Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ активов баланса 1 страница




Основные показатели рентабельности предприятия, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций, рентабельность продукции, расчет влияния факторов на рентабельность, резервы повышения рентабельности, система директ-костинг, сумма покрытия, маржиналь­ная прибыль.

Основные показатели рентабельности предприятия

Одно и то же значение прибыли в зависимости от используемых в производ­стве средств (капитала) может быть оценено по-разному. Для акционерного общества и, в первую очередь, для инвесторов значение будет иметь степень возрастания или доходность собственного и всего капитала. Поэтому только соотношение прибыли к применяемому ка­питалу показывает, насколько успешно был использован в производстве полу­ченный предприятием капитал, т.е., какое количество прибыли было получено на единицу капитала. Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования капитала, ресурсов, являющийся мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаше всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к другим активам предприятия. Показатели рентабельности могут быть рассчитаны как коэффициенты и тогда представлены в виде десятичной дроби или в виде показателей рентабельности и тогда представлены в виде процентов.

Показатели рентабельности рассчитываются на основании Баланса ф.1 и Отчета о финансовых результатах предприятия ф.2. В основу расчета показателей рентабельности могут быть положены различные величины прибыли предприятия: маржинальная прибыль, операционная прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT), прибыль до выплаты налога на прибыль (EBT), чистая прибыль. Чаще всего для расчета коэффициентов рентабельности используется чистая прибыль или прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль.

Фактора­ми, влияющими на рентабельность, являются, с одной стороны, используемый капитал, обеспечивающий возможность производительной деятельности и получение прибыли, с другой — выручка от реализации произведенной продукции, имущества и т. п. (оборот), как источник поступления средств на предприятие и формирования прибыли. Исходя из целей анализа используют различные сочетания прибыли по отношению к показателям, для которых исследуется их отдача (эффективность использования), что позволяет сконструиро­вать множество различных показателей (табл. 15.1): 1) рентабельность экономическая (активов), рентабельность со­бственного капитала, рентабельность при­меняемого в производстве капитала, рентабельность оборотных активов, рентабельность чистых активов и т.п. (ресурсный подход); 2) рентабельность оборота (продаж); 3) рентабельность реализованной продукции, рентабельность отдельных видов или групп продукции, рентабельность инвестиций и т.д. (затратный подход).


Таблица 15.1.

Показатели рентабельности

Группа Показатели рентабельности Формулы расчета Назначение
  рентабельность экономическая (активов) , где- чистая прибыль после налогообложения; А – активы предприятия. Характеризует экономическую рентабельность всего используемого на предприятии капитала, т.е. суммы собственных и заемных средств, отдачу, которая приходится на рубль активов
Рентабельность со­бственного капитала , где СК – величина собственного капитала предприятия. Характеризует эффективность собственного капитала предприятия, насколько успеш­но он используется. Увеличение этого показателя соответствует цели роста прибыли предприятия. На него опираются при сравнении и оценке пре­имуществ альтернативных инвестиций и при принятии решений об инвестициях и дезинвестициях на предприятии
Рентабельность текущих активов   Рентабельность чистых активов , где - оборотные активы.   Показатели характеризую отдачу, которая приходится на рубль соответ­ствующих активов
  Рентабельность реализации (оборота) , где Воб – выручка от обычных видов деятельности; , где В – выручка от обычных видов деятельности+ операционные и внереализационные доходы и расходы Характеризует прибыль, которую получает предприятие с каждого рубля реализации
  Рентабельность продукции , где С – себестоимость продукции Характеризует прибыльность затрат, используется при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) производства продукции
Рентабельность отдельных видов продукции , где- прибыль по изделию i; - себестоимость по изделию i; Характеризует прибыльность различных видов продукции. Используется к качестве базы расчета прибыли при определении цен и в аналитических целях при контроле за прибыльностью (убыточностью) изделий, решений по неэффективным изделиям
Рентабельность инвестиций (Return On Investment – ROI) или расчетной(средней) нормы прибыли (accounting rate of return – ARR method). где – величина прибыли после налогообложения; - учетная стоимость активов на начало периода; - учетная стоимость активов на конец периода; , где - среднегодовой чистый доход (прибыль после вычитания налогов + амортизации); – первоначальные капиталовложения. Применяется при выборе наилучшего варианта инвестирования. Инвестиции осуществляются в тот проект, у которого рентабельность выше. Показывает степень возрастания капитала в результате основной производственной и внепроизводственной деятельности.

