельности субъектов хозяйствования.. 165

Лекция 15. Анализ рентабельности деятельности субъектов хозяйствования 165

Основные показатели рентабельности предприятия. 165

Анализ прибыли в системе директ-костинг. 174

Факторный анализ прибыли и рентабельности на основе сумм покрытия 176

Факторный анализ рентабельности в системе директ-костинг. 186

Контрольные вопросы к теме 15. 191

Тема 16. Анализ инвестиционной
деятельности.. 192

Лекция 16. Анализ инвестиционной деятельности. 192

Оценка эффективности портфеля ценных бумаг. 226

Анализ эффективности лизинговых операций. 240

Контрольные вопросы к теме 16. 255

Тема 17. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования.. 257

Лекция 17. Анализ финансового состояния субъекта
хозяйствования. 257

Баланс предприятия как источник информации для анализа финансового состояния 260

Контрольные вопросы к теме 17. 289

Тема 18. Анализ финансовой устойчивости.. 290

Лекция 18. Анализ финансовой устойчивости. 290

Оценка платежеспособности предприятия. 290

Оперативная оценка платежеспособности предприятия. 305

Оценка финансовой устойчивости. 307

Оценка кредитоспособности предприятия. 322

Контрольные вопросы к теме 18. 329

Тема 19. Особенности анализа и оценки неплатежеспособности субъектов
хозяйствования.. 330

Лекция 19. Особенности анализа и оценки неплатежеспособности субъектов хозяйствования. 330

Контрольные вопросы к теме 19. 354

Тема 20. Сравнительный комплексный анализ
и рейтинговая оценка деятельности субъектов хозяйствования, их деловой активности.. 355

Лекция 20. Сравнительный комплексный анализ и рейтинговая
оценка деятельности субъектов хозяйствования, их деловой активности 355

Контрольные вопросы к теме 20. 367

Тема 21. Виды и информационное
обеспечение анализа хозяйственной
деятельности.. 368

Лекция 21. Виды и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности. 368

Виды анализа хозяйственной деятельности. 368

Информационное обеспечение анализа хозяйственной
деятельности. 371

Контрольные вопросы к теме 21. 374

Экзаменационные вопросы... 375

ЛИТЕРАТУРА.. 378


Введение

В курсе лекций представлены основные теоретические положения, разработанные в этой области современной наукой.

В лекциях, при анализе финансовых показателей деятельности предприятия исходным положением было проведение анализа этих показателей в соответствии с международной системой финансовой отчетности (МСФО).

Вызвано это тем, что правила МСФО являются:

· основой для бухгалтерского учёта во многих странах;

· ориентиром для разработки собственных стандартов (большинства развитых стран и постоянно растущего число развивающихся стран и стран с переходной экономикой);

· что Республика Беларусь переходит к бухгалтерскому учёту в соответствии с правилами МСФО к 2008 г.;

· что, практически, все ведущие фондовые биржи (среди них: Нью-Йоркская фондовая биржа, NASDAQ, Лондонская, Токийская и Франкфуртская биржи – всего около 70 фондовых бирж из 50 стран мира) и регулирующие органы, обязывают или разрешают компаниям предоставлять консолидированную финансовую отчётность в соответствии с МСФО;

· что наднациональные организации, такие как Европейский Союз, заявил, что поддерживает МСФО и о возможности их использования для компаний, котирующихся на международных фондовых рынках;

· что некоторые организации используют МСФО при составлении своей отчётности (Европейский банк реконструкции и развития, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международный Олимпийский комитет, ОЭСР, Миро-
вой Банк), и при предоставлении кредита предприятию, Европейский банк реконструкции и развития требует: предоставлять ЕБРР заверенную аудитором годовую финансовую отчётность, подготовленную в соответствии с МСФО; поддерживать определённый уровень финансовых коэффициентов, рассчитываемых с использованием данных МСФО; обеспечивать адекватную работу систем учёта затрат, бухгалтерского учёта и управления информацией, достоверно и точно отражающих финансовое состояние компании и результаты её деятельности. Аналогичной практики придерживаются МВФ и Всемирный банк.

