Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №7. Оказание профессиональной помощи в нерабочее время

Оказание профессиональной помощи в нерабочее время

Оказание помощи больному по дороге на вызов

  1. Если машина скорой помощи была остановлена по дороге на вызов для оказания помощи другому больному, и она ему действительно нужна, следует сообщить об этом диспетчеру, чтобы ваш первый вызов передали для выполнения другой бригаде.
  2. Если в машине уже есть больной, а вам нужно срочно оказать помощь больному, из-за которого вас остановили, надо оценить возможность их совместной транспортировки.
  1. Фельдшер часто оказывается один в неизвестном доме, квартире и т.д. Водителю не следует укладываться спать в машине, как только фельдшер ушел по вызову, он должен контролировать ситуацию и Сли надо оказать помощь.
  1. Принцип работы фельдшера скорой помощи – гипердиагностика. Лучше переоценить тяжесть состояния больного, чем недооценить ее.
  1. Обратиться за помощью к более опытным коллегам не зазорно, не следует стыдиться этого и перед больным. Будет гораздо хуже, если ваша стеснительность приведет к тяжелым последствиям. А учиться у других не поздно никогда, и это следует делать при любой возможности.
  1. В нерабочее время можно оказаться в ситуации, когда кому-то требуется помощь, вы обладаете необходимыми для этого знаниями, опытом и практическим навыком.

Вопросы:

1.Назовите основные задачи фельдшера по организации амбулаторного приема на ФАП.

2. Назовите правила обслуживания больных на дому и порядок лечения больных на ФАП.

3. Назовите особенности обслуживания больных с туберкулезом.

4. Назовите особенности оказания наркологической помощи сельскому населению.

5. Что включают в себя реанимационные мероприятия на ФАП?

6. Назовите правила поведения фельдшера во время вызова.

7. Назовите основные психологические аспекты в работе фельдшера ФАП.

8. Назовите особенности оказания помощи на месте происшествия, по дороге на вызов, в нерабочее время.

 

 

Тема: «Лечебно-профилактическая помощь женщинам».

Мотивация: фельдшер общей практики должен знать особенности оказания помощи женщинам, организацию родовспоможения на ФАП, оказание неотложной помощи при кровотечении, оказание лечебно-профилактической помощи, охрана материнства и детства: для укрепления здоровья женщины-матери и подрастающего поколения.

 

Цели:

Образовательная:

  • научить основным разделам деятельности медицинского персонала на ФАП

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к профессии, тягу к знаниям и постоянное пополнение знаний, уважение к пациенту, ответственности

Развивающая:

  • развивать клиническое мышление, способность сопоставлять полученную информацию и быстро принимать решение

Методическая:

  • закрепить методику проведения теоретического занятия традиционным методом.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.

 

Форма организации учебного процесса: лекция.

 

Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами

Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.

 

Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.

 

Продолжительность занятий: 90 минут.

 

Место проведения: лекционный зал.

Рекомендуемая литература для студентов:

  • Конспект лекций
  • В. С. Гаджиев ФАП.- М., 1986.-562 с.

Рекомендуемая литература для преподавателей:

 

  • Н. И. Белова Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Нагнибеда А. Н. Фельдшер скорой помощи.- М., 2000.
  • Величенко В. М,, Юмашев Г. С. Первая доврачебная помощь: учебное пособие.- М.: Медицина, 1989.

 

Ход занятия

Этапы Содержание этапа. Цели Время
1. Организационный момент Проверяется готовность аудитории к занятию. Внешний вид студентов, наличие лекционной тетради, с целью определения готовности студентов к занятию. 2 мин.
2. Мотивация лекции Преподаватель сообщает студентам тему занятия, план его проведения, отмечает актуальность темы, цели лекции, с целью настроить студентов на целенаправленную деятельность. 5 мин.
3. Сообщение новых знаний Преподаватель приступает к изложению нового материала, используя элементы эврестической беседы, с целью активации внимания и развития сравнительно-мыслительных обобщений. 75 мин.
4. Закрепление материала. Подведение итогов. Обобщение лекции, подведение итогов, с целью определения уровня ориентации группы в новом материале. 5 мин.
5. Задание на дом Тема следующей лекции, вопросы для самоподготовки, источники информации записываются на доске. Студенты отмечают эти задания в своих лекционных тетрадях, с целью активации самоподготовки, воспитание ответственности, добросовестного отношения выполнению самостоятельной работы. 5 мин.

