Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест Векслера

Лекция 7

Поставить умств. отсталость можно, только опираясь на тест Векслера. Можно проводить отдельные другие методики, можно установить что-то про уровень обобщения и т.д. Но человек, идущий на комиссию, единственное, что может принести – тест Векслера. Все психологи сидят на тесте В. Плюс обязательно качественный анализ выполнения: что хуже всего, а что хорошо, на чем можно выстраивать коррекцию.

Тест В. – во всем мире единый. В нашей стране адаптирован в 73 году (А.Ю. Панасюк, в Питере). 73 год – это уже давно, сейчас пересматриваются вербальные субтесты. На выходе: 12 субтестов: 6 вербальных, 6 невербальных и IQ, те 3 показателя. И он построен таким образом: от 5 до 15 лет. Обязательно спрашивать, когда ребенок родился вплоть до месяца, т.к с каждым месяцем меняется картина. Создается матрица сырых баллов, эти баллы переводятся в школьные оценки, кот могут быть от 0 до 20, те 10 – среднее, все, что меньше 10 – уже отставание. Каждый субтест построен по нарастанию трудности. Тест довольно трудоемкий: 12 субтестов от 40 минут до 1,5 часов в норме выполняется, долгий нудный. Кто-то формально проводит с 1 по 12 тест подряд, но нет детской нумерации предъявления. Если у ребенка задержка речи, дизартрит, заикание, то психолог должен вытащить все лучшее (психиатр скажет, что плохо все, логопед скажет – алалия, все плохо, а психолог – должен вытащить сохранный фон), поэтому желательно ребенка переключать, мотивировать, как можно. Особенно в больнице, когда ребенок лежит под медикаментозной схемой и он идет на Векслера. А там невербальные – на время делаются. Не учитывается, что нейролептики построены на угнетении подкорки, т.е получаем замедленность движений и мыслит процессов. Если чувствуешь, что ребенок утомился, можно переключить на тест другого характера, поэтому нет жесткого порядка предъявления.

Записывают возраст, ведется протокол, записываются все-все ответы.

Первый субтест: общая осведомленность. У психолога тетрадка: вопрос и в скобках правильный ответ. Как называется этот палец, сколько ног у собаки, от какого животного мы получаем молоко, что надо сделать, чтоб вода закипела. А вот вопрос, в каком магазине мы покупаем сахар, требует пересмотра (уже нет продовольственного, одни супермаркеты). Сколько копеек в пятаке – это тоже уходит из нашей жизни. Сколько дней в неделе, что такое пара, назови 4 времени года, какого цвета рубины. По степени нарастания трудности. «Что празднуют 7-го ноября»? J Мы с вами не прошли бы тест. «Кто открыл южный полюс?», «Что бывает 29-го февраля?» и т.д.

Второй субтест: тест на понятность. Его хорошо делают дети из неблагополучных семей. что ты будешь делать, если порежешь палец (хорошо, 2 очка – промою водой с мылом, заклею пластырем, помажу йодом и т.д.; 1 очко – скажу маме; 0 - заплачу). Часто низкие баллы по этому тесту получаются дети с гиперопекой, тогда второй тест в провале. «Что делать, если пришел за хлебом, а хлеба в магазине не осталось?» (2 – пойду в др. магазин, спрошу у мамы – 1, буду сидеть голодный – 0). Жестокий вопрос: что бы ты сделал, если бы ты увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам? (встать на рельсы и махал платочком – 2 очка, сказать стрелочнику – 1 очко, спасти свою жизнь, убежать – 0).

Третий субтест: арифметический, но считается тоже вербальным. Предполагается, что в устной форме предъявляется задание, ребенок в уме считает. Показывают кубики, в уме считает, убирают один, считает и т.д., это все может малышка 5-ти лет. Потом сложнее: «У тебя было 8 шариков, а дали еще 6, сколько стало?» Иногда ребенок считает на пальцах – это тоже все фиксируется в протоколе (счет не автоматизирован, в уме сложно считать, Печникова тогда дает бумажку => счет сформирован, но не автоматизирован). Тут написаны секунды, но когда ребенок лежит в больнице, время не засекают точно. И вообще вербальные субтесты не делают на время, тут важно понять вообще сформированность счетной операции.

Четвертый субтест: аналогии и сходства. На обобщение, на уровень обобщения. Говорим фразу, а ребенок договаривает: «Лимон кислый, а сахар... сладкий». И т.д. Потом: Обязательно дать инструкцию. Хорошо бы похвалить, мол, все так хорошо делал, а теперь инструкция меняется. Сейчас я скажу тебе 2 слова, а ты скажешь, что между ними общего. Слива-персик (говорят - вкусное, их едят, там косточка, а нам надо вытащить обобщающее слово – фрукты. Можно дать подсказку, что это фрукты. Даем следую пару «кошка-мышка», ребенок переносит способ обобщения взрослого и говорит, что это животные – дает обобщающее слово, молодец. А олигофренчик все равно не может: «Они пушистые, лапки, хвостик» – и т.д. Гора-озеро: изломы земной коры (указаны в тетрадке психолога) – поди попробуй догадайся!

