Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Деятельность и способности личности




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

 

1. Понятие о темпераменте, типы темперамента.

2. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

3. Понятие о характере.

4. Структура характера.

5. Типология характеров в связи со строением тела человека (Э. Кречмер).

6. Акцентуированные характеры подростков по А. Е. Личко.

7. Типология социальных характеров по Э Фромму.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1988.

3. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969.

4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

5. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. - М., 1964.

6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т-Т.11.-М., 1989.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - Т. 2 - М., 1980.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

10. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. - Пермь, 1990.

 

ЦЕЛЬ: Изучить понятие «деятельность». Раскрыть структуру и виды деятельности.

 

ВОПРОСЫ:

3.1. Понятие о деятельности.

3.2. Структура деятельности,виды человеческой деятельности.

3.3. Принцип ведущей деятельности.

 

3.1. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Одним словом, деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Важнейшие особенности деятельности человека:

- направляется познавательной потребностью и потребностью в общении;

- для человека характерна совместная деятельность, в отличие от животных;

- в деятельности происходит передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие знаковые системы);

- изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям;

- человек в деятельности преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями.

Деятельность человека имеет следующие характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, творческий результат.

Мотивы и цели деятельности могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда речь идет об активности, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом понимании, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является различного рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения, навыки, предметом трудовой деятельности – материальный продукт.

3.2. В структуре деятельности обычно выделяют действия и операции как основные составляющие. Действием называется часть деятельности, имеющая самостоятельную, осознаваемую человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение…

Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Действия имеют подобную деятельности структуру: цель-мотив, способ-результат.

Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные, направленные на изменение состояния свойств или предметов и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане).

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть способов выполнения действия, столько существует различных операций.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, тем видам социальной активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются: общение, игра, учение и труд.

Общение - это взаимосвязь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании, взаимопереживании.

Игра – это особый вид деятельности, результатом которого не становиться производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Учение – вид деятельности, направленный на приобретение знаний, умений и навыков.

Труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, является речевое общение. Речь – это язык в действии, процесс общения людей посредством языка. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Структура деятельности (по Алексею Николаевичу Леонтьеву)

 

Жизнедеятельность Потребности
Деятельность Мотив
Действие Цель
Операция Задача
Психофизиологические функции  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.