Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды планирования




1)В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы предприятия, различают следующие виды планирования.

Долгосрочное планирование охватывает период от 10 до 25 лет и имеет проблемно-целевой характер. В нем форму­лируется экономическая стратегия деятельности предприя­тия (это по сути объект планирования) на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Как правило, число пока­зателей в плане ограничено, а сами они имею несколько вариантов. Цели и задачи долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане.

Среднесрочные планы составляются на два-три года. Объектами среднесрочного планирования являются 1)орга­низационная структура, 2)производственные мощности, 3)капитальные вложения, 4)потребности в финансовых сред­ствах, 5) НИОКР - исследования и разработки и т.п.

Краткосрочные планы составляются на год (редко — на два года) и включают конкретные способы использова­ния ресурсов на предприятии. Данные планы детализиру­ются по кварталам, месяцам, декадам.

Эти три вида планирования должны быть согласованы между собой и не противоречить друг другу.

2) По видам деятельности различают производств, маркетинговое планирования, инвест планирование, финансовое пл-е, социальное планирование…

В зависимости от содержания (показатели, объекты) и (на) значения (роли для деятельности организации) планирования в процессе плановой деятельности различают три вида пла­нирования: 1)стратегическое, 2)тактическое и 3)оперативное.

Стратегическое планирование (ориентация предприятия в соответств с буд изменениями окр среды) представляет собой на­бор процедур и решений, с помощью которых разрабатыва­ется стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей его функционирования. Под стратегией при этом по­нимается план наиболее эффективного распределения ре­сурсов для достижения целей.

Процесс стратегического планирования включает опре­деление миссии предприятия, формулирование целей и за­дач функционирования предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды (возможностей и потенциала предприятия), разработку и анализ стратегических альтер­натив (как предприятие будет достигать своих целей), выбор оптимального варианта стратегического плана.

В условиях неопределенности внешней и внутренней среды стратегическое планирование по времени бывает в основном средне- или краткосрочным.

Тактическое планирование — это процесс (разработки политики в конкретной области) создания предпосылок для реализации новых возможностей, т.е. стратегических планов. В тактических планах отражают­ся мероприятия по расширению производства и по повы­шению технико-экономического уровня, обновлению и повышению качества продукции, наиболее полному ис­пользованию достижений научно-технического прогресса. На основе этих планов устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, осуществ­ляется разработка смет по видам деятельности и контроль за их использованием. В результате тактического планиро­вания составляется план социально-экономического раз­вития предприятия, представляющий собой комплексную программу его производственно-хозяйственной и социаль­ной деятельности на соответствующий период.

Тактичес­кое планирование охватывает среднесрочный и краткосроч­ный периоды.

Оперативное планирование — это процесс реализации тактического планирования. Оно является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности. Его задача — конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной работы предприятия и его подразделений.

В процессе оперативного планирования определяется время выполнения отдельных операций, изго­товления отдельных единиц продукции, устанавливаются сроки передачи продукции, полуфабрикатов из одного цеха в другой или покупателю; осуществляется оперативная подготовка производства (доставка сырья, инструмента на рабочее место и др.); проводится систематический конт­роль, учет, анализ и регулирование производственного про­цесса. Оперативное планирование позволяет сократить перерывы в производстве, обеспечить равномерность за­грузки оборудования и площадей, своевременно реагировать на отклонения в технологическом процессе и обеспечивать эффективную работу подразделений. Оперативное плани­рование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм — начиная от технической Подготовки производства и заканчивая сбытом продукции.

 

Стратегическое планирование - видение предприятия в буду­щем, его места и роли в экономике и общественно-экономичес­ком устройстве страны, а также основных путей и средств дости­жения этого нового состояния.

Речь идет о формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увяз­ки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. Из изложенного следует, что стра­тегическое планирование - организационная система методов реализации стратегических решений на предприятии. Оно харак­теризуется, во-первых, тем, что по сроку своего действия оно носит «обозримый» характер, во-вторых, предметом его плани­рования являются основные базисные процессы развития предприятия, направленные на наращивание его социально-эко­номического потенциала. Обозримый характер стратегического планирования обусловливается как развитием внешней среды, так и наступлением каких-то внутренних событий, которые суще­ственно меняют стратегическую обстановку функционирования предприятия.

Стратегическое планирование - порождение рыночной сис­темы хозяйствования. Почему? Это обусловливается многими обстоятельствами. Назовем основные:

• конкуренция, присущая рыночной системе хозяйствования, обусловливающая необходимость выработки соответствующей направленности развития экономики предприятия. Это достига­ется путем принятия стратегических установок развития предпри­ятия, а само стратегическое планирование направлено на увязку ресурсов со стратегическими установками и определением путей их реализации. Последнее позволяет предприятию не только из­бежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, но и обеспечить дальнейший рост;

• динамичное развитие научно-технического прогресса, при­водящее к коренным преобразованиям производства и способ­ствующее усилению его влияния на конкурентоспособность пред­приятия. Оно требует предвидеть его результаты и заблаговре­менно осуществлять мероприятия по их использованию или переориентированию деятельности предприятия.

Если стратегия предприятия представляет собой некое виде­ние хозяйствующим субъектом места и роли предприятия на рын­ке товаров, реализуемых им, то стратегическое планирование - это конкретное указание на способ достижения данного состоя­ния. Стратегическое планирование базируется, с одной стороны, на целях и задачах, поставленных в ходе разработки стратегии, а с другой - на основе проведения прогнозов по различным облас­тям общественного развития (экономика, наука, техника и тех­нология и т.д.).

Таким образом, можно сказать, что стратегическое планиро­вание - это средство реализации стратегии предприятия, оно на­правлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достиже­нию целей, вытекающих из принятой стратегии развития. По су­ществу, это увязка целей и ресурсов по их достижению.

Поскольку стратегия развития определяется каждым предприя­тием, то принимаемый стратегический план в ходе планирова­ния придает предприятию определенность и в то же время инди­видуальность. При этом определенность не может быть неизмен­ной, поскольку она вытекает из стратегической установки. Она может быть скорректирована в связи с изменением хозяйствен­ной среды.

Стратегическое планирование целиком и полностью являет­ся прерогативой высшего руководства предприятия. Продолжи­тельность планового периода, который охватывает стратегичес­кое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период обычно происходят: 1)смена основных фондов предприятия, 2)кардинальные изменения в науке и технике (появляются новые технологии), 3)изменение вкусов (потребителей) населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т.д.

На базе стратегического планирования осуществляется дол­госрочное (среднесрочное) планирование на период 3-5 лет. В нем установки (т.е. цели и задачи), сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций раз­вития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет.

На основе этих планов производится краткосрочное планиро­вание. Его конкретным выражением являются планы развития от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели бли­жайшего года корректируются ежеквартально, а второго и тре­тьего годов - каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходя­щие изменения в среде (экономика, политика, техника, конкурен­ция и т.д.) и в результате повышалась бы действенность состав­ляемых планов.

В силу динамичности процессов, происходящих в деятельно­сти предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его результатом являются краткосрочные планы (как правило, на год) с учетом и текущих тенденций спроса и пред­ложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые 3 месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения си­туации. По сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, из­держек производства и т.д. По сути, в них увязываются задачи различных служб предприятия.

Но более тесная координация различных служб предприятия имеет место (реализуется) в календарном пла­нировании, период действия которого составляет, как правило, 10 дней. Это, по существу, программы движения продукта и всех (деталей и) факторов производства с указанием конкретных дат и служб, от­вечающих за тот или иной вид деятельности (времени отгрузки и т.п.).

В зависимости от сферы деятельности различают, производственное планирование, финансовое планирование, (инвестиционное) планирование социального развития




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 15049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.