КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема речи
Ситуация речи Источники накопления информации Предмет и концепция речи Античный риторический канон Личностная прадигма оратора Общая и частная риторика Определение риторики Римма Алексеевна Иванова 30 сент с 14 до 19 паспорт,сертификат о прививках, полис. Ул. Хлопина, д.11 Заверять справки на Хлопина, в теч 3 дней после получения Тараканова Тамара Сергеевна – куратор
Лекция 1. Введение в риторику. Предмет риторики – умение вести диалог, дискуссию в различных ситуациях, построить монолог, преднахначенный для конкретной аудирорией, уметь добиться принятия своих идей аудиторией. Способствует развитию коммуникационных навыков и умений. Античная традиция. Аристотель, Цицерон. Первое определение риторики – в Древней Греции. Способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета, т.е. такой взгляд на риторику оформлял ее как… Исократ, Гермагор, Апполодор и т.д. В Римской традиции р считалась наукой о хорошей речи. Вкладывалось требование убедительности речи, к словенсому оформлению. Красивость высказывания становится основным мерилом красноречия. Распространилось представление о р, как о напыщенном, внешне красивом, но малосодержательном произведении речи (пустая риторика). Выработалось негативное отношение к этому предмету. Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней, и в целях получения желаемое эффекта. Общая и частная риторика. К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью.
Частные риторики касаются специфики применения этих общих принципов в определенной сфере общения. Все многообразие частных р делится на гомилетику и ораторику. Гомилетика предполагает возможность многократного воздействия на одну и ту же аудиторию (церковные, академические речи, пропаганда СМИ). Ораторика рассчитана на однократное воздействие на аудиторию (судебная речь). Подразделяется на судебное красноречие, бытовое и социально-политическое красноречие. Социально-политическое красноречие подразделяется на административную риторику, дипломатическую риторику, парламентскую риторику. Риторика потеряла свой универсальный характер, не может претендовать на всю речь, а только на речи созданные с определенной целью, для определенной аудитории. Наиболее актуальными и востребованными являются административна, коммерческая и судебная частные риторики. Для деловой речи имеет отдельное значение. Для культуры общества первичен диалог. Личностная прадигма оратора. Ленин, Гитлер. Основные составляющие ораторской деятельности: -этос – этическая основа -логос – идея, содержательная (логическая) сторона речи -пафос – психологическая сторона речи, средство воздействия на аудиторию. В общей р изучаются условия этической оценки образа ритора аудиторией по результатам речи. В частной р изучаются приема аргументации, свойственные конкретным видам словесности. В общей р изучается метод построения аргументации в любых видах слова. Что касается пафоса, эмоции, которые ритор формирует в аудитории и эмоциональный образ речи тесно связаны. В общей р изучаются технические приемы создания литературного пафоса и риторических эмоций. Основной критерий отличия нравственного оратора заключается в следующем: -Сила чувств -Убедительность -Желание общего блага
Стремление к общему благу определяется оценкой ценностно-нравственной ориентации оратора. Через этос осуществляется воздействие внутреннего мира говорящего на внутр мир слушателя. Античные риторические каноны. Целью риторической деят является создание публичного высказ-я, принятого воздействовать на аудиторию. План работы: 1. Изобретение (инвенция) – работа над мыслью речи, т.е. отбор содержания будущего выступления. (Что сказать?) 2. Расположение (диспозиция) – представляет собой работу над композицией речи (Где сказать?) 3. Выражение (элокуция) – этап редактирования речи (Как сказать?) 4. Запоминание (мемория) – технический этап подготовки (Как донести текст до слушателя?) 