Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие речи. Сначала у ребенка лепет. Лепет – переходный объект, говорил Винникот, на разлуку с матерью

Сначала у ребенка лепет. Лепет – переходный объект, говорил Винникот, на разлуку с матерью. Когда ребенок маленький, на тревогу он может реагировать, засовывая пальчик себе в рот или краешек одеяла. Чуть позже, ребенок сам себе лопочет, он этим снимает страхи. Этап аутистической речи – речи для себя, когда ребенок сам с собой играет, сам себя тонизирует. Аффективно-образная форма речи – следующий этап. Ребенок на звук, на вкус чувствует новые переименования, неологизмы, как бы играет с речью. На этом этапе речь подчинена восприятию.

Наблюдаются феномены Пиаже. Гальперин пытался с помощью своей теории обучить детей, преодолеть феномены Пиаже, но не удавалось, потому что субстрат не сформировался.

После 4-6 лет формируются функциональные признаки предметов, снимается подчиненность речи восприятию. Формируется коммуникативная функция речи и регулирующая функция (речь начинает регулировать эмоции и поведение). Речь тоже гетерохронно проделывает целую цепочку этапов в своем развитии.

К началу второго года активно используется мимика и жестпаралингвистическая система.

Поведение привязанности развивает коммуникативную функцию речи, формирует ориентированность на вербальные и невербальные составляющие коммуникации.

Шизофреничный оскал формирует шизофреногенная мать. Амбивалентный оскал (шизофреничный) – ребенок не может считать эмоции матери, не может приспособиться к этому рассогласованию вербального и невербального уровня. А потом ребенок и сам свои эмоции не может считывать, мало их распознает.

Аутисты – после 5 лет только начинают себя рассматривать, боятся смотреть на себя в зеркало.

Нормальные дети любят себя рассматривать в зеркало. К 2-3 годам формируются границы телесного Я. Ребенок уже может сказать мальчик он или девочка, показать, где носик, ушко. Аутисты не распознают, не появляется долго Я, речь в третьем лице.

Расщепление на хороший и плохой объект в детстве норма. К пубертату должна появляться тонкость в распознавании и интерпретации хорошего и плохого, дети начинают потихоньку видеть оттенки. Обобщение и символизация (вербально-логическое мышление) появляются к пубертату.

Медленнее всего развивается тонкая моторика. Тонкая моторика до 2-3 лет: наличие синкинезий (когда ребенку говорят: «подними 1 пальчик», а он поднимает всю руку), потому что еще не произошла дифференциация моторных полей. У детей 7-8 лет синкинезии – это задержка моторного развития. В онтогенезе должен быть этап, когда ребеночек должен нарастить тонус мускулатуры (ползанье, сидение, ходьба). Бернштейн определил нормы развития моторики для каждого возрастного периода. До 1-го года у ребенка непластичный тонус – это норма, потому что подкорка определяет весь моторный профиль ребенка. Эпоха отдельных стереотипий – ребенок просит сто раз прочитать одну сказку, любит качели, карусели, смотреть одно и то же (до 2-4 лет норма). С 3 до 7 летпериод детской грациозности – дети носятся, делают мостик, колесо – эта детская грациозность спонтанная, это ненамеренный навык. Дети грациозны от природы, потому что подкорка очень пластична. У моторики тоже есть период «не туда»: действия ребенка подчиняются восприятию, а не конкретно тому, как функционально сделан предмет.

В онтогенезе сначала на рисунке человека появляются круговые движение, а шея и плечи – после 4-6 лет, потому что это уже более дифференцированные движения.

Почему ребенка нельзя в 3-4 года нельзя учить письму? Кора еще не созрела, а письмо – это корковая деятельность, точные движения, у ребенка еще нет субстрата.

Ребенку проще носиться и бегать, чем писать, выводить буквы, он от этого меньше устает. =) Для него это менее энергозатратно, чем выводить буквы, производить точные движения. Ритмичные движения более физиологичны, более экономны (Бернштейн). Бернштейн на спортсменах показал, что когда мы делаем одноразовые движения, мы тратим гораздо больше энергии.

У моторики и речи самый большой сензитивный период – вплоть до пубертата.

Лебединский: сначала какая-то функция развивается с опережением. Эта развитая функция подтягивает за собой остальные (напр, речь подтягивает за собой мышление). Таким образом происходит развитие в норме. Гетерохрония – основной механизм межфункциональных связей.

Гетерохрония разно заложена в ЦНС (с разной скоростью созревают все структуры).

Игра тоже развивается. Ребенок сначала в игрушке выделяет только одно качество, игра сначала манипулятивная. Если игрушка и орет, и бегает, и светится, и т.д., ребенок от нее будет скорее плакать, нежели радоваться. Потом игра становится сюжетная. У аутистов игра остается манипулятивной, стереотипной, игры не становятся сюжетными, ролевыми.

В ролевых играх формируется идентичность, границы Я (для этого важно «мое-не мое», собственные полотенчики, зубные щетки и прочее).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Последовательность ритмов развития | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.