 

План лекции:

  1. Этапы оказания акушерско-гинекологической помощи на селе.
  2. Проведение профилактических осмотров.
  3. Медицинская документация на ФАП.
  4. Оснащение кабинета акушерки на ФАП.
  5. Организация родовспоможения на ФАП.
  6. Оснащение кабинета для оказания неотложной помощи на ФАП.
  7. Принципы оказания неотложной помощи.

 

Особенности условий жизни и труда сельского населения, выражающиеся в дисперсности населенных пунктов, различии форм организации сельскохозяйственного производства, разнообразии видов сельскохозяйственных работ (земледелие, животноводство, птицеводство и др.), большом фронте этих работ, их сезонности и т.д., определяют особенности организации всей медицинской помощи в сельском районе, в том числе и акушерско-гинекологической.

Акушерско-гинекологическую помощь сельскому населению оказывает комплекс лечебно-профилактических учреждений. В зависимости от степени приближения к сельскому населению, от специализации и квалификации медицинской помощи, уровня материально-технической оснащенности в системе оказания акушерско-гинекологической помощи принято различать три этапа:

I этап – осуществление доврачебной и первой врачебной помощи. Этим этапом является сельский врачебный участок. Он включает в себя сельскую участковую больницу с амбулаторией и стационаром, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), родильные дома. Расположение первого этапа – периферия района.

II этапосуществление квалифицированной врачебной помощи. Он включает в себя районные (номерные) и центральную районную больницу, имеющие в своем составе акушерско-гинекологические отделения и женские консультации. Расположение второго этапа – районный центр.

III этап – обеспечение сельского населения высококвалифицированной (специализированной) акушерско-гинекологической помощью. Он включает в себя областную (краевую, республиканскую) больницу, имеющую в своем составе акушерско-гинекологические отделения и женскую консультацию или самостоятельный родильный дом с женской консультацией. Дислокация третьего этапа – областной (краевой, республиканский) центр.

 

Проведение профилактических периодических осмотров

Фельдшер и акушерка обязаны на своем участке иметь список женщин, подлежащих профилактическим и периодическим осмотрам.

Практически здоровые женщины с благополучным акушерским анамнезом, нормальным течением беременности в период между выездами бригады наблюдаются у акушерки ФАП или участковой больницы, на роды направляются в ближайшую участковую или районную больницу.

С группой женщин, которым противопоказано вынашивание беременности, акушер-гинеколог проводят беседы о вреде для их здоровья беременности, возможных осложнениях беременности и родов, обучают их пользоваться противозачаточными средствами, рекомендуют внутриматочные противозачаточные средства. Врач акушер-гинеколог бригады при повторном выезде проверяет выполнение акушеркой ФАП назначений и рекомендаций. Значительную помощь в раннем выявлении беременных оказывают подворные обходы населения, проводимые акушеркой. Все выявленные беременные женщины, начиная с самых ранних сроков беременности (до 12 недель), и родильницы подлежат диспансеризации.

При нормальном течении беременности здоровой женщине рекомендуется посетить консультацию со всеми анализами и заключениями врачей через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача в первую половину беременности 1 раз в месяц, после 20 недель беременности2 раза в месяц, после 32 недель – 3-4 раза в месяц. За время беременности женщина должна посетить консультацию примерно 14-15 раз. При заболевании женщины или патологическом течении беременности, не требующем госпитализации, частота осмотров определяется врачом в индивидуальном порядке. Важно, чтобы беременные аккуратно посещали консультацию в период дородового отпуска.

