Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические механизмы профессионально-личностного развития




 

 

Становление человека как профессионала тесно связано с развитием его личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессионального становления в процессе профессиональной подготовки. Личность может и препятствовать становлению профессионала (отсутствие трудолюбия, элементарных человеческих способностей, мотивов, барьеров и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере их становления начинают оказывать обратное позитивное влияние на личность: успехи в профессии стимулируют личность.

 

Наиболее способствуют профессионально-личностному становлению будущего специалиста такие черты личности, как:

- следование профессиональной этике;

- индивидуальная и социальная ответственность;

- внутренний контроль;

- гибкость и оперативность;

- внутренняя диалогичность личности;

- адекватная самооценка;

- готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.

 

Психологическое становление специалиста означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше либо вообще отсутствовали или имелись, но в другом виде, а также возникновение новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения. Следовательно, профессионально-личностное развитие можно рассматривать как «приращение», обогащение психики человека.

 

Возрастное становление личности профессионала происходит в контексте общих тенденций возрастного развития. В социально-психологической характеристике юношества важно учесть, что эта пора развития человека соотноситься с формированием относительной экономической самостоятельности, отдалением от родительского дома и образованием собственной семьи. Юношеский возраст – центральный период становления характера и интеллекта, время спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений; период интенсивной и активной социализации человека, что также должно быть учтено в проблематике и приемах организации профессионального воспитания.

 

Профессионально-личностное развитие является динамичным процессом, который зависит от:

- внешних условий: в период профессиональной подготовки изменяются требования к профессии, мотивы ее выбора, профессиональный менталитет, духовные ценности, операционно-техническая сфера (например, в связи с появлением новых технологий);

- внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии ее оценки и способов самореализации в ней.

 

Возникновение положительного отношения к профессии означает образование системы «человек-профессия», внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношений. Идеальная модель соответствия между личностью и профессией (трудом) должна содержать совпадение содержания деятельности и ее личностного смысла. Но в действительности такое совпадение невозможно по ряду причин (например, не всегда в структуре мотива выбора профессии доминирует мотив связанный с определенной данной деятельностью). Однако существует возможность перестройки системы мотивов и повышение уровня профессиональной направленности. Несоответствие между содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор, создает предпосылки профессионального роста.

 

Становление профессионально-личностных качеств специалиста в период профессиональной подготовки характеризуется:

- неравномерностью – это кризисы в отношении к учебно-профессиональной деятельности;

- гетерохронностью – это разновременность развития профессионально-важных качеств личности, различия в скорости и глубине их образования и развития.

 

 

В процессе развития профессиональной направленности обучаемый проходит ряд ступеней:

Первая ступень: учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея соответствующий эмоциональный настрой, эпизодический интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако еще не достиг самостоятельности и не проявляет инициативу.

Вторая ступень: у учащегося имеется зафиксированная установка на профессию, более устойчивыми стали интересы и склонности; однако его больше интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся у него цель дает общее направление его учебно-производительной деятельности, у него проявляются чувство уверенности в себе и самостоятельность, а также формируется чувство ответственности.

Третья ступень: учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней, проявляя особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; происходит самоутверждение личности через профессиональный труд.

Четвертая ступень: увлечение своей профессией, профессиональная направленность формируется при наличии соответствующих способностей, ярко выраженных склонностей и призвания; профессиональное мастерство и профессиональный идеал сочетаются с твердыми убеждениями в личной и общественной значимости своего дела.

Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограничив ее источник лишь внутренним миром личности и активностью ее сознания. Это также может зависеть и от внешних факторов, таких, как идейные мотивы, стремление к самовыражению, удовлетворение материальных потребностей.

 

Таким образом, психологическими механизмами профессионально-личностного развития будущего специалиста выступает сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей. Поэтому необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями деятельности и ее личностным смыслом для человека (ставить перед учащимися задачи, раскрывающие специфику профессии и деятельности, ее творческие стороны и т.д.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.