Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации и проведения досуга от Древней Греции до средневековой Европы




Лекция 3.

История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Элладе. Им придавалось большое социально-культурное значение, и постепенно возникла наука о празднествах – э ортология (греч.), вобравшая в себя и изучающая такие социально-художественные явления в мировой истории, как: многодневные праздничные действа на улицах городов – государств Древней Греции, триумфальные шествия Древнего Рима, средневековые мистерии Западной Европы, превращавшие площади и улицы в огромный многотысячный театр; традиционная весенняя игра в «майского короля» в феодальной Англии; многообразие красочных карнавалов итальянского Возрождения; традиционные театрализованные шествия по улицам средневековых городов представителей ремесленных гильдий и цехов; празднества Французской революции; рейнские праздники в Германии; старославянские игрища; русские народные гулянья «под горами», «под качелями»; революционные праздники Октября в стране Советов; любимый во всем мире Новый год и др. Современная праздничная культура, в которой представлены общественные и политические идеалы, многообразие народного творческого потенциала позволяет развивать научные изыскания в области эортологии в самых разных аспектах (философский, исторический, идеологический, политический, социальный, педагогический; культурологический, психологический, эстетический, технологический).

Наслаждение и коллективная радость формировали общие жизненные цели и идеалы, укрепляли духовные связи между людьми, что рассматривалось философами Греции и последующими мыслителями как главнейшая социальная функция праздника. Геродот считал «главными элементами, обусловливающими чувство единства всех греков, расу, язык, праздник». Платону принадлежит афоризм: «Верно направленное удовольствие составляет воспитание». Демокрит утверждал, что «жизнь без праздников – это длинный путь без заезжего двора». У Аристотеля «свободное время – это праздник ума и гармонии». Античный праздничный досуг как некий эталон социально-культурных коммуникаций формировался в условиях противоречивой рабовладельческой демократии и в общепринятых рамках философской оценки соотношения понятий «труд – познание – досуг». В устройстве общества и государства, развития личности эти рамки не сдерживали здоровой многоцветной праздничности.

Активная праздничность афинян была выверенной антитезой ленивой праздности и органично связывалась с гражданской активностью взрослых и детей. Античный досуг предстает в убедительной многосторонности жанров и видов, которые создавали богатые условия для вовлечения практически всего населения Афин в сферу праздничной культуры. Возможности самодеятельного творчества лиц любого возраста, пола, сословия реализовывались в течение недели в строго выверенных и поддержанных государством формах нравственно-религиозного, театрально-художественного, обрядово-ритуального, музыкально-песенного, конкурсно-стязательного досуга. Жертвоприношения, молитвы, пиршества, красочные процессии, шествия, философские диалоги, карнавалы сочетались с народными собраниями, посещениями кладбищ.

Праздничный досуг в Древней Греции поднимался над обыденностью, утверждая гражданские свободы и демократию, являя собой мощный поток духовных, физических, эстетических наслаждений, удовольствий; радость физического, интеллектуального, творческого напряжения. Особое значение придавалось таким церемониалам и обрядам, как:

- торжественно-ритуальные факельные и костюмированные шествия;

- массовые хороводы, кавалькады, процессии;

- манифестации, парады, демонстрации;

- соревнования драматургов, театральных групп, ораторов, поэтов.

Античный мир. Древняя Эллада с ее демократией и общественным идеалом свободы, равенства, гармонии имела много празднеств:

1. Традиционные религиозные хороводные действа, со временем значительно утерявшие религиозный смысл и развившиеся в народные гулянья с песнями, танцами, орхестическими движениями, риторикой, поэтикой и в античный театр, где «голос народа» представлял хор – коллективная декламация текста, комментирующего, оценивающего, дополняющего основной сюжет. Хороводное действо описано в «Илиаде» Гомера. Хороводы были популярны в Древней Элладе.

2. Праздники Дионисия в Афинах (Бог плодородия, веселья, вина и театральных представлений) – многодневные массовые действа как форма демократизации официального искусства, отражавшая некоторые победы афинского демоса над аристократией. Во второй половине VI века до н.э. культ Дионисия дальновидным политиком Писистратом был возведен в государственный культ. По существу Великие Дионисии – это праздники весны, плодородия, здоровья, сочетавшие в себе различные обряды и обычаи, факельные торжественные шествия по городу, культовые церемонии; состязания (музыкальные, хоровые, спортивные, драматические); процессии ряженых, представлявшие мифологические персонажи (сатиры, нимфы, вакханки). Четыре ежегодных праздника Диониса есть и в современном календаре греков:

- Малые (сельские) – приурочены к пробе молодого вина (декабрь-январь);

- Линеи – дань веселью, искусству, драматургии (январь-февраль);

- Анфестерий – посвящался детям (февраль-март), последний день – памяти мертвым;

- Великие Дионисии (март) – запрещалась всякая дискриминация (кредиторы не взимали долгов, не производились аресты, казни и др.).

3. Олимпийские игры как комплекс спортивных и ритуальных состязаний.

4. Древнегреческий театр – грандиозные, многочасовые (или многодневные) зрелища.

В Древнем Риме праздники подразделялись на:

1. «Пятилетние игры» (по образцу олимпийских древнегреческих игр и праздничных состязаний, но присутствовало более четкое разделение на зрителей и исполнителей, участников).

2. Римские триумфы проводились по специальным постановлениям Римского сената, программы которых представляли собой триумфальный ритуал-спектакль, где центральной фигурой был победитель, в честь которого устраивался праздник (военный парад римских легионеров, факельные иллюминации, бой гладиаторов, театрализованные представления по всем кварталам города и на всех языках, цирковые выступления, конные скачки, состязания артистов, атлетов, музыкантов, танцоров, импровизаторов, морской бой, феерии на воде). Прибывшие на праздник размещались прямо на улицах, ночевали в палатках. Организаторы триумфов были неистощимы на выдумки.

3. «Столетние торжества» справлялись каждые 110 лет. Целые группы поэтов, композиторов создавали специальные произведения, гимны, оды. Сам Гораций сочинял свои песнопения для этого празднества.

4. «Овации» - мини-триумфы, знаменовавшие малые победы. Победитель входил в триумфальную арку пешком, а его встречала шумными аплодисментами специальная толпа хлопальщиков.

5. Луперкалии – празднование в честь Фавна.

Средневековье. Центром общественно-политической и культурной жизни средневековых городов была рыночная площадь с церковью и ратушей, на которой имелись единственные в городе часы с далеко слышным звоном. Рынок был и клубом, и ателье мод, и рестораном и местом всевозможных зрелищных развлечений:

1. Ярмарки с сатирическими песнями, акробатикой (танцорами, циркачами, универсальными артистами, которых по-разному называли в разных странах – жонглеры, гистрионы, шпильманы, мимы, скоморохи, импровизаторы). На ярмарке зарождались профессиональный театр и эстрада, от устных новелл – литература. Сказители были популярны и их творчество пользовалось спросом.

2. Карнавальные игры. Карнавал, возникший в Средневековье, как и многое другое, на городской площади, стал значительным фактором общественной жизни Италии той эпохи. В нем истоки многих театральных и эстрадных жанров, комедии дель арте (профессиональный театр на площади), фарса, мюзикла. Центром возникновения карнавальных профессий стала Венеция. Еще в Х веке Венецианская республика устраивала народные игры в честь побед, а с XII века Венецианский карнавал, приуроченный к дням накануне Великого поста, привлекал толпы народа. К основным компонентам карнавала можно отнести:

- праздничные процессии всех желающих;

- игры, музыка, искусство;

- акробатические и спортивные показы;

- маски, зазывалы, трубачи, глашатаи.

Специальным декретом 1296 г. карнавалы закреплялись как официальные. В их организации и проведении участвовал сам дож (мэр, бургомистр, градоначальник). Специальные карнавальные любительские компании и клубы, а с XVI века – маленькие труппы итальянских артистов были неотъемлемой частью карнавала. Эпоха Ренессанса (Возрождения) «санкционировала» смех, освобождая от страха перед отцами церкви – иезуитами, духовенством. На карнавалах (Венецианском, Римском, а затем распространившимся по всей Европе) смех получил великую хартию вольностей, перестав прятаться и гримасничать. Карнавал становится воплощением бунтарства, оптимизма, жизнерадостности, здоровья, чувства морального превосходства простого народа над богатыми и власть имущими, школой смеха, народной смеховой культуры.

Сущность карнавала в том, что он находится на границе искусства и самой жизни, предельно доступен и демократичен, создает прекрасное условие для самовыражения и внутренней свободы человека, является своеобразной формой протеста; подготовкой к воздержанию, духовной работе, смирению в Дни Великого поста. Все это определило и главную драматургию масленичного карнавала: «битву» Карнавала и Поста, низменного и возвышенного, добра и зла.

Нюрнбергский карнавал славился не только зрелищностью, но и вольнодумством, за что был запрещен. Карнавал Средневековья способствовал возникновению «дурацких обществ», которые были распространены в Европе и играли заметную роль в общественной жизни XV-XVI веков. В сатирических произведениях критиковали церковь, политическое и государственное устройство; были в моде шутовские пародийные представления «Орден дураков», «Беззаботные ребята», «Рогоносцы», «Праздники дураков», где пародировались торжественные королевские выезды, судебные споры, духовные проповеди. В XVII веке кардинал Ришелье запретил шутовские общества.