 

 

Ведение документации на ФАПе

Очень важно в работе акушерки ФАП осуществлять тщательное ведение документации. На каждую обратившуюся в ФАП беременную женщину заполняется «Индивидуальная карта беременной родильницы» (ф-111/у). При выявлении акушерских осложнений или экстрагенитальных заболеваний заполняется дубликат этой карты, который передается районному акушеру-гинекологу.

Существует много вариантов хранения индивидуальных карт. Один из наиболее удобных для работы вариантов, который может быть рекомендован, заключается в следующем: ящик для хранения индивидуальных карт (ширина и высота ящика должна соответствовать размерам карты) разделяется поперечными перегородками на 33 ячейки. На каждой перегородке проставляется цифра от 1 до 31. Эти цифры соответствуют числам месяца. Назначая беременной очередную явку, акушерка помещает ее карту в ячейку с отметкой соответствующего числа месяца, т.е. того дня, когда ей необходимо явиться на прием. Перед началом работы акушерка вынимает из соответствующей дню приема ячейки все индивидуальные карты и подготавливает их для приема – проверяет правильность записей, наличие последних анализов и т.д. Заканчивая прием беременной, назначает ей день последующей явки и помещает карту этой беременной в ячейку с отметкой, соответствующей числу месяца, на которое ей назначена явка. По окончании приема по числу оставшихся карт легко судить о беременных, не явившихся в назначенный им день. Эти карты акушерка помещает в 32-ю ячейку ящика с отметкой «Патронаж». Затем акушерка посещает на дому (патронирует) всех не явившихся на прием женщин. Все карты родивших и подлежащих диспансерному наблюдению до завершения послеродового периода помещают в 33-ю ячейку с отметкой «Родильницы».

На каждую роженицу заполняется «История родов» (ф-099/у). Все женщины, родившие в ФАП, регистрируются в журнале учета родов (ф-098/у). Кроме этих документов, на ФАП ведется дневник-тетрадь записи беременных (ф-075/у) и дневник (ф-039-1/у). При направлении беременной после 28 недель беременности или родильницы во врачебный акушерский стационар ей на руки выдается «Обменная карта» (уч.ф.№113). Если госпитализируется беременная до 28 недель, ей на руки выдается выписка из истории болезни (уч.ф.№27). Выписываясь из стационара, она получает по той же форме выписку из истории болезни, которую ей вручает акушерка ФАП.

 

Организация и проведение профилактических осмотров сельских женщин

Важным разделом в работе акушерки фельдшерско-акушерского пункта является организация и проведение профилактических осмотров женщин. Профилактические осмотры сельских жительниц желательно проводить в осеннее-зимний период с тем, чтобы до начала весенних полевых работ закончить оздоровление выявленных больных.

Всей работой по организации профилактических осмотров руководят районный акушер-гинеколог и главная акушерка района. Предварительно составляется план проведения осмотров, в котором указываются место, где будет проводиться осмотр, календарные сроки осмотров по каждому населенному пункту. Профилактические осмотры проводят акушерки ФАП, прошедшие специальную подготовку и инструктаж. Для успешного проведения профилактического осмотра акушерка должна предварительно совершить подворный обход, задачи которого – разъяснить женщинам цель осмотра, способ его проведения, место осмотра и др.

Целью профилактических осмотров является раннее выявление у женщин предопухолевых, опухолевых воспалительных и так называемых функциональных заболеваний органов половой сферы и назначение при необходимости соответствующего лечения. Профилактические осмотры также дают возможность выявить среди организованной части женского населения профессиональные вредности, оказывающие воздействие на органы половой сферы, и выработать мероприятия для их устранения.

