Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности общения с душевнобольными и членами их семей




 

В отношении психиатрии в обществе сформировалось негативное предубеждение. Между психическими и сома­тическими заболеваниями усматривают большие различия, поэтому пациенты и их родственники часто стыдятся за­болевания, скрывают факт обращения к психиатру. Часто окружающие, даже медицинские работники, относятся к людям с психическими расстройствами неестественно: с излишним опасением (даже страхом), с подчеркнутой жалостью или снисходительно. Такое отношение может затруднять процесс ухода за душевнобольным на всех его этапах и общение с ним.

Наилучшая помощь психически больным оказывается, когда их состояние воспринимается остальными только как болезнь. Это помогает больным сохранять самосозна­ние, необходимое для их исцеления.

Ухаживающий персонал не должен воспринимать лич­ность пациента, с ее потребностями, желаниями и страха­ми, только с точки зрения диагноза заболевания. Целост­ный уход охватывает личность, болезнь, профессию, се­мью, взаимоотношения и пр. Психически больной чело­век — это не только объект для ухода. Активно задей­ствовать пациента в решении его проблем со здоровьем — главная задача ухаживающего персонала. В этом смысле уход за пациентом означает не только выполнение необхо­димых медицинских ианипуляций, он означает намного больше: сопровождение, объяснение, побуждение к дей­ствиям и внимание к проблемам больного.

 

Процесс ухода осуществляется поэтапно следую­щим образом:

· сбор информации,

· выявление проблем и ресурсов,

· определение целей ухода,

· планирование ухода,

· осуществление ухода и оценка результатов.

 

Оценка эффек­тивности ухода основывается на результатах повторного сбора информации о состоянии пациента и дает возмож­ность контроля и внесения необходимых поправок в про­цесс ухода.

Качественный уход возможен в случае партнерского вза­имодействия между пациентом и ухаживающим персона­лом. Такого взаимодействия можно достичь лишь путем установления отношений доверия между пациентом и уха­живающими лицами. Поэтому семейный фельдшер дол­жен владеть коммуникативными навыками, знанием медицинской психологии и определенными личностными качествами: уважением отдельного индивидуума, способ­ностью к эмпатии (сопереживанию), выдержкой и др.

 

Необходимый для лечения базис доверия возникает у пациента при наличии трех предпосылок:

1) медицинский работник проявляет себя как настоящая личность;

2) он принимает пациента таким, какой он есть, без оценок;

3) он проявляет к пациенту интерес и пытается его по­нять.

В общении с психиатрическим пациентом особенно важ­но умение внимательно слушать, способность честно вы­ражать свои чувства, уверенность в себе, последователь­ность, умение контролировать свои вербальные и невер­бальные проявления и правильно их оценивать.

У пациентов психиатрического профиля часто бывают состояния, когда общение с ними не возможно. В этих случаях допустимо насильственное удерживание пациен­та, «фармакологическое связывание» путем введения ней­ролептиков или фиксация связыванием. После каждого случая насильственного решения проблемы ухаживающе­му персоналу необходимо обсудить происшедшее с паци­ентом, попытаться выяснить возможные причины агрес­сивного поведения.

В общении с семьей больного следует помнить, что пси­хическое расстройство одного из членов семьи оказывает существенное влияние на всех остальных и семью в целом. Это может быть эмоциональная реакция на стресс, свя­занный с неожиданным известием о болезни. Это может быть следствием длительного общения с психически больным человеком, например созависимость в семьях алкого­ликов. Наконец, сама болезнь может быть порождением нездоровых внутрисемейных отношений. Так, при боль­шинстве психических расстройств у детей и неврозов при­чину нужно искать в семейных конфликтах.

Дети, у которых один или оба родителя психически больны, имеют десятикратно больший риск развития тя­желой психопатологии в сравнении с другими сверстни­ками. Дети проблемных матерей более испуганные и тре­вожные, часто играют роль «козла отпущения» для свер­стников. Дома они воспитываются больными матерями в ситуации строгих ограничений, постоянных вмешательств в их жизнь, «привязывания» к себе.

Расстройство настроения у родителей оказывает небла­гоприятное влияние на развитие ребенка даже при отсут­ствии других проблем. Если мать подвержена депрессии, ушла в себя и находится в таком состоянии на протяже­нии первых лет жизни ребенка, он воспринимает ее без­различие как собственную несостоятельность, что приво­дит к неспособности справляться с напряжением и взаи­модействовать с окружающим миром. Родительская деп­рессия сказывается не только на родителях, осуществля­ющих уход за малолетними детьми, но и на отношениях между поколениями в течение всей жизни.

Злоупотребление алкоголем и наркотиками также ока­зывает сильное негативное воздействие на семью. Основ­ной проблемой таких семей является проблема насилия. Семья становится социально изолированной, так как ее члены стыдятся образа жизни и непредсказуемого поведе­ния алкоголика или наркомана. Во всех случаях родствен­ики пациента могут нуждаться не только в поддержке, но и в психологической коррекции.

Таким образом, общение с семьей больного, будет за­висеть от характера его заболевания и особенностей самой семьи. В дисфункциональных семьях акцент делается на внешнюю социальную поддержку и специализированную психотерапевтическую помощь. Членов семьи нужно прокон­сультировать, где и как можно ее получить. В относительно благополучных семьях следует привлечь к сотрудничеству всех членов. Необходимо рассказать родственникам паци­ента об особенностях протекания заболевания и его лече­ния, научить распознавать первые признаки ухудшения состояния. Специфика многих психических заболеваний заключается в том, что начальные их проявления и соот­ветствующее изменение поведения расцениваются окружа­ющими не как болезнь, а как лень, каприз или плохое воспитание. Поэтому пытаются влиять на ситуацию пере­убеждением и перевоспитанием, что приводит лишь к обо­стрению отношений. Болезнь долго остается не распознан­ной, и только резкое ухудшение состояния заставляет обратиться за медицинской помощью.

Некоторые хрони­ческие заболевания требуют постоянного лечения (эпилеп­сия) или поддерживающей терапии в период ремиссии (шизофрения, биполярное течение МДП). Родственники пациента должны знать об особенностях приема лекар­ственных препаратов, о возможных побочных эффектах и способах их устранения. Довести до них эту информацию в доступной форме — задача семейного фельдшера. Чем более спокойной, теплой и доброжелательной будет об­становка в семье, тем меньше будет возникать проблем в общении с пациентом.

Следует учитывать, что резкое изменение мышления и сознания больного может нанести глубокую психологичес­кую травму его родственникам. Им бывает нестерпимо ви­деть, как родной человек перестает быть тем, которого они знали и любили. Очень трудно с этим смириться и сохранить прежние отношения и контакт. Родственникам необходима поддержка и внимание не меньше, чем паци­енту.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.