Пятый субтест: словарь. Он очень большой. Формально предполагается, если ребенок дал три нуля подряд, надо заканчивать тест. Но Печникова дает еще. 21-е слово доллар – даже даунята знают, что это денежка такая, а что б не дать еще очко-то ребеночку? Детдомовские дети никогда не слышали ни харакири, ни алмаз. 40 слов всего.

Шестой: прямой и обратный счет. «Я тебе скажу цифры, а ты повтори в том же порядке». Дается три попытки. Напр., 3, 8, 6. Сырые баллы получает за то кол-во элементов, кот правильно произнес в последовательности. В обратном счете надо убедиться, чтоб ребенок понял инструкцию! Обратный счет обычно хуже идет.

Вербальный интеллект считается так: все баллы переводят в шкальные оценки, ребенок получает сумму за 6 субтестов. Мы сравниваем с нормой (90) и понимаем, что к чему.

Невербальные субтесты – все делаются на время, ребенок обязательно предупреждается, что надо делать быстро. Если ребенок фрустрирован, начинает кричать, что не может, что не успеет, ни за что не уложится, не будет даже пытаться. Тогда убираем секундомер, прячем, типа его нет, но одним глазом на время-то посматриваем (хитрецы!).

Седьмой субтест: на концентрацию. 20 карточек, на каждой чего-то не хватает. Если ребенок даже правильно показал хотя бы место, он очко получает. Некоторые дети запущенные многих слов не знаю, т.е правильно показывают, но не знают, как сказать. Тогда в протоколе пишем, что словарь бедный и это идет в копилку запущенности – культуральной задержки. Картинки мелкие, нужна концентрация внимания, поэтому СДВГшники напрягаются, им сложно. Низкие баллы по 7-му субтесту (и вообще, невербальных) – из-за быстрой пресыщаемости (нейродинамические нарушения, 3 блок), 1 блок – трудности концентрации внимания, слухо-речевого внимания.

Восьмой субтест: последовательность событий. Очень информативный субтест. Простенький рассказ в картинке. Если ребенок правильно выстроил цепочку, а речь плохонькая (разложил, но не рассказал), то все равно получает свои очки. Бывает, что левши могут справа налево разложить карточки, но если они покажут, где начало, то баллы засчитываются и все в порядке. Бывает, что сделал ошибку, но составляя рассказ, сам исправил ее, тогда 0 очков получает по тесту, но в протоколе мы пишем, что низкие баллы по этом субтесту связаны с первичным пространственным нарушением, но регулирующая функция речи может скомпенсировать этот дефект.

Девятый субтест: кубики Кооса. Ребенок может делать методом проб и ошибок, т.е рисунок может получиться спонтанно. Мы обязательно записываем способ выполнения задания. Низкие баллы могут быть связаны с общим замедленным темпом психической деятельности: емя нравится сам процесс, повозиться с кубиками, плевать на временной радикал. До пятой картинки работает с 4 кубиками, а для пятой, шестой и седьмой картинки нужны все 9 кубиков, но мы не даем подсказку, предполагается, что он сам возьмет все кубики, догадается. Часто персевирируют – начинают повторять предыдущий рисунок (задержка органического генеза, эпи)

10-й субтест: разрезанные картинки (сложение фигур). Как пазл. Нужно собрать и сказать, что собрал. (дети любят этот субтест, его можно дать, если ребенок угасает после, скажем, третьего субтеста, чтоб разбавить деятельность).

11-й: кодирование. На внимание. Для малышей: пять фигурок, в каждый фигурке что-то нарисовано, ты должен повторить, что нарисовано. Сколько правильно сделал элементов, столько баллов получил. Низкий балл связан либо с плохой памятью, ребенок постоянно соотносится с образцом – проверяет себя неторопливо. А может быть сверхимпульсивность – торопится, неправильно ставит, зачеркивает, переписывает и т.д. Для старших детей: 9 цифр от 1 до 9.

12-й субтест: лабиринт. Самый любимый всеми детьми! Сначала репетируем: ставим карандаш на столе. Инструкция: вот лабиринт, ты должен выйти из лабиринта, но категорически нельзя отрывать карандаш от стола, если ты зашел в тупичок, то лучше вернуться (не отрывая карандаш, и это не ошибка); смотрим, правильно ли он понял инструкцию. Потом уже начинаем засекать время. Дети с суженным объемом внимания – не видят все поле, они могут и не сделать ошибок, но не выбраться из лабиринта.

В табличку: вербальные шкальные оценки, невербальные шкальные оценки.

IQ: вербальные умножаются на пять шестых, по невербальным тоже умножаются на пять шестых, складываются эти показатели, получившееся число проверяем по табличке, смотрим, какое IQ соответствует этому числу.

Когда верб. интеллект ниже неверб. – это пед. запущенность ребенка. У эписиндрома: медленно делает, с ригидностью, абсансики бывают, верб интеллект компенсирует инертность и замедленность. Если мозаичность – это не умственная отсталость. У умственно отсталых детей в результатах плато. Дети с пед. запущенностью расцветают, они были постоянно депривированы, а ты его похвалил, тогда он направлен на сотрудничество и т.д. Если тревожный ребенок – надо снижать экспертный момент, сравнивать его только с самим собой. Если лобный ребенок, ему необходим тип дрессуры, вообще при корковой локализации нужен очень жесткий внешний контроль.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция 8. Этиология поврежденного развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.