Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ




Санитарное просвещение – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение среди населения знаний и навыков, необходимых для охраны и укрепления здоровья, предупреждения болезней, сохранения активного долголетия, высокой работоспособности, воспитания здоровой смены.

 

Ведущим направлением санитарного просвещения является пропаганда здорового образа жизни, которая охватывает все разделы гигиены:

  • личную,
  • общественную,
  • жилища,
  • питания,
  • воспитания,
  • труда в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве,
  • умственного труда,
  • борьбу с травматизмом,
  • профессиональными болезнями.

 

Другое важное направление санитарного просвещения – пропаганда мероприятий по профилактике болезней и борьбе с ними.

Прежде всего профилактика сердечно-сосудистых (атеросклероз, гипертоническая и ишемическая болезни и др.) и онкологических заболеваний, особенно предраковых состояний. В числе непременных остаются противовенерическая, противотуберкулезная пропаганда, профилактика простудных заболеваний.

Задача санитарно-просветительной работы – учить людей, как сохранить здоровье, как предупредить болезнь. Не рекомендуется сообщать населению подробности о клинической картине, о течении болезни, об объективной симптоматике, тем более о применении лекарств. Информировать целесообразно лишь о первых субъективных признаках начинающейся болезни, способствуя тем самым своевременному обращению за медицинской помощью.

Каждый врач и средний медицинский работник в соответствии с приказом Министерства здравоохранения обязан проводить не менее 4 ч в месяц санитарно-просветительную работу среди населения.

 

Различают:

  • устный,
  • печатный,
  • наглядный (изобразительный) методы санитарного просвещения.

 

К устному методу относятся:

  • лекции,
  • беседы,
  • доклады,
  • громкие чтения,
  • вечера вопросов и ответов,
  • курсовые занятия,
  • выступления по радио.

 

Подобные средства обеспечивают непосредственный контакт выступающего со слушателями – важнейшее преимущество живого слова пропагандиста.

Наиболее широко используемое средство устной пропаганды лекция. Лекции по охране здоровья обычно читают врачи. Однако это не исключает возможности привлечения к этой деятельности и наиболее подготовленных фельдшеров и акушерок ФАП. Читаются лекции и ведутся беседы в сочетании с другими средствами санитарного просвещения (организация выставок на соответствующую тему, распространение санитарно-просветительной литературы).

Беседой можно назвать 10-15-минутное выступление медицинского работника в актовом зале, жилом доме, в мастерской, на молочнотоварной ферме и т.д. За основу беседы берут материал организационного, практического характера, построенный на конкретных фактах, примерах.



Задача таких выступлений – рассказать, что и как надо делать для предупреждения болезни и т.д. Метод устной пропаганды больше, чем другие, широко применяется при проведении занятий в кружках, на курсах в школах здоровья, предусматривает плановое распространение медицинских знаний, систематическое гигиеническое воспитание населения.

 

Средства печатной пропаганды чрезвычайно многообразны:

  • лозунг,
  • листовка,
  • памятка,
  • брошюра,
  • бюллетень и др.

 

 

Наглядный (изобразительный) метод санитарного просвещения предполагает использование:

  • графических,
  • живописных и других средств.

 

С целью воздействия на формирование у населения адекватного отношения к личному и общественному здоровью. К ним относятся фотографии, рисунки, плакаты, муляжи, специально изготовленные в качестве изобразительных средств или наглядных пособий, диафильмы.

 

В повседневной работе по охране здоровья сельских жителей большое значение имеет санитарное просвещение.

Содержание санитарно-просветительной работы, проводимой среди сельского населения, должно быть направлено:

  • на пропаганду основ личной и общественной гигиены;
  • гигиены села, жилища, благоустройство и озеленение, содержание приусадебных участков;
  • на борьбу с загрязнением окружающей среды;
  • профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и др.), длительным пребыванием на солнце и т.п.;
  • на внедрение физкультуры и спорта в быт каждого человека.

 

В круг тем санитарно-просветительной работы входят также:

  • трудовая и профессиональная ориентация;
  • создание здоровых социальных и бытовых, производственных условий, формирование здорового образа жизни;
  • рациональное питание;
  • воспитание здорового поколения.

 

Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения. Одной из важных задач санитарного просвещения является пропаганда гигиены труда при сельскохозяйственных работах, мер предупреждения сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами; разъяснение гигиенических требований к устройству и водоснабжению полевого стана, к доставке, очистке, обеззараживанию и хранению воды.

 

В лекциях и беседах для работников животноводческих комплексов и молочнотоварных ферм освещаются требования:

  • к их устройству и содержанию, соблюдению санитарных правил при дойке, первичной обработке и хранении молока;
  • значение санитарного состояния фермы и роль личной гигиены доярок в улучшении качества молока;
  • даются рекомендации по профилактике профессиональных заболеваний среди доярок.

 

 

Большое внимание фельдшера и акушерки ФАП должны уделять дифференцированному гигиеническому обучению:

· руководящих кадров, представителей массовых сельскохозяйственных специальностей (механизаторов, животноводов, полеводов, птицеводов, садоводов, работников животноводческих комплексов, молочнотоварных ферм и др.);

· привитию каждому труженику села необходимых гигиенических навыков;

· специальной гигиенической подготовке работающих с ядохимикатами;

· привитию детям необходимых гигиенических навыков и проведению гигиенического обучения в дошкольных учреждениях и школах.

