Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, показатели и роль качества качества продукции

Качество продукции и конкурентоспособность предприятия

Тема 13

Современная рыночная экономика предъявляет принципиаль­но иные требования к качеству выпускаемой продукции. Каче­ство продукции относится к числу важнейших показателей дея­тельности предприятия. Повышение качества продукции в зна­чительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения ин­новаций, рост эффективности производства, экономию всех ви­дов ресурсов, используемых на предприятии.

Следует отметить, что от выпуска высококачественной про­дукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправлен­ной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управ­ление качеством продукции. Основные понятия. Термины и оп­ределения».

Качество - это совокупность (характеристик) свойств продукции, обусловли­вающих ее пригодность удовлетворять определенные потребно­сти в соответствии с ее назначением.

Качество продукции является важнейшей характеристикой (показ) деятельности пр-я - оно определяет возможности фирмы выжить в условиях конкуренции, использ НТП, эффект использования всех видов ресурсов, общий уровень бизнеса.

Предпр-е, выпускающее кач-ую продукцию имеет возможность:

· увеличить долю рынка

· получать большую прибыль, в част за счет более высоких отпускных цен и объема реализации

· проводить более эффективную рекламную компанию

· укрепить доверие партнеров по бизнесу

· повышать имидж

· в конечном счете повысить конкурентоспособноть своей продукции и имидж (деловую и общественную репутацию) предприятия в целом

Качество может быть только относительным, оно фиксиру­ется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандар­тах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества».

Однако любой документ или эталон узаконивает определен­ную совокупность свойств лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изго­товляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачествен­ной, т.е. не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг в рыночной экономике отводится потребителю, а стан­дарты (в том числе и международные) лишь закрепляют и регла­ментируют прогрессивный опыт, накопленный в области каче­ства.

Количественная характеристика свойств продукции (услуг), состав­ляющих (образующих) ее качество, называется показателем качества продукции.

 

ИХ МОЖН О РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ ГРУППЫ: ОБОБШАЮЩИЕ И ЧАСТНЫЕ

 

В настоящее время международно признана (закреплена) классификация следующих десяти групп 1) свойств и соответственно 2) показателей (качества):

назначения, надеж­ности, технологичности, стандартизации и унификации, эргоно­мические, эстетические, транспортабельности, патентно-право­вые, экологические, безопасности.

Показатели назначения характеризуют основную функцио­нальную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.

Показатели надежности характеризуют свойства объекта со­хранять во времени в установленных пределах значения всех па­раметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопри­годность и сохраняемость. В зависимости от назначения продук­ции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.

Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воз­душных судов безотказность является самым основным показа­телем качества.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособ­ность до разрушения или другого предельного состояния.

РемонтоПРИГОДНОСТЬспособность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - это способность объекта сохранять свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важ­ную роль для пищевой продукции.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения вы­сокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологиче­ской подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют на­сыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унифика­ции по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия де­лятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.

Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выра­жается через комплекс гигиенических, антропометрических, фи­зиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомо­билем, расположение руля у велосипеда, освещенность, темпера­тура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

Эстетические показатели характеризуют композиционное со­вершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цве­тов, стабильность товарного вида изделия, стиль и т.д.

Показатели транспортабельности выражают приспособлен­ность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную за­щиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Экологические показатели отражают степень влияния вред­ных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности определяют степень безопасно эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетическим радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с цен связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Поскольку придание качества требует опр затрат(В эконом науке существует понятие экономически обоснованного (оптимального) или оптимального….) Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества (соответствующих показателей качества) и затрат (на приобретение и эксплуатацию), что можно представить следующей формулой (характеризует сбалансир характеристик качества и затрат на изготовление и эксплуатацию:

 

К э.опт = Q /С

где Q - качество изделия;

С - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия (товара).

 

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку о включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель т.е. качество, включающее самые разнообразные показателе. Этим занимается целая наука - квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В практике планирования на предприятии рассчитывают (широко используют) показатели использования производственной мощности | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.