КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия и факторы профессионального воспитания
Профессиональное воспитание будущего специалиста, как любой педагогический процесс, осуществляется под влиянием целого комплекса условий и факторов, которые определяют его эффективность.
Факторы — движущие силы, причины воспитательного процесса.
Всю совокупность факторов разделяют на: Внешние факторы — это те силы, которые воздействуют извне, определяя логику поведения и саморазвития личности будущего специалиста, влияют на его ориентации, ожидания, притязания. Внутренние факторы — это установки, потребности и интересы, формирующие отношение учащегося к внешнему миру и к самому себе. Объективные факторы — не зависят от воли конкретного субъекта (в частности на уровне воспитания в учебном учреждении), являясь комплексом социокультурных, экономических, политических, юридических, профессиональных обстоятельств, определяющих отношение будущего специалиста к реалиям своего профессионально-личностного становления, обретения мастерства в будущей профессии. Субъективные факторы — определяются инициативой конкретного субъекта, выражающие его ожидания и намерения, его оценку и самооценку, активность и предпочтительную сферу самореализации и самоутверждения. Целенаправленные факторы влияют на изменение сознания и поведения учащегося, учитывая реальный уровень его воспитанности. Стихийные факторы не поддаются программированию, не «вписываются» в педагогическую логику воздействий. Профессиональное воспитание не может полностью исключить влияние стихийных факторов на становление личности будущего специалиста. Задача педагога - обеспечить их целенаправленное влияние на сознание и поведение учащегося.
Под условиями понимают совокупность обстоятельств, в которых ведется воспитательная работа.
Одним из важных условий профессионального воспитания является создание профессиональных сообществ в учебном учреждении и обеспечение условий для их существования. Такими сообществами могут выступать коллектив академической группы, коллектив клубного типа. При этом важно не допустить формирование в среде учебного учреждения партийных ячеек, религиозных объединений, военизированных группировок. Целенаправленная воспитательная работа с такими коллективами требует присутствия в них преподавателя, педагога, куратора. Именно он, как правило, является инициатором и организатором деятельности ученического коллектива, от него чаще всего зависит тот морально-психологический климат в группе, который определяет отношение будущего специалиста к реалиям своего студенческого и профессионального бытия. Кроме того, именно преподаватель является тем образцом и достойным примером на который может и должен равняться в своем саморазвитии, самовоспитании будущий специалист.
Значительным потенциалом в профессиональном воспитании студентов обладают коллективы кафедр: они объединены по профессиональному признаку, представляя собой модель профессиональных отношений специалистов в конкретной сфере производственной или учебно-научной деятельности.
Чрезвычайно важен в профессиональном воспитании и этос учебного заведения — создание особой социокультурной среды, определяющей во многом эффективность всей воспитательной работы: - включает систему идеалов, ценностей, норм, традиций; - задает критерии оценки окружающей действительности и поступков людей; - определяет содержание и формы коллективного досуга; - оказывает влияние на морально-психологическую атмосферу учебного заведения; - культивирует в студенческой среде нормы и стандарты социально-ценного и профессионально-типичного поведения, отношений, этикета и т.д.
Важным условием профессионального воспитания выступает досуг. Учащиеся получают знания и опыт не только в процессе систематического обучения и воспитания, но и в процессе общения, отдыха, развлекательно-игровой деятельности.
Важным условием нравственно-эстетического воспитания выступает взаимоотношение учащихся с учреждениями культуры и искусства - посещению театров, концертов, выставочных залов, картинных галерей.
Немаловажное значение также имеет система приобщения студенчества к занятиям спортом (активное участие в спортивных акциях, соревнованиях), пропаганда здорового образа жизни (включая отказ от курения в учебном учреждении, профилактика алкоголизма, наркомании, СПИДА, обеспечение репродуктивного здоровья учащихся).
Гуманизация профессиональной подготовки учащихся требует обеспечения истинной демократии в решении всех вопросов жизнедеятельности учебного заведения через обеспечение реального студенческого самоуправления. Оно предполагает информированность учащихся о их правах и обязанностях (которые приведены в правилах внутреннего распорядка, в уставе учебного учреждения), о качестве учебно-воспитательной работы, о положении в студенческих коллективах, подразделениях учебного заведения, оперативное обсуждение и оптимальное решения возникающих проблем. К другим демократическим условия профессионального воспитания относят: - гуманный стиль взаимоотношений между субъектами воспитания; - обеспечение дисциплины и порядка как условий защищенности студентов и преподавателей в образовательном пространстве; - стимулирование и поддержка студенческих инициатив, нацеленных на улучшение организации студенческой жизни и быта.
Таким образом, для эффективного воспитательного процесса необходимо: - использовать культурно-историческое наследие конкретного региона и обогащать традиции учебного заведения; - устанавливать связи с учреждениями культуры, творческими союзами, спортивными, общественными, медицинскими, юридическими организациями, религиозными конфессиями; - уделять внимание материальному, нормативно-организационному, кадровому, научному, информационно-методическому обеспечению воспитательной работы; - изучать динамику основных параметров профессиональной воспитанности учащихся (тестирование, анкетирование, диагностика, мониторинг); - развивать опыт участия студентов и преподавателей в коллективной творческой деятельности; - содействовать развитию студенческого самоуправления и демократического стиля руководства профессиональным воспитанием; - расширять возможности свободного выбора и творческой активности субъектов воспитания; - развивать досуговые и клубно-профильные объединения; - совершенствовать работу служб психологической и социально-педагогической помощи студентам; - содействововать реальной дифференциации и индивидуализации профессионального воспитания, рационально сочетая коллективные, групповые и индивидуальные формы воспитания.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |