КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переводы эпохи ПетраРоссия Падение Византийской Империи. Идея переоса становится общей, Европейской. Как только Франция пытается вернуть себе статус Нового Рима во времеа Франциска... вспоминают о переносе Карла Великого. В эту же Эпоху гуманист... Цельтист говорит о том, что новым Римом станет север Альп. Науки путешествуют, они были в Италии, Франции, Англии, почему бы им не найти свое пристанище в Пруссии.
!!! Дмитрий Буланин - статья об идеи переноса.
Идея Москва - Третий Рим. Идея переноса империи оказывается центральной для Петра Великого. В случае Петра важно учитывать на какой Рим он ориетируется. Идея Москвы - третьего Рима ориентировалась на римскую теократию и на христьянскую империю. Петр ориентируется на идею светскую. Лотман и Успенский указывают на то, что Петр..... Ключи в гербе Спб - прямая отсылка к Ватиканскому папскому гербу. Очевидная полемика — кто является правильным Римом, кто может назыться Настоящим. Русская идея отсылала в Риму языческому, Августовскому. В русской политческой традиции кроме царей московских именовался царем татарский хан. Когда Грозный идет войной на Казань - этот поход имеет основание - покорение правильного царя, покорение того, кто имеет право назывться царем. При Иване Грозном - мода на все татарское. Слово Царь обладает теократическими коннатациями. Ситуация Петровской эпохи - ситуация сикуляризации. Сикулярицация - культура становится более светской, в политике - отделение религии и политики. Это прераспределение компетенций церкви и государства. Возникновение в Росси империи, которая ориентируется на дохристьянские образцы (что рисковано). Триумфальная арка в Москве и слово император (обвинение царя в язычестве) — все напоминало о языческом Риме.
Пояснительная брошюра: триумфальные ворота - не храм.
Ассоциации с Константином и Августов в связи с Петром возникают не случайно.
Протопович цитирует Августа, проецируя слова на Петра. Спор кто прототив — Константин или Август.
Идея транслатио студио у восточных славян появляется и укореняется только 17-18 века (из Украина, а в ней из Польши). Это противоречит чистой вере. Поздно, потому что в России до 17 века отсутствует светская культурная традиция. Идея переноса была, но в негативном свете. Отсутствие Афинского образования.
Монах Филофей - автор доктрины Москва - Третий Рим.
Идея переоса наук начинает приобретать позитивный (и масштабный) характер в эпозу Петра Великого. 1714 год - спускают очередной корабль Петр произносит речь, в которой он обращается к идее транслатио. Историки доказываютю что првый «престол наук» был в Греции,....затем в Италии... потом в Европе, но «нерадение» наших предков воспрепятствовало и далее Польши пойти им не допустила.... Науки убегут из Англии и Франции и будут обитать «между нами», пока не вернутся в Грецию на свое место.
Идея странствующих наук - идея странствующих муз.
Этот образ обнаруживается еще у византийского ритера в 4 веке (не о переносе наук, а о процветании — «музы снова живут у вас»). К образу бродячих муз обращается А. Сумароков в 1805 году.
Импорт в принципе начинается с массивного импорта из Польши. Одним из основоположников был ЛжеДмитрий первый. При дворе говорили по Польски. Его правлание открывает маниакальное поланофильство. Присоединение Украины к России ссфграло решающую роль. На территории Московского царства появились украинские монахи, которые прошли Латинскую выучку (православные с католическим образованием). «Принимал католоичество, ехал учиться, каялся по возвращении и принимал снова православие». Они приносят поэзию и поэтическую культуру. При русском дворе 17 столетия говорят по польски, читают польские книги и читают западные книги в переводе на польский. Польский язык оказвается посредником в усвоении европейской культуры.
Все меняется с приходом Петра. Время польской ориентации уходит, а время доминирования французской или немецкой модели еще не наступает. Это время поиска. Увлечеие польской культурой остается, но европейские труды, переведенные на польский уже не «поглащаются».
2 модели в эпозу Петра: польская модель - гуманитарная ученость, для новой европейской культуры: научность, аналитика. Петра не занимала гуманитарная культура, его интерес был практический. Поэтому польская модель отошла на задний план и премены были резкими.
Продукция уходит от литературы. Петр ценил Эзопа (за назидательность). Поэзия «молчит», но много преводов политической литературы и книг по истории. Установка на науку и знание больше, чем на обслуживание культурны. При переводах исходит утрата национально облика иностранных книг. Например, трактат Локка о государстве переводят с латыни. Метаморфозы Овидия переводят с польского и т.д. Было не важно с какого языка переводить, поэтому переводились труды уже 3-4 раза переведенные «до». В качестве задачи петровская эпоха ставит себе усвоение всех европейских знаний, важно усвоить все, что опубликовано в Европе, буквальный перенос всего, что существует.... Нет конкретной культурной ориетации на одну модель (как до этого на польскую). Это приводит к хаосу. Известно почему преводятся именно те книги...
Хаос не концептуализирован. Следующие этапы будут заключаться в том, чтобы отбрасывать то, что не нужно. Выбор.
Это приводит к паразительной культурной толерантности. Такая толерантность сопоставима только с 90-ми годами 20 века. Петру необхолимо воспитывать полическую элиту, некоторые книги были переведены, но не были напечатаны (например Маккиавели - безнравственная, но необходимая, как пример политической механики для политической элиты). Хранение Маккиавелли - книги пеступной - было наказуемо. Эпоха Петра — исчезновение доминируещей культурной ориентации. Вестернизация. Позитивные программы начинаются в 1830-х годах.
Война в истории Европы - 618-648 - война религиозная. Опыт этой войны подсказал запуск сикуляризационных процессов. Религия не будет оснонием для принятия политческих решений. Религия постепенно начинает ухолить в сферу приватных решений. Публично «вы должны вести себя, как добропорядочные подданные».
Запускаются механизмы лицемерия и комфортности. Отделение сферы церкви и государства. Это приводит к появлению светского общества. В 17 столетии о конфликте общества и государства никто не знал. Сикуляризация сопровождается пявлением светского общества, светской морали. Этот процесс оказывается необыкновенно конфликтным. Книга Вольтера об Англии - где мирно сосуществуют разные христьянские доминации, существуют в пространсве общественном. Латынь была знаком государства и церкви, языком культуры — от Рима до Нового времени. Проблема языка не стоит на западе, как проблема сикуляризационная. Литературный язык — норма, набор правил, лигитимирующие определенный языковой выбор, в качестве правильного (это не язык художественых произведений). Сукляризация приводит к прераспределению латыни и национальных языков. В России 17 столетия учитывается то, что происходит на западе, При Алексее Михайловиче - конфликт царя и патриарха, конфликт за влияние и власть. Федор - старший брат Петра должен бы уступить церкви. Петр 1 включается в этот конфликт и выстраивает свою политику — автономизацию гоударства. Проповеди в эпоху Петра - это пропаганда т.з. государства. Проповеди под жестким контролем государства. Сфера политического оказывается абсолютно автономной. В России нет светской литератуы до 17 столетия и возникает она из Польши. Только для двора и приближенных. Театр воникает при Алексее Мизайловиче — это развлечение царя и двора (первое представление идет 10 часов). При Петре театр строится на Красной площади, он выносится из двора и становится доступен всем. Это культурная революция - светская культура. Приезжает европейский театр: Мольер, Лопе де Вега и др. Взаимоотношение новой сикулярной кльтуры и религии оказываются конфликтными, На западе они тоже были не гладкие (появление новой светсвой морали в 17 столетии), в России этот острый конфликт захватывает сферу языка.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |