Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития

Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста

 

 

Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования, механизмы овладения профессией.

Профессиональное образование должно быть ориентировано на получение профессии, что делает необходимым исследование таких проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем сопровождения профессиональной деятельности.

Предмет психологии профессионального образования включает в себя:

- изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;

- изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;

- изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;

- изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.

Психология профессионального образования представляет собой интегративную область, опирающуюся на знания общей и возрастной психологии, социологии, педагогики. Она также непосредственно связана с педагогической психологией, психологией труда и психодиагностикой.

В развитии исследований по психологии профессионального образования можно условно выделить следующие направления:

- психологическое изучение профессий и разработка «профессиограмм», которые используются для разных целей: профотбора, профконсультаций, борьбы с утомлением и производственными травмами. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации. Психограммы представляют собой «портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК), психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии и психологии профессионального образования объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития исходя из данных науки;

- изучение закономерностей формирования профессиональных умений и навыков в процессе профессионального обучения (выяснение условий и их влияние на формирование умений);

- проблемы совершенствования профессиональных умений и развития способностей (выявление влияния условий профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности) на совершенствование профессиональных умений и развитие профессиональных способностей (сенсорных, интеллектуальных, моторных);

- теоретическая разработка психологических проблем профессионального обучения.

 

 

Современная система профессионального образования служит не только для передачи профессиональных знаний, но и для развития профессиональной культуры специалиста, для его самоопределения через профессиональную школу. Она должна дать те знания и умения, сформировать те качества личности, которые пригодятся в любой сфере трудовой деятельности.

Поэтому, учебно-профессиональная деятельность может рассматриваться как вид деятельности, направленный на самого обучаемого с целью формирования и развития его личности как профессионала.

 

Учебно-профессиональная деятельность состоит из следующих компонентов:

- мотивационно-смыслового - этот компонент определяется мотивами, побуждающими учащегося к овладению профессией, отношением к будущей профессиональной деятельности (понимание предназначения профессии, освоение профессиональной деятельности, профессиональное общение; мотивы проявления личности в профессии);

- деятельностного - этот компонент связан с решением учебно-профессиональных задач, которые предполагают выполнение определенных действий (решение учебных задач в ходе самостоятельной работы, выполнение учебных действий в рамках формирования профессионально-важных качеств специалиста, планирование, целеполагание и др.);

- оценочно-контрольного - этот компонент направлен на развитие самоконтроля и самооценки в процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности.

Такая структура выделена на основе психологической теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

 

По мнению А.А.Вербицкого содержание учебной деятельности будущего специалиста определяется не только логикой науки, но и моделью будущей профессиональной деятельности, содержание и условия которой всегда вероятностны и проблемны. Поэтому основной единицей содержания профессионального обучения должна выступать не «порция информации» или типичная задача, а проблемная ситуация, которая предполагает включение продуктивного мышления учащегося. Следовательно, и формы организации учебной деятельности должны соответствовать формам усваиваемой профессиональной деятельности.

 

На этой основе А.А.Вербицкий выделил базовые формы учебно-профессиональной деятельности:

- собственно-учебные (лекция, семинар и т.д.), где осуществляется передача и усвоение информации;

- квазипрофессиональные (деловые игры, проблемные ситуации и т.д.), где моделируются целостные фрагменты производства, их предметно-технологическое и социально-ролевое содержание;

- учебно-профессиональные (научно-исследовательская работа, производственная практика, подготовка курсовых и дипломных работ), где учащийся решает учебные собственно профессиональные задачи, проблемы, вступает в межличностные взаимодействия и общение.

 

С переходом от одной базовой формы деятельности к другим учащиеся применяют учебную и научную информацию на практике, овладевая реальным профессиональным опытом, получая возможность естественного вхождения в профессию (профессиональная адаптация). Такой переход осуществляется, прежде всего, по линии трансформации мотивов, поскольку именно мотив является основой любой деятельности, а, следовательно, и центральным звеном всего процесса развития личности будущего специалиста.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учням з одної спальної кімнати | Мотивационно-ценностные отношения к будущей профессиональной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.