Рассмотрим схему анализа на примере одного из показателей рентабельности (рентабельности продаж).

Для анализа факторов, влияющих на рентабельности оборота, воспользуемся приемом цепных подстановок. На изменение рентабельное влияют два фактора: прибыль после налогообложения (в зависимости от целей анализа может использоваться прибыль отчетного периода, прибыль до налогообложения, прибыль от обычных видов деятельности) и выручка от реализации . На в свою очередь влияет изменения объема реализации и структура, себестоимость и цена реализованной продукции. На величину также влияют эти факторы. Поэтому при анализе рентабельности продаж (оборота) исследуется влияние этих факторов на изменение как , так и . Исходные данные представлены в табл. 15.2.

Таблица 15.2.

Сведения для расчета влияния факторов на рентабельность

Показатель Базовый (плановый) период Данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода (факт) Отчетный период
Выручка от реализации продукции (работ, услуг)- В 5424,0 5481,0 6404,0
Затраты на производство (себестоимость) продукции – 4453,0 4497,0 5264,0
Прибыль от реализации продукции – 971,0 984,0 1140,0

Первый шаг – расчет плановой рентабельности оборота при плановой прибыли и плановой выручке(15.1):

, (15.1)

Второй шаг – расчет рентабельности оборота при условии, когда прибыль и выручка отчетного периода от реализации (оборот) продукции пересчитаны на объем продаж отчетного периода без изменения цены и себестоимости продукции (15.2):

(15.2)

Третий шаг – расчет рентабельности оборота при условии учета влияния изменения прибыли за счет изменения фактора «средней цены, по которой реализуется продукция» Расчеты начинаются с определения суммы прибыли и выручке отчетного периода от реализации (оборот) продукции , которые могло бы получить предприятие при фактических значениях объема реализации; структуры товарной продукции, фактических цен, и базовой (плановой) величине затрат (влияние этого фактора исключается). Выполняя подобный расчет из объема реализации за отчетный период – 6404,0 (см. табл. 15.2, гр. «отчетный период») вычитают затраты на производство (себестоимость) продукции базового периода, пересчитанную на объем реализации отчетного периода (факт) – 4497,0 (см. табл. 18-2, гр. «данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода (факт)») = 6404,0 – 4497,0 = 1907,0 млн. руб., = 5481,0 (15.3):

, (15.3)

При анализе влияния изменения рентабельности оборота за счет изменения прибыли и выручки под влиянием фактора «затраты на производство (себестоимость) продукции» исходим из предположения, что при сравнении прибыли в фактических объемах, при фактической структуре реализованной продукции, при фактических ценах и фактических затратах, с прибылью, которую могло бы получить предприятие при базовой (плановой) величине затрат и фактических значениях остальных факторов, отразилось влияние на прибыль изменения затрат на ее производство (под влиянием увеличение/снижение в объемах реализованной продукции той продукции, которая имеет большую/меньшую себестоимость). Для этого, необходимо из прибыли отчетного периода = 1140,0 млн. руб. (см. табл. 15.2, гр. «отчетный период»), вычесть сумму прибыли = 1937,0 млн. руб., которую могло бы получить предприятие при базовой (плановой) величине затрат, но при фактических значениях всех остальных факторов. Расчет выполняется по формуле (15.4):

, (15.4)

При анализе влияния изменения рентабельности оборота за счет фактического изменения прибыли и выручки отчетного периода от реализации в формулу (15.4) вместо плановой величины подставляем ее фактическое значение (15.5):

, (15.5)

 

Таблица 15.3.

Сведения по изменению уровня рентабельности

Факторы, влияющие на изменение уровня рентабельности Расчет Изменение
объем реализации 18,0 – 17,9 + 0,1
структура реализованной продукции 34,8 – 18,0 +16,8
цена реализованной продукции 35,3 – 34,8 + 0,5
себестоимость реализованной продукции 17,8 – 35,3 - 17,5
Всего 17,8 – 17,9 - 0,1

Анализ влияния факторов показал, что изменение объема реализации привело к увеличению рентабельности продаж на 0,1%, изменение структура реализованной продукции привело к увеличению рентабельности продаж на 16,8%, изменение средней цены реализованной продукции привело к увеличению рентабельности продаж на 0,5%, а изменение себестоимость реализованной продукции привело к снижению рентабельности продаж на 17,5%.