В Лондоне XVI-XVII веков зачинщиками массового народного творчества (особенно, в Рождество) были студенты юридических школ, передававшие от поколения к поколению сюжеты, предания, проделки и розыгрыши. Веселые школяры выбирали Повелителя бесчинств. Часто студенческие забавы сочетали безобидное остроумие с политической позицией. На таких праздниках выступали профессиональные актеры. Одним из них с премьерой «Комедии ошибок» был Вильям Шекспир.

3. Мистерии представляли собой особый жанр религиозного театра, построенного на контрастном сочетании канонических религиозных сюжетов и житейских реалий, набожности и атеизма. По сути, это было сценической формой прочтения Библии неграмотному населению. Первые мистерии появились в Италии во второй половине XIII века. Сначала они были мимическими, затем поэтическими. «Мистерия Ветхого завета» состояла из 50 000 стихов. Структура праздника состояла из двух частей:

– главный сюжет – конфликт между Богом и Дьяволом, Раем и Адом, ангелами и чертями… Его разыгрывали профессиональные и самодеятельные артисты;

– веселое маскарадное шествие по городу, представленное городскими ремесленными цехами и гильдиями (у каждого своя тема, оформление).

Заранее разработанный сценарий и постановка, репетиции и привлечение большого количества участников говорили об их социальной значимости. Главный режиссер-постановщик – «руководитель игр» иногда проводил до пятидесяти репетиций, был очень изобретательным и использовал три основных постановочных системы: «передвижная», «кольцевая», «система беседок». «Кольцевой» вариант и «система беседок» давали возможность построить действия одновременно в различных местах, сообщив ему стремительный темп. «Передвижная» система – это педженты, т.е. повозки, на которых сооружались декорации и выступали актеры. Они выстраивались на улицах в том порядке, в котором шло действие мистерии. По окончании эпизода на первом педженте, он отправлялся на соседнюю улицу, а его место занимал второй, затем третий, - и так до конца сценария. Повозки в строгом порядке путешествовали по всему городу, вовлекая в действие десятки тысяч зрителей. Использовались сложные театрально-постановочные приемы: в сценах ада пылали огромные костры, актеры проваливались в «преисподнюю», Христос возносился в небо при помощи системы блоков, пылали и рушились крепостные стены.

Чудеса и трюки удивляли публику в таких знаменитых мистериях, как «Об осаде Ормана», «Иисус Христос» и др. Была введена специальная должность руководителя секретов. В канонические тексты мистерий вставлялся фарс – комические эпизоды на бытовые темы, где главными персонажами были Дурак и Бес, которые вносили в действие религиозных драм вольный дух гистрионов и масленичных гуляний. В XVI веке фарс выделился в самостоятельный жанр комической пьесы. Служители церкви, ранее считавшие мистерии своим детищем, стали относиться к ним, как к «бесовским игрищам», ереси. Королевская власть, запретив городское самоуправление и разрушив цеховые организации, уничтожила главную материальную и организационную базу мистериального площадного театра, что привело к его гибели.

К другим формам городских праздников Западной Европы можно отнести:

- «Риторические камеры» (XV-XVI вв.) – литературные объединения или общества-клубы, куда входили горожане и члены отдельных гильдий. Они проводили съезды, собрания. Каждое общество имело свой устав, знаменосца, шута. Председатель общества торжественно величался Королем или Капитаном. Риторы были главными организаторами и участниками массовых народных шествий, веселых уличных карнавалов, рождественских, масленичных, майских гуляний и других театрализованных зрелищ, где остроумно высмеивались сеньоры, феодалы, иезуиты, выступали собирателями и хранителями народной поэзии, сами сочиняли стихи, песни, сценарии, танцы, импровизации. Власти их побаивались, заигрывали с ними или запрещали. Народ любил их творчество и ждал их выступлений.

Традиционные праздники в честь памятных исторических событий. Например, «Звежинецкий ляйконик», празднование которого связано с легендой о победе поляков над татарами у Звежинца в 1288 году под Краковом. В Англии из легенды о любви «родился» праздник всех влюбленных – День Святого Валентина.

- Придворные театрализованные представления в честь женитьбы королевских особ с фейерверками, сюрпризами, панегириками. Великий Леонардо да Винчи ставил эти удивительные представления со сложными конструкциями, «движением планет», хором, оркестром и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.