Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурная роль творческой интеллигенции в сохранении наследия русской эмиграции




Видное место в сохранении российской культуры в эмиграции занимала творческая интеллигенция. Поражает многообразие форм социально-культурной деятельности различных художественных коллективов, объединений, студий, во главе которых стояли настоящие русские подвижники, образованнейшие и талантливейшие люди ХХ века, российские «самородки высшей пробы. В 1923 году в Берлине и Вене с большим успехом прошли концерты Хора донских казаков под управлением С.А.Жарова. Хоровой дирижер и регент Сергей Александрович Жаров, выходец из Нижегородской губернии оказался в эмиграции в 1921 году, эвакуировавшись после разгрома войска генерала Врангеля на остров Лемнос. Там, в тяжелейших условиях создал Хор донских казаков, Члены хора работали на лесопильном заводе и пели в русской церкви в Софии (Болгария).

По популярности Жаровский хор зарубежные критики сравнивали иногда с балетными сезонами С.Дягилева. За полвека своей творческой деятельности Хор донских казаков дал около 8,5 тысяч концертов. Известна высокая оценка, данная хору С.В.Рахманиновым в 1930-х годах, знаменитым певцом Ф.И. Шаляпиным и др. Сам С.А. Жаров был выдающимся знатоком русской хоровой традиции, певшим в кафедральном, Большом Успенском соборе Московского Кремля в ученические годы. В выступлении участвовали двадцать два певца, одетых в традиционную форму Войска Донского, Жаровский хор давал зарубежным слушателям очень яркое представление о русском хоровом искусстве, о гибкости и «вариантности» исполнительской манеры. С.А. Жаров был награжден румынским Орденом Звезды и югославским Св.Саввы. Он умер в 1985 году в США, прожив 88 лет. В некрологе, опубликованном в «Русской мысли», были такие строки:

«… Все было под силу Жаровскому хору – от великолепных церковных песнопений Бортнянского, Чайковского и Рахманинова, виртуозных оперных фрагментов до удалых или задушевно-печальных народных песен». В лице С.А.Жарова Россия потеряла великого регента русской музыкальной культуры.

В эстрадном жанре, в стиле «русского шансона» выступал в эмиграции известный артист, композитор и поэт Александр Николаевич Вертинский, вынужденный в конце 1918 года покинуть голодную Москву в надежде на скорое возвращение. Почти 10 лет он задержался во Франции. Вертинский дружил с такими выдающимися деятелями русского искусства в эмиграции, как Ф.Шаляпин, С.Лифарь, Т.Карсавина, А.Павлова, И.Мозжухин, М. Кшесинская и др. Изощренное исполнительское мастерство, виртуозно разработанная пластика, высочайший артистизм делали песни-новеллы Вертинского настоящим искусством.

Он пропагандировал за границей стихи А.Блока, Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Цветаевой, превращая их в песни. В 1943 г. Вертинский после третьей просьбы получил разрешение вернуться в Россию. Артист давал концерты в Домах творческой интеллигенции. Но молчание прессы, отсутствие пластинок, которые за рубежом выходили миллионными тиражами, выступлений по радио больно ранили самолюбие артиста. Вертинский верил, что «через 30-40 лет меня и мое творчество вытащат из подвалов забвения». Пророчество сбылось. Выходят стихи, мемуары Вертинского. В 1990 вышел двойной альбом в Москве, в 1993 – два диска с песнями во Франции.

В 1920-е годы за границей оказались известные дирижеры, выдающиеся деятели музыкальной и театральной культуры, художники, скульпторы, талантливые организаторы художественного творчества, знаменитые певцы и композиторы, ставшие изгоями в постреволюционной России. Огромный вклад в развитие российской культуры, ее значимости в мировом масштабе в эмиграции внес Сергей Павлович Дягилев – русский импрессарио, театральный деятель и издатель. Талант Дягилева был особым. Он обладал редким чутьем коллекционера. Его сила была в инициативе, в правильном приложении своих сил. Юрист по образованию, Дягилев начал осуществлять свои идеи в среде пропаганды художественного творчества. Им было положено начало знаменитым Русским балетным сезонам в Париже. Откровением для зарубежной публики оказалось обилие выдающихся исполнительских дарований (Павлова, Карсавина, Нижинский, М.Фокин), поразило оформление художников А.Бенуа, Н.Рериха, К.Коровина, Л.Бакста.

В 1917 г. антреприза С.Дягилева оказалась за границей. Выдающимся «маэстро» были организованы балетные премьеры в Париже, Лондоне и др. В спектаклях «Русского балета» звучала музыка И.Стравинского, С.Прокофьева. Спектакль «Блудный сын» С.Прокофьева стал последней премьерой антрепризы С.Дягилева. Сюжет балеты перекликался с судьбами исполнителей-эмигрантов. Дягилев в последние годы жизни занимался коллекционированием. Он собирал автографы, редкие издания, особенно все, что было связано с Пушкиным. Умер великий импрессарио русской эмиграции в Венеции в возрасте 57 лет.

Сергей Александрович Кусевицкий, дирижер, контрабасист, музыкальный деятель уехал за границу в 1920 году. Еще в России он проявил себя как крупный музыкально-общественный деятель и талантливый организатор. Так, еще в 1911 г. Кусевицкий задумал основать в Москве Академию музыки, но эту идею ему удалось осуществить только через 30 лет в США. Для молодых музыкантов и, в особенности для дирижеров, он организовал в Берксшире «Школу подготовки к выступлениям», занятия в которой стали неоценимой школой мастерства для талантливой молодежи.

Во время второй мировой войны Кусевицкий возглавил сбор средств в помощь Красной армии, став председателем Комитета помощи России в войне, был председателем музыкальной секции Национального совета Американской дружбы. Заслуги С.А.Кусевицкого были отмечены во Франции орденом Почетного легиона (1925), в США многие университеты присвоили ему почетное звание профессора. Гарвардский (1929) и Пристонский (1947) университеты – почетную степень доктора искусств. Кусевицкий обладал неиссякаемой энергией. В возрасте семидесяти лет в марте 1945 года он дал девять концертов в течение 10 дней. Знаменательно, что в своем последнем концерте в Сан-Франциско в 1951 году он дирижировал Четвертой симфонией Чайковского и Пятой Прокофьева, как бы прощаясь с Родиной.

Трагична судьба и выдающегося русского художника-эмигранта первой волны Юрия Павловича Анненкова, вынужденного покинуть родину «в эпоху лихолетья». Анненков происходил из семьи народовольцев. Был живописцем, графиком, иллюстратором, сценографом, мемуаристом. В 1924 году вместе с семьей эмигрировал в Париж. Работал вместе с супругой в уехавшем из России театре- кабаре «Летучая мышь». Н.Балиева. В 1931 году Анненков получил всеобщее признание за оформление спектакля «Пиковая дама» в театре Мадлен (постановка Ф.Комиссаржевского). В различных спектаклях он работал с такими прославленными балетмейстерами, как М.Чехов, С. Лифарь, Б. Нижинский, Д.Баланчин и др. За костюмы к фильму «Мадам де …» Анненков был удостоен премии «Оскара».

Весной 1939 г. он поставил как режиссер пьесу В.Набокова «Событие» в собственном оформлении. Во время немецкой оккупации, оставаясь патриотом своей родины, осуществил постановку трех русских опер: «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и «Женитьбу» Мусорского, Ю.П. Анненков (1889-1974) прожил долгую и творческую жизнь. За свои 85 лет он успел сделать многое, живя в разных странах Европы, повсюду оставался русским художником. Анненков похоронен в Париже. Он не был востребован Россией. В 1966 г. в Нью-Йорке вышла его книга в двух томах «Дневник моих встреч. Цикл трагедий». Название издания говорит само за себя. Только в 1991 г. эта книга была переиздана в России. Творчество И.П. Анненкова, на наш взгляд, ждет своих исследователей и почитателей. Он достоин глубокого уважения за свой титанический труд по сохранению русских художественных традиций за рубежом.

Русская артистическая эмиграция могла гордиться и Надеждой Васильевной Плевицкой. Легендарная певица начала ХХ века, собирательница и блестящая исполнительница народных песен, основоположница русской народной песни как жанра, Плевицкая прожила долгую и трудную жизнь. Судьба этой замечательной «печальницы земли русской» ярка и трагична, как судьба ее Родины.

Вместе с тремя миллионами русских беженцев Плевицкая оказалась в эмиграции в Турции, на Галлиполи. Имея возможность выезжать в Европу на гастроли, она буквально кормила галлиполийцев-русских офицеров и солдат Белой гвардии. На ее деньги покупали продовольствие, одежду. Солдаты с любовью называли ее «наша матушка». В эмиграции она много работала, успешно гастролировала. Благодаря ей в 20-30 годы Америка и Европа впервые узнали «гениальную русскую песню». Однако, чувство разлуки с близкими, Родиной не покидало певицу. Постоянная ностальгия для ее крестьянской души была нестерпима. «Я артистка и пою для всех, - говорила она мужу, одному из руководителей Российского Общевойского Союза (РОВС) генералу И.В. Скоблину. – Ведь я вне политики. Меня не убьют».

Однако, в 1937 году в Москве в НКВД было заведено дело и на Н.Плевицкую. К тому времени в Париже Белая гвардия уже никому не была нужна, члены РОВС были обречены. В те дни французская газета «Попюлер» в статье «Певица и генерал» с возмущением писала: «Через неделю после исчезновения Е.Мюллера и Н.Скоблина, была арестована и на суде бездоказательно оклеветана в соучастии женщина-эмигрантка, певица…Жестоко осуждена на каторжные работы …». 5 октября 1940 года эта «набожно странная русская», каторжанка за №9202, неожиданно умерла во французской тюрьме и была похоронена на кладбище в местечке Рени. В мае 1941 года фашисты, занявшие Францию сочли необходимым эксгумировать тело погибшей, чтобы сделать подробный химический анализ «на предмет отравления», после чего тело было закопано там же, но уже в общей безымянной могиле.

Душой кинематографической эмиграции первой волны был Иван Ильич Мозжухин – артист, режиссер, сценарист. Большое место в его творчестве до революции занимали драматические роли. Мозжухин с успехом снялся более чем в 70 фильмах. В 1920 году вместе со студией М.Ермольева он покинул Россию. Отъезд студии был продиктован невозможностью продолжать работу в условиях гражданской войны. В 1922 г. на основе прежней студии в местечке Монтрей-сюр – Буа во Франции была создана студия «Альбатрос», на которой Мозжухин снялся в лучших своих ролях, принесших ему мировую славу («Горестные приключения», «Дитя карнавала», «Дом тайн» и др.). Фильм И.Мозжухина «Костер пылающий» интеллектуальная элита назвала шедевром русского эмигрантского кино.

В 1928 году артист уехал в Голливуд по приглашению продюссера К.Ленке, но пребывание в центре мирового кино было непродолжительным. Языковой барьер стал непреодолимым препятствием для короля немого кино. Мозжухин был «широкой натурой», помогал выжить в эмиграции многим русским переселенцам, содержал на свои средства своего брата А.Мозжухина, известного камерного певца дореволюционного периода. Переживания последних лет, вызванные творческим застоем, неудачи в личной жизни подорвали здоровье артиста. В 1939 г. Иван Мозжухин скончался от скоротечной чахотки в возрасте пятидесяти лет. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевье –де- Буа в Париже.

Заметная роль в кинематографической элите русского Зарубежья была отведена выдающемуся художнику-мультипликатору, изобретателю технологии киносинтеза Александру Александровичу Алексееву, волей судьбы оказавшемуся в Париже в 1921 году. Алексеев с 1922 по 1925 гг. работал художником-оформителем и декоратором в различных театрах, выполнял заказы для театральных постановок Ж. Питоева, Г.Бати, «Русского балета» С.Дягилева. В эмиграции он продолжал развивать традиции русского изобразительного искусства. Первой картиной, снятой на «историческом экране», была «Ночь на Лысой горе» М.Мусоргского (1933), которая стала шедевром. Через два года был поставлен кукольно-игровой фильм «Спящая красавица». Алексеев эмигрировал в США, где продолжал работать в области рекламы. В 1943 году в Канаде на «игольчатом экране» был снят интересный экспериментальный фильм «Мимоходом», дающий представление о работе сразу нескольких известных фирм.

В 1947-1951 гг., возвратившись во Францию, Алексеев стал проводить эксперименты с новым техническим приспособлением для постановки мультипликационных фильмов. С помощью этого изобретения была создана технология киносинтеза задолго до появления компьютерной графики. В начале 60-х годов авторитет Алексеева в кинематографическом мире был настолько высок, что ему было предложено снять игровой фильм. Он решил осуществить свою давнюю мечту – «оживить Гоголя на экране» в повести «Нос». Этот фильм рождался из ностальгических воспоминаний детства о дорогом ему Петербурге.

Его творчество было заметным явлением в культуре Франции. Алексеева называли «инженером и теоретиком» мультипликации. Но на наш, взгляд, трудно определить место и роль такого художника в мировой культуре. В 1989 г. его дочь, художница Светлана Алексеева-Роквел передала в дар Музею кино в Москве часть архива своего отца и копии некоторых его фильмов.

12 апреля 2003 года исполнится пятьдесят пять лет со дня смерти Федора Ивановича Шаляпина, великого артиста и общественного деятеля России и эмиграции. Библиографической редкостью становятся книги о Шаляпине, его мемуары.

В 1932 году в Париже на русском языке вышла в свет книга Ф.И. Шаляпина «Маска и душа». В полном объеме она не опубликована до сих пор. Многие страницы книги посвящены А.В.Луначарскому, который в те годы стремился улучшить жизнь петроградских деятелей искусства. Объяснение отъезда Ф.И. Шаляпина за границу нередко находят прежде всего в его стремлении к материальному достатку, к обеспеченной жизни. Книга Шаляпина «Маска и душа» опровергает многие сложившиеся мифы об артисте, дает более четкие представления о системе его взглядов, открывает нам многое в его поведении и поступках. Высокая правда искусства, гражданская и художественная свобода, понимаемые как высшие гуманитарные и общественные ценности, - это темы жизни Ф.И. Шаляпина, смысл всего его творчества.

Одна из глав книги «Маска и душа» называется «На глубине». Несмотря на триумфальный успех в Европе, отрыв от Отечества подтачивают его нравственные и физические силы.

Шаляпин – фигура мирового масштаба – занимал весьма значительное место в культурном и социальном сознании общества. Он был великим реформатором искусства, активно участвовал в разного рода комиссиях, жюри, советах, выступал на митингах, собраниях, спектаклях, в пользу рабочих организаций. Каждое выступление за границей рассматривалось как общественная акция, пел ли он на сцене итальянской Королевской оперы или для рабочих Парижа. Объективно его выступление несли немалый агитационный заряд.

Неслучайно концерты Ф.И. Шаляпина в пользу голодающих – в Англии 1922 году, во Франции – 1923 году, были запрещены. подробно все эти события описаны великим артистом в книге «Маска и душа». Социально-культурная деятельность Ф.И. Шаляпина в эмиграции, на наш взгляд, еще недостаточно изучено и не оценена по достоинству.

Волей судьбы оказался в эмиграции с 1918 года замечательный писатель драматург и театральный критик Аркадий Тимофеевич Аверченко. А. Аверченко устраивает литературно-художественные вечера, гастролирует по Европе, выступая в собственных пьесах.

Летом 1924 г. он перенес операцию по удалению глаза, стала резко прогрессировать болезнь сердца. Выдающийся сатирик, чей «смех сквозь слезы» помогал выжить многим эмигрантом, помогающий своим соотечественникам материально и духовно, скончался в пражской городской больнице, похоронен на Ольшанском кладбище. Завещал перевести тело в Россию.

Только в России, щедрой на таланты, можно было забыть на долгое время такого замечательного художника, как Борис Дмитриевич Григорьев. Художник мировой славы, выставлявшийся в лучших галереях Парижа, Праги, Нью-Йорка и других городов Старого и Нового Света, у нас мало известен и плохо изучен. В начале века Григорьев входил в художественную элиту русского искусства, был одним из самых дорогих и престижных портретистов России, а в 1920 годы сохранил это звание, уже работая в Америке.

Борис Григорьев был одним из организаторов в Сантъяго (Чили) Академии художеств. Но правительству страны не понравилось то, что Григорьев приобрел неслыханный авторитет в Чили. Академию закрыли на три года, контракт с художником был аннулирован. Б.Григорьев был не только мастером живописи, но и выдающимся мастером слова. Помимо живописи и графики он сочинял стихи, создал роман и книгу мемуаров, писал статьи об искусстве и художниках. Его замыслы были грандиозны и впечатляющи: картины, циклы и серии работ – «Расея», «Лики России», «Лики мира».

Григорьев и в России, и в эмиграции «творил красоту» и никогда не отрекался от своей многострадальной Родины. Но России еще предстоит «восстановить в правах» выдающегося русского художника, отдать дань уважения его творческому наследию. Творчество Бориса Дмитриевича Григорьева должно вернуться в Россию полностью и окончательно.

9 ноября 1933 года «за правдивый артистический талант», с которым был воссоздан в литературной прозе русский характер, был награжден Нобелевской премией первый русский лауреат в области литературы И.А.Бунин, эмигрировавший из России в 1920 году. Волей судьбы оказался за границей и Н.К. Рерих, совершивший крупнейшую экспедицию через горы Индии в 1928 году. Рерих был личностью широчайшего диапазона. Великий художник, выдающийся ученый, уникальный философ, общественный деятель мирового масштаба, он был сродни гигантам эпохи Возрождения.

Таким образом, очевиден огромный вклад творческой интеллигенции в развитие социокультурной сферы Русского Зарубежья, сохранение ценностей культуры Великой России за рубежом.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Основные направления деятельности организаций русской эмиграции

2. Социально-культурная роль творческой интеллигенции в сохранении наследия русской эмиграции.

3. Выдающиеся представители творческой русской эмиграции

 

Литература

1. Рыжик Э.Г. Некоторые особенности развития народной художественной культуры русских в Канаде // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 1994. – С.56-58.

2. Шелыгин А. Культурная ситуация в среде русскоязычного населения Монреаля // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 1994. – С.56-58.

3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.

4. Дуликов В.З. Социальныые аспекты КДД за рубежом. М., 1999.

 

Раздел II. Технологические основы социально-культурной работы с разновозрастными группами населения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.