 

Основные направления гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста следующие:

- создание оптимальных условий внешней среды для правильного физического и психического развития ребенка; в решении этой проблемы принимают участие семья, педагоги, медицинские работники и технический персонал дошкольных учреждений;

- воспитание осознанных и прочных гигиенических навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья и обеспечивающих культуру поведения ребенка;

- систематическая санитарно-просветительная работа с родителями; ее проводят педагоги и медицинские работники дошкольных учреждений, врачи сельского врачебного участка, фельдшера и акушерки ФАП.

 

Санитарное просвещение в школах складывается из следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих разделов:

  1. гигиеническое воспитание школьников:
    • последовательное и систематическое преподавание на уроках основ гигиены согласно учебной программе;
    • внеклассная и внешкольная санитарно-просветительная работа;
    • воспитание инициативы и самодеятельности учащихся в охране и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих;
    • систематический контроль и наблюдение за тем, чтобы учащиеся выполняли гигиенические рекомендации на практике;
  2. санитарное просвещение родителей;
  3. гигиеническая подготовка педагогов и технического персонала.

 

Классную гигиеническую подготовку учащихся проводят педагоги, внеклассное гигиеническое обучение в школе – педагоги, медицинские работники школ, ФАП.

Для этого в школах организуются месячники, утренники и дни здоровья, тематические вечера, медицинские викторины, КВН; плановые беседы или лекции для учащихся старших классов в лекториях здоровья и по школьному радио.

 

Методическое руководство гигиенической подготовкой сельского населения осуществляет районный дом санитарного просвещения, а там, где его нет, - районная СЭС, имеющая кабинет санитарного просвещения.

Медицинский персонал ФАП организует беседы, выступления по местному радио, лекции врачей, распространяет научно-популярную литературу.

В пропаганде и агитации санитарного просвещения на селе применяют и такие формы, как вечера вопросов и ответов, устные журналы, школы и народный университет здоровья; создаются санитарные уголки (на МТФ, мастерских, школах и т.д.) с использованием санитарных бюллетеней, фотовыставок и т.д.

Большое значение имеет и показ санитарно-просветительных фильмов на различные темы:

  • «Будь осторожен, ядохимикаты!»,
  • «Умей пользоваться ядохимикатами»,
  • «Добрый совет»,
  • «След на всю жизнь»,
  • «Пьянству – бой»,
  • «Дорога в пропасть»,
  • «Физкультура и здоровье»,
  • «Путь к здоровью и красоте»,
  • «Здоровье – дело не личное» и др.

 

Кинофильмы, демонстрируемые отдельно или с лекцией, или беседой, способствуют повышению санитарно-гигиенических знаний жителей села. Кроме того, важны также различные печатные материалы (памятки, листовки, плакаты) и выставки.

 

Санитарное просвещение организуется в 2 аспектах:

1. санитарно-просветительная работа с больными (их родственниками) на ФАП;

2. при посещении на дому и работа с населением обслуживаемого участка.

 

В первом случае ведется индивидуальная или групповая беседа с больными, а также даются советы по профилактике различных заболеваний.

Во втором случае эти мероприятия проводятся в жилых домах и общежитиях, домах культуры, клубах, мастерских, на животноводческих комплексах, молочнотоварных фермах и т.д.

 

Место проведения беседы (лекции) определяется темой и той группой населения, с которой она проводится, так, например, в школах – беседы со школьниками, педагогами; на полевых станах – с механизаторами; на животноводческих комплексах и молочнотоварных фермах – с доярками, телятницами, скотниками; в яслях и садах – с родителями и воспитателями; на ФАП– с беременными, больными и санитарным активом.

 

При организации санитарного просвещения на селе следует руководствоваться следующими положениями:

1. К санитарной пропаганде надо привлекать интеллигенцию села (педагогов, агрономов, зоотехников, работников клубов и др.), активистов Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

2. Культурно-просветительные учреждения села необходимо превратить в центры пропаганды медицинских знаний.

3. Школа должна стать важнейшим проводником санитарной культуры, так как школьники, овладевшие гигиеническими знаниями, будут активными пропагандистами в семье.

Санитарно-просветительная работа на селе должна способствовать решению актуальных задач сельского здравоохранения:

  1. ранней обращаемости за медицинской помощью;
  2. улучшению показателей родовспоможения;
  3. снижению детской смертности;
  4. заболеваемости с временной утратой трудоспособности и травматизма;
  5. своевременной госпитализации больных;
  6. привлечению населения на профилактические осмотры;
  7. поднятию общего культурного уровня работников села;
  8. оздоровлению условий их труда и быта;
  9. активизации творческой самодеятельности населения в вопросах охраны здоровья.

 

 

Вопросы:

  1. Что такое санитарное просвещение?
  2. Назовите задачи санитарно-просветительной работы.
  3. Назовите основные методы санитарного просвещения.
  4. Что относится к устному методу санитарного просвещения?
  5. Что относится к средствам печатной пропаганды?
  6. Что относится к наглядному методу санитарного просвещения?
  7. Назовите особенности санитарного просвещения сельского населения.
  8. Назовите основные направления гигиенического обучения детей дошкольного возраста.
  9. Назовите основные направления гигиенического обучения детей школьного возраста.
  10. Назовите основные мероприятия при составлении плана работы ФАП по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

 





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3850; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.086 сек.