Оценка показателей рентабельности дает представление о том, насколько эффективно предприятие осуществляет свою деятельность, контролирует расходы на производство и реализацию продукции, и какую чистую прибыль при этом получает. Нормативного значения для коэффициентов рентабельности не существует, но есть общее правило: величина рентабельности должна быть на таком уровне, чтобы обеспечивалась ликвидность пред-
приятия. Это не означает, что чем выше значение коэффициента, тем лучше. Существенное увеличение рентабельности в течение отчетного периода может привести к значительному снижению ликвидности. Планируя коэффициенты рентабельности, предприятию всегда требуется решать, что на данном этапе важнее: рентабельность или ликвидность.

Сами по себе все показатели могут быть полезными, чтобы сравнить:

· изменение их во времени;

· фактические результаты с прогнозом;

· бизнес-единиц между собой;

· со среднеотраслевыми показателями, что позволяет определить место предприятия среди других предприятий отрасли.

Анализ прибыли в системе директ-костинг

СПРАВКА. Cистема директ-костинг (direkn-costing) широко распространена во всех экономически развитых странах. В Герма­нии и Австрии данный метод получил наименование учета частичных затрат или учета сумм покрытия, в Велико­британии его называют учетом мар­жинальных затрат, во Франции — маржинальной бухгалтерией или мар­жинальным учетом. История директ-костинга насчитывает несколько веков. Однако первые исследования в дан­ном направлении касались лишь клас­сификации затрат на прямые и на­кладные, а также вопросов порядка их включения в себестоимость или отне­сения на результаты работы предпри­ятия. Директ-костинг, близкий к его сегодняшнему пониманию, появился лишь в начале XX в. Фактическое внедрение системы директ-костинга впервые произошло в США в 1953 г.

Директ-костинг направлен на:

· учет по ко­нечному результата, т.е. на показатель реализации или оборота, что достигается путем расчета сумм покрытия (разни­цы между величиной чистой выручки и переменных затрат) по каждому на­правлению деятельности и в целом по предприятию, и определение сумм покрытия в разрезе групп продуктов, центров от­ветственности, покупателей, зон реа­лизации и т.д.;

· учет по изделиям только пере­менных затрат и определение пере­менной себестоимости;

· списание постоянных затрат в части общепроизводственных расходов, затрат вспомогательных цехов, общехо­зяйственных расходов на уменьшение финансового результата за период;

· организацию учета в зависи­мости от иерархии мест формирова­ния затрат. Вследствие этого в себе­стоимость по месту формирования за­траты включаются нарастающим ито­гом, причем учитываются только пря­мые для этого места затраты.

Основным инструментом для ана­лиза затрат в директ-костинге являют­ся суммы покрытия, или маржиналь­ная прибыль. В методе сумм покрытия, используемом для управленческих целей, основой калькуляции являются не издержки, а рыночная цена продукта. Цель использования сумм покрытия – определить, принес ли калькулируемый продукт прибыль или убыток.

Сумма покрытия продук­та представляет собой разницу между величиной чистой выручки (без косвенных налогов и платежей) и переменными затратами по данному продукту, и включает в себя определен­ные доли прибыли и покрываемых по­стоянных затрат предприятия. При этом для определения прибыли отдельного продукта постоянные издержки распределяются не пропорционально по продуктам, а рассчитываются на базе сумм покрытия (их относят не к продуктам, а группам продуктам, местам возникновения: издержки основных подразделений (сумма покрытия I); издержки основных подразделений по группам продуктов (сумма покрытия II); издержки вспомогательных подразделений (сумма покрытия III); издержки функциональных отделов (сумма покрытия IV); издержки всего предприятия (сумма покрытия V). На продукты относят лишь те издержки, которые непосредственно связаны с их производством и меняются с изменением объемов выпуска). С точки зрения контроллинга по­казатель суммы покрытия гораздо лучше, чем показатель прибыли, ха­рактеризует промежуточный результат деятельнос­ти предприятия и его центров ответ­ственности. Из общих сумм покрытия продуктов складывается брутто доход предприятия за конкретный период. При этом расчет суммы покрытия следует проводить с различ­ной степенью детализации. При составлении производствен­ной программы предпочтение долж­но отдаваться тем видам продукции, удельная сумма покрытия по которым выше. Удельная сумма покрытия, или сумме покрытия на единицу продук­ции, — это разница между ценой ре­ализации единицы продукции и удель­ными переменными затратами. Сис­тема директ-костинга заостряет вни­мание руководства предприятия на из­менении суммы покрытия по предпри­ятию в целом и по различным издели­ям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, т.к. разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не за­тушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на се­бестоимость конкретных изделий.

