Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №10. Психическими расстройствами

Психическими расстройствами.

Правовая защита лиц, страдающих

Люди с психическими расстройствами относятся к категории наименее социально защищенных граждан. Они чаще других могут подвергнуться дискриминации, эксплуатации или насилию, т.к. не всегда способны адекватно отстаивать свои права.

Цивилизованное общество обязано обеспечить правовую защиту лиц, страдающих психическими расстройствами.

 

В 1992 году был принят Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Он регламентирует законные права граждан, врачей-психиатров и среднего медперсонала, а также устанавливает ответственность за нарушение данного закона: административную, дисциплинарную, гражданскую и даже уголовную, к примеру, за незаконное помещение в психиатрическую больницу.

Закон закрепляет основные правовые принципы и процедуры оказания психиатрической помощи в России:

· добровольность обращения за психиатрической помощью (статья 4);

· права лиц, страдающих психическими расстройствами (статьи 5. 11, 12, 37);

· основания для проведения психиатрического освидетельствования (статьи 23, 24), диспансерного наблюдения (статья 27), госпитализации в психиатрический стационар (статьи 28, 29, 33), применение принудительных мер медицинского характера (статья 30).

 

Вопрос о недобровольной госпитализации человека в психиатрический стационар решается исключительно в судебном порядке.

Закон гарантирует сохранение врачебной тайны обращения, наблюдения и лечения у психиатра (статьи 8,9).

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные проблемы психических заболеваний в современном обществе.

2. Дайте определение понятия «психическое здоровье».

3. Назовите основные психические болезни.

4. Назовите психические расстройства.

5. Назовите основные психопатологические синдромы.

6. Дайте определение «психоорганический синдром».

7. Назовите особенности ухода за душевнобольными.

8. Назовите особенности общения с душевнобольными и членами их семей.

9. Назовите основные принципы, методы лечения душевнобольных.

10. Назовите принципы реабилитации пациента с психическими расстройствами.

11. Назовите основные приказы РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан».

 

Тема: «Реабилитация пациентов».

Мотивация: реабилитация есть система государственных, социаль­но-экономических, медицинских, профессиональных, пе­дагогических, психологических и других мероприятий, на­правленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей; и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. ФОП необходимо знать основы реабилитации пациентов с различными заболеваниями и взаимодействие служб по ее осуществлению.

 

Цели:

Образовательная:

  • научить основным разделам деятельности медицинского персонала на ФАП

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к профессии, тягу к знаниям и постоянное пополнение знаний, уважение к пациенту, ответственности

Развивающая:

  • развивать клиническое мышление, способность сопоставлять полученную информацию и быстро принимать решение

Методическая:

  • закрепить методику проведения теоретического занятия традиционным методом.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.

 

Форма организации учебного процесса: лекция.

 

Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами

Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.

 

Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.

 

Продолжительность занятий: 90 минут.

Место проведения: лекционный зал.

Рекомендуемая литература для студентов:

  • Конспект лекций
  • В. С. Гаджиев ФАП.- М., 1986.-562 с.

Рекомендуемая литература для преподавателей:

 

  • Н. И. Белова Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Нагнибеда А. Н. Фельдшер скорой помощи.- М., 2000.
  • Величенко В. М,, Юмашев Г. С. Первая доврачебная помощь: учебное пособие.- М.: Медицина, 1989.

 

Ход занятия

Этапы Содержание этапа. Цели Время
1. Организационный момент Проверяется готовность аудитории к занятию. Внешний вид студентов, наличие лекционной тетради, с целью определения готовности студентов к занятию. 2 мин.
2. Мотивация лекции Преподаватель сообщает студентам тему занятия, план его проведения, отмечает актуальность темы, цели лекции, с целью настроить студентов на целенаправленную деятельность. 3 мин.
3. Сообщение новых знаний Преподаватель приступает к изложению нового материала, используя элементы эврестической беседы, с целью активации внимания и развития сравнительно-мыслительных обобщений. 75 мин.
4. Закрепление материала. Подведение итогов. Обобщение лекции, подведение итогов, с целью определения уровня ориентации группы в новом материале. 5 мин.
5. Задание на дом Тема следующей лекции, вопросы для самоподготовки, источники информации записываются на доске. Студенты отмечают эти задания в своих лекционных тетрадях, с целью активации самоподготовки, воспитание ответственности, добросовестного отношения выполнению самостоятельной работы. 5 мин.

 

План лекции:

1. Понятие «реабилитация», «здоровье».

2. Виды реабилитации.

3. Этапы реабилитации.

4. Три направления медицинской реабилитации.

5. Принципы реабилитации.

6. Реабилитация пациентов, перенесших инсульт.

7. Реабилитация пациентов, перенесших инфаркт миокарда.

8. Реабилитация пациентов после заболеваний органов пищеварения.

9. Реабилитация пациентов, перенесших инфекционные заболевания.

10. Реабилитация пациентов в постоперационном периоде.

 

Реабилитация есть система государственных, социаль­но-экономических, медицинских, профессиональных, пе­дагогических, психологических и других мероприятий, на­правленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей; и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду.

Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Образование. Информация в рамках данного раздела позволяет степень образованности увязать с общественной деятельностью, активным досугом, общением со многими людьми. Различные формы деятельности являются пред­посылкой здоровья, благополучия и долголетия.