Непосредственный осмотр женщин состоит из двух последовательно проводимых процедур:

  • во-первых, обследования наружных половых органов, влагалища и влагалищной шейки матки (при помощи зеркал)
  • во-вторых, двуручных исследований с целью выяснения состояния внутренних половых органов

При профилактических осмотрах используются объективные методы диагностики:

  • цитологическое исследование отделяемого влагалища
  • «отпечатков» с шейки матки
  • кольпоскопическое исследование

Для осуществления лабораторных исследований берется материал из различных отделов мочеполового аппарата женщины:

  • мазки из уретры и шеечного канала для бактериологического исследования на гонококки Нейссера и флору. Материал, полученный из уретры, наносится на предметное стекло в виде кружочка, а из шеечного канала – в виде штриха в продольном направлении.
  • мазок из заднего свода влагалища для определения степени чистоты влагалищного содержимого берется после введения зеркал и при помощи палочки с намотанной на конце ватой. Мазок наносится на предметное стекло в продольном направлении в виде штриха.
  • мазок с боковой стенки влагалища для гормональной цитодиагностики берется также после введения зеркал и при помощи палочки с намотанной на ее конец ватой. Мазок наносится в виде штриха вдоль стекла.
  • мазок-соскоб с поверхности эрозии шейки матки получают при помощи шпателя и наносят его штрихом поперек предметного стекла. Мазок-соскоб из цервикального канала берется при помощи ложечки Фолькмана и наносится на стекло в виде кружочка (или нескольких кружочков).

В проведении профилактических осмотров очень важным является тщательная регистрация и учет всех осмотренных женщин, для чего составляется список лиц, подлежащих целевому медицинскому осмотру на выявление (ф-048/у). Для регистрации и учета женщин, подлежащих активному диспансерному наблюдению, заводятся контрольные карты диспансерного наблюдения (ф-030/у).

Еще одним учреждением, оказывающим доврачебную акшерско-гинекологическую помощь в сельской местности, является колхозный родильный дом. В колхозном родильном доме обязательно должны быть предусмотрены следующие помещения: тамбур, приемная, родовая (10-12 м2), послеродовая палата (6 м2 на 1 материнскую и детскую койку), кухня, туалет. В каждом колхозном родильном доме развертывается от 2 до 5 коек (из расчета 1 койка на 1000 населения).

Колхозный родильный дом размещают на расстоянии 6-8 км от сельского врачебного участка, к которому он прикреплен. При хороших транспортных условиях это расстояние может быть увеличено до 10-15 км. Колхозные родильные дома обслуживает акушерка, обязанности которой аналогичны таковым акушерки ФАП. Если в одном селении вблизи ФАП располагается колхозный родильный дом и по объему его работы нет необходимости в самостоятельном штате, обслуживание последнего возлагается на акушерку ФАП.

 

 

Вопросы охраны труда в работе акушерско-гинекологической службы

В работе акушерско-гинекологической службы на селе на всех ее этапах много места занимают вопросы охраны труда работниц сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные работы имеют свои особенности, главными из которых являются сезонность, выполнение различных производственных операций в сжатые сроки при любых погодных условиях и т.д. Это требует от человека значительных усилий и напряжения, что неминуемо ведет к нарушениям режима труда и отдыха. Работницы сельскохозяйственного производства испытывают дополнительные неблагоприятные влияния таких производственных факторов, как шум, вибрация, пыль, контакт с пестицидами (ядохимикатами) и минеральными удобрениями. Основную работу по проведению мер, направленных на охрану труда сельских жителей, выполняют врачи - гигиенисты. Но в этой работе должны принимать участие и акушерско-гинекологическая служба, так как неблагоприятные производственные факторы оказывают отрицательное влияние и на специфические функции женского организма.

Для улучшения здоровья женщин, занятых в сельском хозяйстве, необходимо проведение ряда организационных мероприятий, направленных на защиту женского организма от воздействия неблагоприятных факторов сельскохозяйственного производства. Это достигается путем внедрения механизации и автоматизации трудоемких процессов, отстранения женщин от ночных работ и работ с ядохимикатами, от работ в условиях высокой запыленности, снижения до минимума вибрационного и звукового давления, рационального чередования труда и отдыха, организацией санитарно-бытовых помещений, обеспечением своевременного и рационального питания, широким использованием профилакториев и т.д. Работа по охране труда работниц сельского хозяйства проводится и контролируется специальными комиссиями, в состав которых входят врач акушер-гинеколог, представитель СЭС, представитель профсоюзной организации, инженер по технике безопасности. В осуществлении контроля за соблюдением всех требований к охране труда колхозниц большая ответственность лежит на средних медицинских работниках (старшей акушерке и акушерке ФАП).