Поэтому принципиальным явилось использование в финансовом анализе понятий отвечающих правилам международных стандартов.

Анализ хозяйственной деятельности в своей основе является междисциплинарной дисциплиной и для его освоения студент должен опираться на знания по таким дисциплинам как: экономическая теория, финансы, государственный бюджет, экономика предприятия, бухгалтерский учет, финансовый менеджмент, рынок ценных бумаг, банки и кредит. Так как курс предназначен для студентов открытого образования, в подготовке которых преобладают не аудиторские занятия, а самостоятельное обучение, в нем по ходу лекций приводится дополнительный справочный материал (в лекциях он выделенный грифом «СПРАВКА» и написан более мелким шрифтом), чтобы при необходимости студенты могли получить представление о состоянии обсуждаемого вопроса.

Лекции 6-10, 21 написаны к.э.н. В.И. Герасимовой, лекции 11-20 ‑ к.э.н. Г.Л. Харевичем.


Тема 6. Анализ производства и реализации продукции

Лекция 6. Анализ производства и реализации продукции

Основные понятия:

понятие реализации товаров (работ, услуг), выручка от реализации товаров (работ, услуг), цель анализа производства и реализации продукции, анализ объема реализации продукции, анализ выполнения договорных обязательств, анализ объема производства продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции, резервы роста объема производства и реализации продукции.

Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств

Реализацией товаров (работ, услуг) признается передача права собственности на товары, выполнение работ или оказание услуг (в том числе обмен товарами, работами или услугами) на возмездной или безвозмездной основе.

При реализации на возмездной основе происходит смена товарной формы (товаров, работ и услуг) денежной с получением выручки.

Выручкой от реализации товаров (работ, услуг) признается цена товаров, выполненных работ и оказанных услуг, сданных покупателю (получателю, заказчику) на основании соответствующих документов.

Цель анализа объема производства, реализации продукции определяется их содержанием и местом в системе показателей работы предприятия.

В современных условиях объем реализации продукции выступает в качестве одного из важнейших показателей оценки результатов хозяйственной деятельности. Показатели по объему, номенклатуре, качеству производимой и реализуемой продукции, их анализ оказывают решающее влияние на формирование различных разделов бизнес-плана и на оценку его выполнения.

Результатом анализа объема производства, реализации и качества продукции должно быть выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции, улучшение ее качества по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, эффективном использовании ресурсов и как результат – увеличение прибыли предприятия.

Важно, чтобы в каждом отдельном случае было бы найдено количественное значение резервов, ибо только тогда они могут быть учтены при разработке бизнес-плана.

Анализ объема и качества производимой и реализуемой продукции осуществляется на основе материалов годовых и месячных бухгалтерских отчетов и объяснительных записок к ним, оперативного и статистического учета, отчетов структурных подразделений субъекта хозяйствования.

Реализация продукции является завершающим этапом кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому при анализе уделяется внимание рассмотрению всех данных (факторов), относящихся к реализации продукции.

Анализ реализации продукции включает:

1. определение уровня выполнения плана по реализации продукции;

2. выявление и изменение факторов, влияющих на формирование и изменение объема реализации продукции;

3. оценку выполнения договорных обязательств.

Анализ выполнения плана по реализации продукции осуществляется приемом сравнения (см. табл. 6.1)


Таблица 6.1

Анализ выполнения плана по реализации продукции по предприятиям.

Наименование предприятий Объем реализации продукции
план, млн. руб. отчет, млн. руб. % выполнения
№1     100,4
№2     101,3

Оценка влияния факторов, определяющих объем реализации осуществляется посредством использования балансового приема.

Р=Т+(П12)+(Т12), (6.1)

где Р – объем реализации продукции;

Т – выпуск товарной продукции;

П1 и П2 – остатки продукции соответственно на начало и конец анализируемого периода;

Т1 и Т2 – остатки отгруженных потребителям, но не оплаченных ими товаров на начало и конец анализируемого периода.

Пользуясь приведенной формулой (1.1), проверим правиль-ность составления плана реализации продукции на предприятии №1.

Таблица 6.2

Факторный анализ формирования объема
реализации продукции

Показатели План Отчет Отклонение +-
1. Приход продукции      
1.1 Остатки товаров на складе на начало года     -
1.2. Остатки товаров отгруженные     -
1.3. Выпуск годовой продукции     +231
Итого приход:     +231
2. Расход продукции      
2.1. Остатки товаров на складе на конец года     +290
2.2. Остаток товаров отгруженных на конец года     -125
2.3. Реализация товарной продукции     +58
2.4. Списание негодной продукции в убыток -   +8
Итого расход:     +231

Из данных табл.6.2 следует, что остатки готовой отгруженной, но не оплаченной покупателями продукции и на складе на начало отчетного года составили 1110 (370+740) млн. руб., а нормативный остаток готовой продукции – 245 млн. руб. В этих условиях для реализации оставалось 14175 млн. руб. (1110+13310-245). План же реализации был утвержден в сумме 13470 млн. руб., или на 705 млн. руб. меньше. Следует учесть, что в сумму 1110 млн. руб. вошли товары отгруженные
(740 млн. руб.), тогда как в запасы на конец года (245 млн. руб.) вошли только готовые изделия на складе (нормируемые запасы). Следовательно, предприятие должно было к концу года иметь товаров отгруженных всего на 705 тыс. руб., или сократить их остатки на 35 млн. руб. Таким образом, предприятию планировалось иметь в общих товарных ресурсах товаров отгруженных и неоплаченных на сумму 705 млн. руб., что, конечно, привело к уменьшению плана реализации продукции.

План реализации продукции предприятие выполнило на 100,4%. Проанализируем, за счет каких факторов он перевыполнен. Из приведенных данных табл.1.2 видно, что предприятие перевыполнило план реализации на 58 млн. руб. за счет сверхпланового выпуска товарной продукции. Готовой товарной продукции предприятие дало больше плана на 231 млн. руб., но реализовало из этой сверхплановой продукции только на 58 млн. руб., т.е. только ¼ её. Остальная сверхплановая продукция осела на складе предприятия. Товарные складские запасы готовой продукции превысили плановые задания на 290 млн. руб., т.е. более, чем в 2 раза. Остатки товаров отгруженных по сравнению с планом уменьшились на 125 млн. руб. Это говорит о том, что покупатели своевременно получали и оплачивали поставляемую предприятием продукцию. На 8 млн. руб. предприятие списало негодной продукции в убыток. Таким образом, предприятие имело возможность увеличить общий объем реализации минимум на 300 млн. руб., но эти возможности не были использованы.

При дальнейшем анализе следует выяснить структуру реализации продукции и её влияние на сумму выручки.

В условиях рынка должно быть постоянное обновление ассортимента реализуемого продукта. Одна из важных задач предприятия состоит в том, чтобы регулярно отслеживать изменения потребностей, делать соответствующие прогнозы и предлагать рынку новый ассортимент изделий, изучать реакции потребителей на эти изделия, закладывать новшества в производство.

Важным показателем реализации продукции служит также темп сбыта, определяемый путем соотношения среднедневного выпуска и среднедневного сбыта товарной продукции за один и тот же период. За год такое соотношение может исчисляться по удельному весу декадных выпусков в общем выпуске реализации продукции.

При изучении реализации по срокам поставки продукции необходимо время фактической отгрузки сопоставлять с договорными сроками. В этих случаях требуется учесть время пробега (провоза) грузов. Еще более важен анализ сроков реализации при массовом регулярном сбыте продукции постоянному покупателю.

