Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Числовые оценки критериев качества электронного магазина

ТЕМА 21 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СПРОЕКТИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОННОГО МАГАЗИНА И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО СОЗДАНИЯ

21.1 Числовые оценки критериев качества электронного магазина

21.2 Основные методы оценки эффективности создания и внедрения бизнес-проектов

21.3 Методы оценки эффективности инвестиций, привлекаемых для реализации бизнес-проектов

21.4 Методика выбора оптимального бизнес-проекта (электронного магазина) на основе многоцелевой оптимизации

21.5 Методика выбора оптимального бизнес-проекта (электронного магазина) на основе многоцелевой оптимизации

 

Наиболее часто для оценки качества спроектированного или уже функционирующего электронного магазина (или, иначе, созданного web-сервера, web-сайта) используется следующий состав критериев.

1. Удачные решения проблем, связанных с дизайном web-страниц.

2. Простота перемещения (навигации) по web-страницам.

3. Внимание, оказываемое покупателю.

4. Простота возврата в исходный пункт при выполнении навигации (перемещения) по web-страницам.

5. Масштаб сервисной поддержки клиентов.

6. Наличие достаточной полноты сведений относительно потребительских свойств товара(услуги).

7. Разнообразие ассортимента предлагаемых к продаже товаров.

8. Уровень предлагаемых цен на товары (определяется относительно цен на аналогичную продукцию конкурентов).

9. Наличие необходимых гарантий присутствия товара на складе в данный момент времени.

10. Быстрота (своевременность) доставки товара покупателю.

Числовая оценка специалистами перечисленных выше критериев дается по пятибалльной шкале (О, 1, 2, 3 и 4). Самой высокой оценкой в таком случае является 4.

Для получения представления о реальных числовых оценках перечисленных выше критериев оптимальности, применяемых для оценки удачи создания и успешности функционирования электронного магазина, приведем данные по фирме Sentry Group. Эта фирма торгует сейфами и аналогичной продукцией. Выставленные покупателями баллъные оценки соответствующих критериев приведены в Binary Compas Enterprise (табл. 21.1).

Как следует из приведенной в таблице информации, ассортимент рассматриваемого вида товара, его наличие и быстрота доставки име ют решающее значение для удовлетворения требований интерактивного покупателя. Между тем цена товара (речь идет о сейфах и аналогич ной продукции) является лишь четвертым по значимости критерием в то время как внешний вид web-страниц оказался вообще наименее значимым критерием.

Таблица 21.1

Числовые оценки критериев оптимальности, характеризующие созданный и функционирующий электронный магазин

Наименование критерия Числовая оценка критерия
Внешний вид web-страниц 1,65
Навигация по web-страницам 2,51
Внимание к покупателю 2,67
Простота возврата в исходный пункт 2,82
Сервисная поддержка 2,86
Наличие достаточной информации о продукте 2,98
Цена товара 3,05
Своевременность доставки 3,23
Наличие товара на складе 3,28
Разнообразие ассортимента товаров 3,30
Интегральная числовая оценка 28,35

 

Следует особо отметить, что интерактивные покупатели других видов товаров (сегментов рынка) выставляют числовые оценки по перечисленным выше критериям, значительно отличающиеся от тех, которые были приведены для продукции типа сейфов.

С учетом того, что в гиперпространстве обычно функционирует некоторое множество электронных магазинов, торгующих одним и тем же товаром, актуальной для интерактивного покупателя является задача выбора наилучшего из них на основании рассчитываемой интегрированной, обобщенной рейтинговой оценки. Однако, если по альтернативным гипотетическим электронным магазинам (из которых нужно выбрать наилучший) получены интегрированные оценки, которые различаются незначительно (т. е. находятся в пределах статистической погрешности, находящейся в пределах 5-7%), то возникает необходимость взвешивания частных критериев с помощью предварительно определяемых коэффициентов важности. Проиллюстрируем сказанное на условном примере. Возьмем три электронных магазина, которые путем опроса интерактивных покупателей получили числовые оценки по частным 10 критериям (табл. 2.2).

Согласно приведенным в таблице данным наилучшим из альтернативных вариантов является электронный магазин 2, так как у него наивысшая интегральная числовая оценка. Однако разница между тремя интегральными оценками столь незначительна (не более 1,1% при допустимой статистической погрешности в 5-7%), что дает основание говорить о примерном ее равенстве у этих магазинов. Но для уточнения наилучшего варианта и соответственно более конкурентоспособного электронного магазина необходимо взвесить частные критерии с помощью коэффициентов важности. Благодаря взвешиванию выставленных интерактивными группами покупателей оценок по различным критериям становится возможным выбрать на расчетной основе действительно наилучший из возможных вариантов электронный магазин. Эта задача по своему существу является многокритериальной, что предполагает необходимость применения соответствующего математического метода ее решения.

Допустим, что эксперты установили для данной группы однородных товаров необходимые коэффициенты важности (весовые коэффициенты), соответствующие каждому из рассматриваемых частных критериев (табл. 21.3). В таком случае можно определить итоговые интегральные оценки по каждому из альтернативных вариантов электронного магазина.

Таблица 21.2

Сравнительные оценки частных и обобщенных числовых оценок-критериев по трем альтернативным электронным магазинам

 

Наименование критерия Числовая оценка критерия
Электронный магазин 1 Электронный магазин 2 Электронный магазин 3
Внешний вид web-страниц 1,65 1,7 1,75
Навигация по web-страницам 2,51 2,45 2,4
Внимание к покупателю 2,67 2,75 2,75
Простота возврата в исходный пункт 2,82 2,8 2,79
Сервисная поддержка 2,86 2,83 2,79
Наличие достаточной информации о продукте 2,98 3,0 2,99
Цена товара 3,05 3,04 3,03
Своевременность доставки 3,23 3,2 3,25
Наличие товара на складе 3,28 3,3 3,35
Разнообразие ассортимента товара 3,3 3,5 3,4
Интегральная числовая оценка 28,35 28,6 28,3

Электронный магазин 1:

0,05 х 1,65 + 0,07 х 2,51 + 0,07 х 2,67 + 0,08 х 2,82 + 0,08 х 2,86 + + 0,09 х 2,98 + 0,09 х 3,05 + 0,2 х 3,23 + 0,12 х 3,28 + 0,15 х 3,3 = 3,94

Электронный магазин 2:

0,05 х 1,7 + 0,07 х 2,45 + 0,07 х 2,75 + 0,08 х 2,8 + 0,08 х 2,83 + 0,09х 3,0 + 0,09 х 3,04 + 0,2 х 3,2 + 0,12 х 3,3 + 0,15 х 3,5 = 2,36.

Электронный магазин 3:

0,05 х 1,75 + 0,07 х 2,4 + 0,07 х 2,75 + 0,08 х 2,79 + 0,08 х 2,99 + 0,09 х 3,03 +- 0,09 х 3,25 + 0,2 х 3,2 + 0,12 х 3,35 + 0,15 х 3,4 = 5,95.

Как показывают выполненные расчеты, наиболее предпочтительным является третий вариант электронного магазина, так как у него взвешенная интегральная оценка имеет наибольшую величину.

Таблица 21.3

Весовые коэффициенты важности критериев, используемых для получения интегральной оценки качества разработки и функционирования электронного магазина

Наименование критерия Числовая оценка коэффициента важности
Внешний вид web-страниц 0,05
Навигация по web-страницам 0,07
Внимание к покупателю 0,07
Простота возврата в исходный пункт 0,08
Сервисная поддержка 0,08
Наличие достаточной информации о продукте 0,09
Цена товара 0,09
Своевременность доставки 0,2
Наличие товара на складе 0,12
Разнообразие ассортимента товара 0,15

Задача оценки и выбора из альтернативных вариантов наиболее эффективного варианта создания электронного магазина относится к классу многокритериальных (многоцелевых). Это обусловлено тем, что научно обоснованный выбор наилучшего варианта может быть осуществлен не в результате использования какого-либо одного критерия, а на основе учета числовых значений нескольких наиболее важных с экономической точки зрения критериев. Лишь обеспечив выбор наилучшего варианта создания электронного магазина, одновременно удовлетворяющего достижению приемлемых числовых значений по нескольким критериям, можно получить так называемый синергетический эффект.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рынок финансовых Интернет-услуг стран СНГ | Основные методы оценки эффективности создания и внедрения бизнес-проектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.