Благодаря расчету сумм покрытия дифференцировано анализируют­ся постоянные издержки и результаты деятельности предприятия, осуществляется планирование прибыли с учетом колебания загрузки мощностей и исходя из ожидаемой выручки и сумм покрытия разных уровней – планирование прибыли отдельных групп продуктов и предприятия.


Факторный анализ прибыли и рентабельности на основе сумм покрытия

Рассмотрим методику проведения факторного анализа при­были на основе сумм покрытия в условиях выпуска предприятием не­скольких видов продукции [17]. Прежде всего, определим модель, использу­емую для проведения факторного анализа прибыли (П) в условиях многономенклатурного производства с учетом суммы покрытия.

Сумму покрытия () можно выразить: как разницу между величиной выручки без косвенных налогов и платежей (В) и переменными затратами по данному продукту (V), или через выручку и среднюю долю суммы по­крытия в ней () (15.6),

, (15.6)

Отсюда прибыль равна (15.7):

, (15.7)

где - сумма постоянных затрат предприятия, руб.

Средняя доля суммы покрытия в выручке ( ) зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки () и доли суммы покрытия в цене по каждому изделию ( ) (15.8):

, (15.8)

, (15.9)

где - цена i- того вида продукции;

- переменные затраты по выпуску единицы i- того вида продукции, руб.;

i – вид продукции;

, (15.10)

где - объем реализации i- того вида продукции в натуральном выражении, ед.;

Используя формулы (15.8), (15.9) запишем факторную модель прибыли от реализации продукции. Она будет иметь вид (15.11):

, (15.11)

Представленная модель (15.11) позволяет устано­вить влияния на прибыль следующих факторов:

· изменение количества реализованной продукции ();

· изменение структуры;

· изменение цены ();

· изменение переменных расходы на единицу про­дукции ();

· изменение уровня постоянных расходов ().

Расчеты выполняются в следующей последовательности.

1. Определяется удельный вес выручки от ре­ализации отдельных видов продукции в общей сумме выручки ().

2. Рассчитывается показатели удельной суммы покрытия () по видам изделий исходя из:

· плановых значений переменных затрат и цен;

· плановых переменных затрат и факти­ческих цен;

· фактических значений указанных показа­телей.

3. Осуществляется, с помощью метода цепных подстановок, факторный анализ прибыли [17].

Исходные данные для факторного анализа прибыли сводятся в таблицы (табл. 15.4).


Таблица 15.4.

Данные для факторного анализа прибыли

Вид продукции Цена изделия (), тыс. руб. Переменные затраты на 1 изд., тыс. руб. () Удельный вес выручки по изделию в общей выручке, % () Доля суммы покрытия в цене  
При условии:, При условии: , При условии:,  
 
А                    
А 403,8 455,9 221,1 228,8 8,7 9,3 0,452 0,5150 0,498  
Б 759,9 781,2 465,9 478,2 18,8 17,6 0,387 0,4036 0,387  
В 654,4 685,3 317,2 366,6 50,9 50,8 0,515 0,5371 0,448  
Г 397,0 428,5 188,1 238,2 21,6 22,3 0,526 0,5610 0,444  

Для расчета плановой суммы прибыли вначале опре­деляется средняя величина доли суммы покры­тия в выручке для общего объема реализации продукции по плану. = 0,452 х 0,087 + 0,387 х 0,188 + 0,515 х 0,509 + 0,526 х 0,216 = 0,487838

Сумма прибыли от реализации по плану рассчитываем по формуле (15.7), при постоянных издержках:= 1675,0 млн. руб.

Впл = 5424,0 млн. руб. (см. табл. 18-2).

= 5424,0 x 0,487838 – 1675,0 = 971,0 млн. руб.

Далее установим влияние изме­нения сум­му прибыли за счет изменения количества проданной продукции. Исходим из предположения, что структура продукции не меняется и, следовательно, не меняется доля суммы покрытия. Для расчета вначале необходимо рассчитать условное изменение выручки, при которой количество реализованной продукции будет отражать плановую структуру, при плановых ценах и фактическом объеме продаж. Разница между этим условным значением выручки и плановой ее величиной позволит выявить влияние изменения количества проданной продукции на сум­му прибыли. Для расчета условного изменения выручки используют формулу (15.12), в которой плановую величину выручки умножают на коэффициент отражающий рост объема реализации продукции:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.