Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ломоносов




Ломоносов

Импор социальных моделей писательства.

25.04.2013

!!!! Долинин "Пушкин и Англия". Первая статья. - почесть.

 

Еще две борьбы.

Ломоносов и Сумароков. Проблематика та же, что и в случае с Тредиаковским.

 

В русской литературе сохранился миф о педанте Тредияковском, на его фоне Ломоносов – «удачник». Формирование мифа о Ломоносове началось сразу после его смерти. Этот миф свидетельствовал о том, что социальный статус литератора в России возник. Этот миф становится реальным с 1760-х гг. С появлением двух вещей: общество и признание двором, самой императрицей необходимости иметь национальных гениев. Расцвет пришелся на 19 столетие. 1880 г. открывается памятник Пушкину. 1899 год столетие со дня рождения Пушкина празднует государство.

Родился в семье богатого крестьянина.

(Буржуа не представляет никого кроме самого себя - мир индивидуализма). Мир в котором родился Ломоносов «мира инливидуализма» нет, он должен следовать своемй социальному сценарию, если нет, он должен свою карьеру прирдумать, придумать себе место. Конфликт с мачехой из-за чтения и отсутствия интереса в хоз. делам. Он уходит из дома - оказывается в монастыре. Позже оказыется в Москве в Греческо-славянской???? академии. Он скрывает, что он крестьянин и его в академию берут. Он учится там 4 года, обман раскрывается, из академии его выгоняют, но чтобы избежать скандала его отсылают учиться дальше, в Петербург, Киев, Германию (университет). Он пишет оду На взятие Хатина. В Германии он увлекается немецкой литературой. В своих поэтических трудах он следует немецким писателям, своему любимому поэту Гюнтеру. Его заимствование из Гюнтера носят очень выборочный характер - Ломоносов очень трезвый человек. Он занимается реформой русского стихосложения, переводит ее на силлаботанические рельсы.

Ломоносов в отоичает от Трндиаковского начинает свою карьеру не со скандала. В России социальный статус достигается только милостью императрицы, он стремится стать придворным панагеристом. Для Тредиаковского - определющим было влияние французского, он видел источник в нем. Ломоносов во Франции никогда не бывал и влияние, кот. он испытал - немецкое. Несмотря на все антинемецкие заявления Ломоносова он был погружен в немецкую культуру (и жена была немка).

Он возвращается в Россию, в 1741 году, поругавшись с профессорами в Марбурге. Возвращается он снова без статуса. Он воодушевлен успехом (Ода 1739 года) пишет снова оды. Он решил стать панагеристом.

На престол вступает Елизавета Птеровна (в результате переворота).

Ломоносов становится адьюнктом по классу физики. Здесь впервые у него появляется забота о национальной культуре. Елизавета - защитница православия и она борется с немецким засилием. Ломоносов это подхватывает. Он пишет панегирики Елизавете Петровне, они печатаются за счет академии, что подтверждает за Ломоносоввым статус придворного поэта. Он пониает позицию панагериста отчетливо - никакой свободы, задача воспевать. Панагерические тексты обращены только к власти, а не к обществу с апелляции к которому начинает Тредиаковский. Ломоносов пониает, что от милости власти зависит его социальное положение. Публичный успех в России не дает социально статуса. Ломоносову удается избежать того краха, который постиг Тредиаковского, он становится членом академии, однако положение профессора в петровском государстве - шаткое. Русские профессора не обладали чином. Складывается парадоксальная ситуация. Гос-во создает академии и т.д., однако людям там работающим не указывает места в обществе. Оказывается ученость не измеряется по бюрократической шкале. 1 марта 1751 года Ломон. становится колежским советником, он получает чин (в индивидуальном порядке), не как профессор академии. Это не предполагает карьерного роста. Первый раз на прошение о чине - отказали. Второй чин он получит только в 1963 году. Оду должен был передавать императрице патрон (покровитель, вельможа). У Ломоносова его не было. Вероятно императрица не читала од Ломоносова. В итоге Ломоносов патрона «получает». Ломоносов - прагматик - лучший трон - фаворит императрицы. Он пишет панагерическую оду Разумовскому (но радом с ним место было занято литератором Тепловым). Ломоносову удалось сделать так, чтобы его патроном стал Шувалов, благодаря Шувалову Ломоносов получает чин. У Ломоносова начинается бюрократическая карьера. Он использует свои преимущества для борьбы со своими конкурентами. Пользуясь тем, что он руководит канцелярией он препятствует публикации пародий на его оды Сумарокова. Он делает административную карьеру используя риторику борьбы с немецким засилием. Споры подобного рода решались доносами. Ломоносов писал доносы на коллег немецкого присхождения.

На престол вступает император Петр Третий, поклонник Пруссии и....

Ломоносов опять становится панагеристом. О немецком засилии уже не поговоришь. И это проваливается.Очень скоро Петр смещен и на пестоле оказывается Екатерина Вторая. Он пытается действовать по той же схеме, но его подходы к Орлову (любовнику Екатерины) и ода Екатерине ему успеха н приносит. Он теряет влияние и статус. Устойчивого статуса в конечном счете он так и не преобрел.

В отличае от Тредиаковского и Сумарокова для Ломоносова функция литературы - воспевать, а не поучать или воспитывать. Никакой самостоятелбной позиции у одописца нет. Ода и не может репрезентировать подобную позицию. В этом не было необходимости, т.к. не было политической борьбы внутри страны. Никаких од императрица не заказывала и не собиралась никак их полически использовать. Единственный заказ, кот. он получил - это пьесса для развлечения. Государыня интересовалась театром. Когда Ломоносов умирает, становится понятно, что престиж все-таки был, Шуваловы пытаются это использовать. Шувалов входит в историю как покровитель Ломоносова, а не как любовник императрицы.

Миф о Ломоносове начинают использовать в 60-х 70х годах 18 века.

Писалось огромное количество сочинеий об интеллектуальном убожестве русских, Екатерина писала опровержения и Ломоносов стал необходим, чтобы писать «ответ».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.