Семья, быт, условия проживания. На качество жизни влияют состав семьи, быт и условия проживания. Вы­ясняют число детей, количество комнат, степень обеспечен­ности основными бытовыми предметами. При анализе условий проживания особое внимание уделяют, нет ли вбли­зи места проживания химического завода, атомной элект­ростанции, линий электропередач, аэродрома и т.д.

Занятость и социальная поддержка. Одним из аспек­тов КЖ является распределение времени между работой, культурными мероприятиями, семейной жизнью, обще­ственной и политической деятельность.

Питание, являясь обязательным условием существо­вания человека, определяет продолжительность жизни и КЖ. Ошибки в структуре питания стали одной из причин развития многих тяжелых заболеваний. Самоограничения в разнообразии пищевого рациона, связанного с боязнью употребления экологически грязных продуктов, приводят к несбалансированности, а в ряде случаев — к искусствен­ному дефициту питания (нарушению жизнедеятельности). При недостаточности питания развиваются значительные нарушения клеточного и гуморального иммунитета.

Вредные привычки. Имеет значение выяснение факто­ров курения, употребления алкоголя, наркотиков. Куре­ние — фактор риска ИБС, рака. Алкоголь, наркотики токсически действуют на плод, сердце (миокардиодистро-фии), печень (гепатит, цирроз) и др. органы.

Использование медицинских учреждений. Следует ана­лизировать частоту посещений врача, особенности оказы­ваемых медицинских услуг, употребление индивидуумом лекарственных средств — объем медицинской помощи, оказываемой в определенном районе.

Удовлетворенность жизнью. Чувство удовлетворения своей жизнью является очень изменчивым и зависит, как правило, от наличия определенной социальной поддерж­ки, финансового статуса и собственных функциональных способностей. Важное значение имеет возраст.

 

Одной из главных целей реабилитации больных с раз­личными заболеваниями становится повышение качества жизни, что включает в себя оценку пациентом своего фи­зического, психического и социального благополучия.

В процессе реабилитации выделяются следующие виды:

• медицинская реабилитация, использующая различ­ные методы медикаментозной терапии, физиотера­пии, лечебной физкультуры, лечебного питания, са­нацию очагов хронической инфекции, хирургиче­скую коррекцию патологических изменений и др.;

• психологическая реабилитация, включающая мероп­риятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у паци­ентов сознательного и активного участия в реабили­тационном процессе;

• профессиональная реабилитация, основными зада­чами которой являются восстановление соответству­ющих профессиональных навыков или переобучение пациентов, решение вопросов их трудоустройства;

• социальная реабилитация, включающая разработку, принятие на государственном уровне соответствующих нормативно-правовых актов, гарантирующих инва­лидам определенные социальные права и льготы, а также обеспечение реализации этих постановлений.

 

В процессе реабилитации выделяют этапы:

• экстренной реабилитации — поддержание или вос­становление работоспособности спецконтингентов в зоне или очаге чрезвычайной ситуации;

 

• стационарный (госпитальный) — восстановительная терапия в больнице, госпитале или другом ста­ционарном лечебном учреждении; санаторный — ре­адаптация в соответствующих санаторно-курортных учреждениях с продолжением необходимых меропри­ятий, начатых на стационарном этапе реабилитации;

• амбулаторно-поликлинический — продолжение и (или) завершение всего комплекса реабилитацион­ных мероприятий в поликлинике или диспансере по месту жительства.

 

Медицинская реабилитация объединяет в себе три на­правления воздействия на человека, которые обеспечива­ют в разных сочетаниях улучшение здоровья.

1. Медикаментозное направление — использование од­ного или нескольких лекарственных средств в самом эф­фективном и взаимопотенцирующем сочетании.

2. Немедикаментозное направление — различные виды физического воздействия (механическое, электрические, лучевое и др.)

3. Инструментальное направление — инженерно-фи­зиологические комплексы, инструментарий, используемые для медикаментозных или немедикаментозных воздействий на организм пациента.

 

Для четкой координации действий по сохранению здо­ровья и возвращению пострадавших к работе созданы цент­ры реабилитации.

Задачами центров являются:

• организация ранних лечебно-восстановительных ме­роприятий, осуществление непрерывности различных этапов реабилитации и постоянного диспансерного наблюдения;

• разработка протоколов ведения больных в центрах;

• проведение качественных, комплексных реабилита­ционных мероприятий.

 

Ранняя реабилитация пострадавших заключается в том, чтобы максимальное количество пострадавших вос­становили свой физической, психологический, професси­ональный, социальный статус, избежали по возможности инвалидности и были интегрированы в трудовую и соци­альную жизнь.

Основные принципы ранней реабилитации:

1. Комплексность реабилитационных мероприятий:

• медицинских (стационарное,, амбулаторное восста­новительное лечение, психологическая коррекция личности, дополнительное питание, протезирование, санаторно-курортное лечение и др.);

• социальных (обеспечение приспособлениями, необ­ходимыми для трудовой деятельности и в быту, спе­циальные средства передвижения, оказание юриди­ческой помощи, посторонний бытовой уход);

• профессиональных (профдиагностика, профориента­ция, профобучение, рациональное трудоустройство, адаптация и т.д.).

 

2. Последовательность и непрерывность мероприятий (от медицинской реабилитации до трудоустройства).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности ухода за психическими больными | Особенности реабилитационных мероприятий при инфекционных заболеваниях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.