 

Оснащение кабинета акушерки ФАП

Акушерка выполняет на ФАП значительный объем работ, поэтому кабинет акушерки должен быть оснащен весами, гинекологическим креслом, зеркалами, стерилизаторами, сантиметровой лентой, акушерским стетоскопом, тазомером, всем необходимым для взятия мазков на цитологическое исследование.

Для оказания экстренной акушерской помощи на ФАП должна быть акушерская сумка, снабженная всем необходимым для принятия родов и обработки новорожденного.

Оснащение акушерской сумки:

 

инструментарий, предметы ухода, перевязочный материал скальпель роторасширитель пинцет анатомический зажимы Кохера ножницы шпатель металлический шприц 10 мл шприц 2 мл иглы медицинские перчатки медицинские катетер уретральный металлический кетгут стерильный акушерский стетоскоп термометр медицинский косынка медицинская белье стерильное (комплект) полотенце стерильные простыни подстилки клеенки подкладные одеяла: детские взрослые пеленки детские холодные палочки для йода вата компрессная бинты 7 м х 5 см бинты 10 м х 5 см стерильные пакеты вата гигроскопическая пеленки детские теплые лейкопластырь вата серая пакеты для обработки пуповинных остатков («пупочные пакеты») сантиметр матерчатый пакет для принятия родов («родовой пакет») мыло перчатки хирургические шелк хирургический стерильный в ампулах №8 халаты медицинские жгут тонометр пипетка глазная мензурка кружка Эсмарха резиновая   медикаменты атропина сульфат 9,1%-ный раствор в ампулах по 1 мл платифиллина гидротартрат 0,2%-ный раствор в ампулах по 1 мл анальгин 50%-ный раствор в ампулах по 2 мл дибазол 1%-ный раствор в ампулах по 1 мл папаверина гидрохлорид 2%-ный раствор в ампулах по 2 мл кордиамин в ампулах по 2 мл кофеин-бензоат натрия 10%-ный раствор в ампулах по 1 мл глюконат кальция 10%-ный раствор в ампулах по 10 мл кальция хлорид 10%-ный раствор в ампулах по 10 мл лобелин 1%-ный раствор в ампулах по 1 мл глюкоза 40%-ный раствор в ампулах по 20 мл адреналин 0,1%-ный раствор в ампулах по 1 мл эфедрин 5%-ный раствор в ампулах по 1 мл димедрол 1%-ный раствор в ампулах по 1 мл эуфиллин 2,4%-ный раствор в ампулах по 10 мл новокаин 0,5%-ный раствор в ампулах по 5 мл питуитрин для инъекций в ампулах по 1 мл валидол по 0,06 г нитроглицерин по 0,5 мг настойка валерианы 30 мл раствор йода спиртовый 5% перекись водорода 3% раствор по 50 мл раствор аммиака 10%-ный по 40 мл спирт этиловый 95% вода кипяченая изотонический раствор натрия хлорида для инъекций 0,9%-ный раствор по 20 мл бензилпенициллина натриевая соль 1 млн ЕД     1 шт. 1 шт. 1 шт. 2 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 6 шт. 1 пара 1 шт. 2 амп. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 2 шт. 2 шт. 2 шт. 2 шт. 1 шт. 1 шт. 2 шт. 10 шт. 50 г. 2 шт. 3 шт. 4 шт. 25 г. 2 шт. 1 шт. 50 г.   2 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 пара 1 амп. 2 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.     1 амп.   1 амп. 2 амп. 6 амп.   2 амп. 3 амп.   3 амп. 1 амп. 2 амп. 1 амп. 2 амп. 2 амп. 1 амп. 2 амп. 1 амп. 2 амп. 2 амп. 10 туб 1 туба 1 фл. 1 фл. 1 фл. 1 фл. 25 мл 30 мл     2 фл.

Организация родовспоможения на ФАПе

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На место происшествия | Физиологическая беременность у здоровой женщины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.