5. Произнесение (акция) – общение оратора с аудиторией – кульминация ораторской деятельности 6. Рефлексия – оратор размышляет над своей речью, анализирует ее. 1, 2, 3, 4 – докоммуникативный этап 5 – коммуникативный 6 – посткоммуникативный Предмет и концепция речи. Начинать с определения и концепции собственного выступления. Простое перечисление проблем не даст нужного эффекта. Соблюдать последовательность процедур создания замысла речи. Как правило, процесс созд речи должен начинаться с вопросов, которые оратор задает сам себе: определить интересы аудитории/свои. На пересеч этих 2 линий определяется предмет выступления. Постановка таких вопросов поможет выявить проблему, подлежащую обсуждению. Проблема представляет собой положение, содержание которого отражает важную практическую или теоретическую задачу, требующую исследования и разрешения. Если проблема выявлена правильно - выступ будет правильным и убедительным, и наоборот. Изучив проблему, выбираем в ее рамках конкретный предмет (фрагмент) речи. Аргументы всегда должны быть убедительными, достаточно оснащенными новыми данными и достаточно критичными. Источники накопления информации. Зависят от характера и предмета речи. Чаще всего необходимо использ неск источников. Нужно думать что потребуется знать, чтобы развить тему, какие источ важнее. 1. Если предмет речи касается личного опыта – главн источником инф-ии могут быть наблюдения и размышления оратора 2. Если проблема затрагивает большое кол-во людей или касается структур, к которым лично вы не имеете отношения – основ источником информации могут стать беседы с др людьми
3. Во всех случаях, когда речь не идет о неизвестном и непростом оратору предмете – необходимо обращаться к литер-ре. Изуч лит-ры следует начинать с биографии. Преимущество – новинками. Из ранних изданий – наиболее авторитетные, фундаментальные труды. Знать нужно больше того, что собираетесь сказать. Всегда нужно знать позиции за и против. Ситуация речи. Параллельно с выработкой концепции оратор долж размышл над ситуац общ-я. Повод по которому собрались люди и которому речь должна соответсв. Речевая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, создающих такие отношения между ее участниками, которые требуют от них определенных речевых действий. Форма разворачивания мысли или речевой жанр. Т.е. мы соотносим собственные высказывания с реальной событийной ситуацией, это происходит потому что в нашем сознании хранятся исторически сложившиеся стериотипные представления относительно правильной речи в определенных состояниях, т.е. относительно ее уместности. Риторическая модель ситуации включает в себя следующие компоненты: · Установл принадлежности оратора и аудитории к определенной социально-истор общности – важен при анализе речей, относящ к др времени/общности · Повод собрания (речевое событие) – всегда выделяются крупные действия, которые обслуживаются устойчивыми комплексами речевых жанров и имеющих традиционную или спец устанавливаемую структуру – научная конф/дебаты/митинг и т.п. Каждое реч событие характериз собственным составом конмпонентом ситуац общ-я и единой коммуникативной направленностью. Основные специф признаки реч события: степень официальности, степ организованности · Настроенность аудитории на общение – наличие или отсутствие запроса на информ-ию. Конвенциальные и инициативные речи. Конв предполагают наличие запроса за инф или по крайн мере располож слушателей к общ-ю. В этом случ не требуется привлекать доп усилия для привеч вним-я ауд(лекция, рабоч. собрание). Иниц речи рассчитывают на незаинтересованного слушателя, поэтому они должны содерж элементы, направ на привлеч внимания(реклама, обращения на митинге и т.п.).
· Внешние обстоятельства – когда и где произносится речь · События, способствующие/мешающие процессу связывания оратора с ауд Тема речи Определяется в процессе выраб концепции и с учетом ситуации общ-я. Четкое и конкретное формулирование темы облегчит последующую работу. Поможет сосредоточится на нужном аспекте. Формулировка темы предполагает чтобы она была интересной (созд рекламный заголовок). Требования к выбору темы: 1. Тема должна быть актуальной и интересной как для орат, так и для ауд 2. Тема должна быть сформулир как можно более узко и конкретно (для коротк выступл) 3. Поставл проблема должна иметь решение и находится в компетенции аудитории. Ставить вопросы, от обсужд которых предполаг практич польза Лекция 2. Портрет аудитории
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |