Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность современного инженера-педагога

Инженеру-педагогу (преподавателю) отведена ведущая роль в подготовке квалифицированных специалистов в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях Украины.

 

Деятельность инженера-педагога училища, лицея, техникума, колледжа многогранна, она требует от него широкого кругозора и разносторонних знаний.

 

Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской, развивающей, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими.

 

Профессионализм инженера-педагога в педагогической деятельности выражается также в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом в ходе работы невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.

 

Также одним из немаловажных факторов, определяющих эффективность деятельности инженера-педагога, является его высокая психолого-педагогическая культура.

 

Преподавательский состав профессиональных учебных учреждений до последнего времени (специальность инженер-педагог была введена с 2002 года) пополнялся в основном специалистами, получившими высшее образование в определенной предметной области, по специальности, как правило, не связанной с преподавательской деятельностью. Начиная свою преподавательскую деятельность, такие специалисты считали ведущими, прежде всего, научные проблемы специальности, а не проблемы подготовки специалистов по этой специальности. Отсюда собственно преподавательская деятельность складывалась из интуитивно-эмпирических решений или в ходе освоения и копирования приемов более опытных коллег. Так постепенно методом проб и ошибок приобретался методический опыт. Но, к сожалению, вся эта полезная работа осуществлялась без должной опоры на исследование процессов обучения и образования, без осознанного знания сущности закономерностей, ведущих характеристик этих процессов.

Широко распространенное в среде преподавателей профессиональных учебных учреждений мнение о ненужности изучения педагогики подкреплялось некорректной ссылкой на К.Д.Ушинского (“знай свой предмет и излагай его ясно…”). Однако возникают вопросы: что значит “излагай ясно”? Могут ли методы “изучаемой науки” быть полезными для управления такой сложной деятельностью, как познавательная деятельность учащихся?

Основной задачей современной профессиональной школы является подготовка будущих специалистов с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии учащихся, способных к творческой самореализации в избранной профессии. Для ее успешного решения необходим преподаватель-профессионал, который ориентирован на развитие человеческих способностей, способный к развитию как индивидуальности учащихся, так и своей собственной.

Актуальность овладения педагогическими знаниями очевидна и в связи с осознанием тех требований, которые предъявляются сегодня к современному инженеру-педагогу – глубокое знание своего предмета и основательная педагогическая подготовка. Современный преподаватель профессиональной школы должен понимать основные теоретико-педагогические проблемы, владеть педагогическим понятийным аппаратом, ориентироваться в педагогических технологиях, основных составляющих педагогического процесса (цель, содержание, метод, средство, контроль и т.д.). Без этого необходимого педагогического минимума не может быть результативной педагогической деятельности.

 

Решение проблем профессионального образования сегодня связано с разработкой и внедрением в практику передовых педагогических технологий, с постоянным повышением педагогической культуры работников профессионального образования. Последние годы характерны бурным развитием отечественной педагогической науки. Преподаватели смело ищут новые методы обучения и воспитания. Ведется борьба с догматизмом и шаблоном в преподавании. Наблюдается повышенный интерес всех категорий педагогических работников к вопросам дидактики, методики обучения и воспитания, педагогической психологии, методологии профессионального образования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Епідеміологічна характеристика групи кишкових інфекцій | Профессиональное образование как педагогическая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.