Целесообразно также систематически анализировать реализацию продукции по направлению её поставки: в торговую сеть для реализации населению, строительным, промышленным организациям своего министерства или в другие регионы, для выполнения государственных заказов и т.д.

На показатели реализации влияет качество изготовляемой продукции, соответствие ее запросам и потребностям потребителя (покупателя или заказчика). Поэтому в ходе анализа реализации следует изучить, имелись ли случаи отказа от поставляемой продукции, были ли возвраты ее поставщику без оплаты. Если поставщик выпускает некачественную продукцию низких сортов, с дефектами и не удовлетворяющую запросы покупателей, ему (поставщику)нередко приходится продавать такую продукцию по более низкой цене, а иногда уценивать ее. В результате количество реализованной продукции в натуральном исчислении может соответствовать плану, а сумма выручки быть меньше планового задания.

Чтобы выяснить, как предприятие выполнило план и свои обязательства по сортности реализованной продукции, можно применить такой метод расчета: вначале определить среднюю цену единицы реализованных изделий при плановой структуре, затем умножить на эту цену фактически реализованное количество изделий. Полученную сумму надо сравнить с фактической выручкой от реализации этих изделий, а потом определить влияние отклонений от плана по сортности реализованной продукции на величину выручки. После этого, если фактическую выручку отнесли к фактическому количеству реализованной продукции, умноженному на среднюю плановую цену единицы изделий, можно определить степень выполнения предприятием обязательств по сортности реализованной продукции.

Приведем условный пример такого расчета.


Таблица 6.3

Анализ степени выполнения предприятием обязательств по сортности продукции

Сорт продукции Оптовая цена за единицу (в тыс. руб.) По плану реализации Фактически реализовано
Количество (в шт.) Выручка (в млн. руб.) Количество (в шт.) Выручка (в млн. руб.)
I          
II          
III          
Итого: х        

По плану средняя цена одного изделия данного вида продукции составила 46,17 тыс. руб. (395,000:8500). Если бы предприятие выдержало в фактической реализации плановую структуру продукции, то выручка составила бы 432,2 млн. руб.
(46,47 тыс. руб. х 9300), тогда как в действительности она была 427 млн. руб. Следовательно, предприятие лишилось 5,2 млн. руб. (432,2-427) из-за нарушения сортности реализованной продукции. Свои обязательства перед поставщиками предприятие выполнило на 98,8% (427:432,2). Подобный анализ можно производить не только в целом по предприятию-поставщику, но и по отношению к каждому покупателю продукции.

Для оперативного (повседневного) анализа реализации следует иметь график отгрузки по дням (неделям) и путем сопоставления фактической отгрузки продукции как в целом, так и по отдельным покупателям выявлять отклонения от намеченных планом объема направления и структуры отгруженной продукции в данный период, а также изучать причины этих отклонений.

В итоге анализа реализации необходимо определить коли-
чество продукции, которое может быть направлено на увеличение объема реализации как в целом, так и по отдельным покупателям (заказчикам) в следующем за анализируемом периоде.

Так, из анализа выполнения предприятием плана реализации целесообразно выяснить имело ли предприятие излишние запасы готовой продукции, которые необходимо быстрее реализовать и тем самым увеличить сбыт изделий в текущем году. В выводах по анализу реализации, кроме того, следует указать и ряд других мероприятий, имеющих целью улучшение структуры, темпов, направления реализуемой в текущем году (квартале, месяце) продукции, усиление плановой и договорной дисциплины, обеспечение выполнения поставок и более полное изучение запросов и потребностей покупателей продукции.

Анализ реализации продукции непосредственно связан с анализом выполнения договорных обязательств.

