Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В отечественной социологии

Феноменологическая парадигма.

Стратификационная парадигма.

Вебер принимает концепцию Маркса об экономических факторах, но считает, что источниками экономических различий в социальной структуре являются:

профессиональное мастерство, квалификация, знания и навыки, т.к. эти факторы оказывают существенное влияние на положение человека или группы в обществе. Люди, обладающие этими качествами даже не обладая собственностью могут получать большие доходы, а следовательно, попадают в группы с высоким статусом. Эти факторы имеют статусный характер. Статус определяется по социальному престижу относительно других статусов.

Классовые различия даются объективно, статусные – основываются на субъективных оценках людей. Статусы напрямую связаны с различными образами жизни, а классы с собственностью и доходами.

Говорит о сутрудничестве м/д классами в ходе развития капитализма.

В данном подходе социальная структура формируются на основе изучения социальной самоидентификации людей (психологический процесс отождествления индивида с тем или иным классом).

Самоидентификация базируется на практике повседневной жизни (феноменология), она всегда субъективна, но эти субъективные представления людей об их социальной принадлежности могут выступать в качестве реального основания структурирования общества.

В 30 - е гг. Уорнером В США было проведено исследование, которое получило название метода изучения репутаций. У респондентов выяснялось, к каким классам и слоям они отнесли бы других людей. Результаты исследования позволили сформировать общую картину представления людей о классовой структуры в общностях.

На основе феноменологической парадигмы был разработан еще один методсубъективный.

Был впервые использован Сентерсоном в США. Исследование проводилось через журнал. У респондентов выяснялось, к какому классу они отнесли бы себя.

До 80-х гг. господствовало представление о социальной структуре общества как социально-классовой. Доминировал взгляд, что в СССР социальная структура включает 2 класса – рабочий и крестьянство + интеллигенция, которая называлась слоем. Иногда её называли классоподобной группой, она не была включена в отношения собственности на средства производства (3-х членка). Но такая схема не улавливала всей сложности социальной структуры общества, наличие многообразия слоев и групп, поэтому вводились понятия промежуточных слоев, которые располагались на стыке классов и интеллегенции (рабочий интеллигент).

В.И. Ленин. 3-х членная схема базируется на определении классов – это большие группы, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного пространства, по их отношению к средствам производства (Марксовский подход).

В нашей стране официально существует 2 вида формальной собственности:

1) государственная;

2) колхозно-кооперативная.

Распоряжались собственностью в основном государственные и партийные органы.

Данный подход является яркой иллюстрацией идеологических рамок, которые действовали в социальном знании в СССР. Интеллигенцией считались люди, занимающиеся интеллектуальным трудом, имеющие высшее или средне-специальное образование. Отсутствие одного из двух признаков не давало возможности говорить о человеке как представителе интеллигенции.

В к.80-н.90-х гг. произошел радикальный пересмотр теории социальной структуры в отечественной социологии. Появляются новые концепции – Заславской, Рывкина, Шкаратана.

Заслуга их состоит в том, что они анализировали структуру советского общества, а затем уже рассматривали ее развитие и преобразование в ходе перехода страны в новое состояние. Их работы наиболее близки к концепциям социальной стратификации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Феноменологическая | Исторические системы стратификации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.