Оценка выполнения плана по договорным обязательствам определяется по формуле:

(6.2), где

– процент выполнения плана по договорным обязательствам, %

– плановый объем продукции для заключения договоров;

– недопоставка продукции по договорам;

Оценка выполнения договорных обязательств производится нарастающим итогом с начала в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При оперативном анализе (внутри года или квартала) выполнение договоров поставки продукции следует учитывать ближайшие перспективы выполнения договорных обязательств. С этой целью помимо фактических поставок по договорам необходимо учитывать реальные возможности по выпуску продукции (наличие на складе готовых изделий, имеющиеся заделы, подготовка к запуску в производство) и в общей сумме сопоставлять с обязательствами по договорам на соответствующий период. Причины невыполнения договорных обязательств целесообразно подразделять на зависящие от предприятия (несоответствие объема выпуска продукции объему поставок, неудовлетворительная ритмичность производства и др.) и не зависящие от предприятия (срыв поставок материальных ресурсов, сбои в транспортном обеспечении и т.д.).

Анализ объема производства продукции

При анализе объема производства расчеты проводятся по валовой и товарной продукции, выраженных в стоимостном и трудовом выражении (последние, т.е. трудовые показатели не имеют инфляционной составляющей).

Анализ следует начинать с общей оценки достигнутого уровня на основе сопоставления его с запланированным уровнем и уровнем предыдущего периода. В первом случае получаем информацию о качестве работы предприятия (уровень выполнения плана), во втором – о его развитии (динамике темпов роста).

Рассмотрим данные, характеризующие выполнение предприятием планового задания и темпов роста по объему продукции в денежном выражении.

Таблица 6.4

Анализ выполнения планового задания и темпов
роста объема продукции

Показатели Базисный год Предыдущий год Отчетный год Темпы роста в %
План Факт % выполнения Предыдущий год к базисному План отчетного года
в млн. руб. к предыдуще-му к базисному
Валовая (товарная)Ü продукция 12,8 13,1 13,3 13,5 101,7 102,3 101,5 103,9
                       

Данные таблицы 6.4 свидетельствуют, что план по валовой (товарной) продукции выполнен на 101,7 %. В предыдущем году объем производства базисного года превышен на 2,3%, а в плановом по сравнению с предыдущим годом – больше на 1,5%, в то время как за весь рассматриваемый период прирост равен 3,9%.

Задача анализа состоит в том, чтобы установить причины (факторы), обусловившие ту или иную динамику темпов роста производства. Закономерным является непрерывное увеличение выпуска продукции. Однако снижение темпов не всегда свидетельствует об ухудшении работы предприятия. Уменьшение размеров ежегодного прироста производимой продукции может явиться следствием изменения цен, перестройки производства из-за перехода на выпуск новой продукции и некоторых других причин. Это обстоятельство должно быть выявлено при анализе темпов роста производства.

Полезные данные, объясняющие динамику рассматриваемого явления, могут быть получены при сравнении фактических темпов роста с плановыми. Одно дело, если фактическая динамика соответствует плановой, и другое – если она сложилась в результате отступления от темпов, заданных в плане. Чтобы установить, насколько это было обосновано, рекомендуется проанализировать в динамике показатели использования производственных мощностей, поскольку именно они оказывают решающее влияние на темпы роста выпуска продукции.

Для экономики предприятия далеко не безразлично за счет каких факторов произошли изменения в объеме производства. Объем производства подвержен влиянию множества факторов. Но в конечном счете прирост продукции достигается на основе повышения производительности труда и увеличения численности работников. Степень влияния этих факторов определяется различными способами. Один из них может быть проиллюстрирован на следующем примере (см. табл. 6.5.).


Таблица 6.5

Факторный анализ формирования объема валовой (товарной) продукции (способом абсолютных разниц)

Показатели Ед. изм. Отчетный год
План Факт Отклонение + ‑ % выполнения
1. Валовая (товарная) продукция млн. руб. 13,310 13,541 +0,231 101,7
2. Среднесписочная численность работников чел.     -21 98,9
3. Выработка на одного работника т. руб. 7,198 7,408 +0,210 102,9

По анализируемому предприятию прирост продукции получен соответственно:

· за счет увеличения выработки на одного работника на 0,383 млн. руб. (0,210х1828);

· за счет изменения численности работников на
0,152 млн. руб. (-21х7,198).

Таким образом, общий прирост продукции составил 0,231 млн. руб. (0,383-0,152). Следовательно, общий прирост валовой (товарной) продукции обеспечен в основном за счет роста производительности на одного работника.

Анализ факторов приращения объема производства может быть выполнен и несколько иным способом. (см. табл. 6.6).


Таблица 6.6

Факторный анализ формирования объема валовой
(товарной) продукции способом ценных подстановок

Показатели Ед. изм. Величина показателя
1. Численность работающих по отчету чел.  
2. Среднегодовая выработка на одного работника по плану тыс. руб. 7,198
3. Объем годового выпуска валовой (товарной) продукции млн. руб.  
а) при плановой численности работников и плановой выработке млн. руб. 13,310
б) при фактической численности работников и плановой выработке млн. руб. 13158 (1828х7,198)
в) при фактической численности работников и фактической выработке млн. руб. 13,541
Отклонение фактического выпуска продукции от планового млн. руб. 231 (13,541-13,158)
В том числе за счет роста:    
а) выработки на одного работника   383 (13,541-13,158)
б) численности работников млн. руб. -152 (13,158-13,310)

Как видим, приведенный выше расчет дает практически тот же итог, что и в первом случае.

Результаты анализа позволяют утверждать, что на рассматриваемом предприятии проводится серьезная работа по повышению производительности труда.

О наличии резервов могут свидетельствовать так же имеющие место расхождения в показателях годовой, дневной и часовой выработке на одного работника. Так, на предприятии фактическая среднегодовая выработка больше плановой на 2,9 %, а фактическая среднедневная – на 6,8 %. Расхождение это является следствием того, что каждый работник сработал за год в среднем на 9,8 дня меньше, чем было предусмотрено планом, поэтому выработка уменьшилась на 0,261 тыс. руб. (0,0266х9,8). Продолжительность рабочего дня практически оставалась неизменной и не сказалась на уровне отчетной выработки. В конечном счете, общее снижение выработки составило 0,4764 тыс. руб. 1828х0,261).

Вслед за этим следует провести более обстоятельный анализ и установить резервы увеличения выпуска продукции по детализированной схеме: из-за простоев, невыходов на работу, болезней и других причин, разграничить причины, зависящие и не зависящие от работы предприятия.

Анализ выполнения плана по номенклатуре, ассортименту и структуре продукции

Составным элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре, ассортименту, структуре продукции.

Номенклатура – перечень наименований изделий с учетом кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем классификаторе, а также шифров или порядковых номеров изделий по плану.

По существующему положению в выполнение плана по номенклатуре засчитывается продукция в объеме не более предусмотренного плановым заданием. Если задание хотя бы по одной номенклатурной позиции не выполнено, то в целом план по номенклатуре признается невыполненным.

Следует отметить, что на предприятиях, где номенклатура выпуска велика, зачастую ограничиваются показом в натуральном выражении выпуска только основных изделий, занимающих в производственной программе наибольший удельный вес.

Целесообразно также проанализировать выполнение плана по номенклатуре не только за год в целом, но и по кварталам, месяцам. Такой подход к анализу будет способствовать выявлению факторов, влияющих на степень выполнения плана по номенклатуре.

Следует обратить внимание на оценку выполнения планового задания по выпуску новой и прекращению производства устаревшей продукции.

Необходимо выяснить причины невыполнения плана по номенклатуре: нехватка или нерациональное использование сырья, снижение коэффициента использования производственных мощностей, неритмичная работа, недостатки в работе маркетинговой службы и другие.

Особое внимание при этом следует обратить на поставки продукции для государственных нужд. Отклонения в выполнении обязательств по поставке изделий должно быть выполнено в следующем периоде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.