Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шаламов - Солженицин

Длина текстов обладает семантическим значением. 50е годы - тома, 60-е рассказы. Чехов и Мапассан. Когда Чехов пишет расказы - великий писатель должен писать рассказы, понимая, что для того, чтбы остаться в культуре в качестве великого писателя - нужно писать роман. Мопассан - вынужден писать романы. Но после их появления - великий писатель может писать рассказы, они производят революцию.

Солженицин – пытается строить свою репутацию на романах, он не шестидесятник, он человек сталинской эпохи, который работает по классическим канонам. Битов - роман о том, что я не могу написать роман, покольку эпоха романов закончилась.

 

Литература и политика в России. Гейне. Блок

Лирический дневник мистических преживаний. Стихи Блока о прекрасной даме. Стихи датированы, а иногда стоит и место — чтобы ассоциировать с реальными переживаниями (исслед. Минц). Это говорит о том, что все писходило реально.

Потрясением для Блока стала война 1905 года и русско-японская война.

Необходимость вписать политческое и общественное в свои тексты и в саму концепцию литературы - задача поэта. Блок читает Иванова.

Символизм вначале строился как противовес обществено-ориентированному исксству. Блок начинает сочинять общественно-политическую публицистику. Выступает с докладом... Здесь начинают появляться квазитермины - стихи и культура, которые восходят к русской политической традиции, вероятно. Здесь их семантика довольно проста, Народ, как стихи или природа, кутура, как....

Эти выступелния имели успеха, Блок уезжает в Италию. Он пишет о необходимости быть, прежде всего художником - дихотомия политики и искусства. Это в контексте негативной реакции на неоценивших его кадетов, русских либералов. Результат — поездка — усложнение его позиции — триада - стихи, цивилизация, культура. Отрицательно оценивается именно цивилизация, включающая парламент, дейтельность коммерческой культуры и т.д.

На рубеже 1900-1910 рождается противопоставление художника и интеллегента (Блоковское). Модернистский контекст культуры возникает в качестве реакции на коммерческий успех прессы.

1909 год - умирает отец Блока, антисемит, полонофоб, но человек больших дарований. Смерть отца заставила Блока обратиться к проблематике собственного культурного генезиса, семьи и рода, Этот комплекс наследника описывается поэтом одновременно в терминах культурных и кровных. Эта тематика соотнесена с судьбами русского дворянства и русской культуры. Белинский, который уничтожает культуру Пушкина.(?)

Евгений Онегин - литературный фон Блоковской поэммы. Крсаноречивое высказывание о современности - прямой вызов Блока "цивилизации" и "культуры" Мережковских и Белинских. Русское возрождеие - символизм, связан с наследием дворянской еультуры, наследник Пушкина и Тютчева (Блок).

Убийство Столыпина. Последний дворянин (характеристика Юлока (?) 1918 год).Осознавлась Блоком, как симптомы кризиса.

Пушкин — идеальное воплощение художника (как и Стимберг, Вагнер, Гоголь) — противостощий современности. Кроме того, воплощение подлинного художника для Блока — Гейне, но это не так одназначно, как в случае с Пушкиным. Современный писатель в негативном и позитивном смысле слова. Гейне по мысли Блока причастен и к той и другой современности.

Концепт иронии - впервые проговорено Блоком в 1908 году: разница в подходе к комическому в народе и интеллегенции. Перед усмешкой мужика и ирония Гейне, и гоголевский смех сквозь слезы, умрет всякий наш смех.

Ирония, которая разлагает все святыни, смерть, любовь, дружбу и т.д. Все мы современные поэты у очега страшной заразы, пропитаны иронией Гейне.

Характеристика Гейне - иронического святотатства - от текстов Жуковского.

Ирония - дистанцированное насмешливое отношение к тому, что Блок именует святыней, губительно для подлинного искусства, из мира буржуазной современности. Однако он не отрицает свою причастность к этому миру Стих-е «К Музе». Муза Блока - это муза Гейне. "гейны" - еврейство. Блок противопоставляет газетную критику и высокую литературу. Дух рекламы и коммерции - отравляет дух литературы. Статья Искусство - писалась как антисемитский выпад. 1912 год, 6 декабря, говоря об этой статье и о сокращениях, кот. потребовала редакция газеты..... Редактор, член кадетской партии Ариадна Вильямс (?). Блок пишет: Все, что касается журналистов и еврейской сволочи, должно быть исключено... и это нужно газете. Современому читателю увидеть эти выпады тяжело. Негилизм и ирония, которой заражены современные газетные критики. Газетный язык - понижает культуру нашего времени.

1880 год. франц. филолог - взгляд на историю еврейского народа - он превращает иудаизм в фермент рационализма старого режима. Модерность (!!!) - оказывается эпохой, в которой иудаизм оказывается синхронен, нет особых различий. "Взгляд на историю еврейского народа" - филолог ориенталист - Дамстеттер(?).

Ирония, которую берет наука от ренессанса до Вольтера. Эта идея стоит у истоков антисимитской топики, еврейские иронии, разлагающие арийские духовные ценности.

Морис Олендер M. Olеnder - английский превод (в публичке).

История арийско-семитской дихотомии начинается с открытия санскрита. Эта проблематика была зациклена на праязыке. В конце 18 века англичане обнаруживают санскрит и начинат искать связи с другими евр. языками - это идея другого истока, не Еврейского. Так будет возникать классический европейский рассизм 19 века.

Граф Габино - автор текста о неравенства расс.

Леон Паляков - арийский миф - классическое сочленение, где рационализаторские концепции 19 столетия компактно прореферированы.

Еврейский дух рассуждения и разума - стоит у истоков антисемитской топики о еврейской иронии. Топика — ариец, как существо творческое, и еврей как не творческое.

1886 год - книга Эдуара Дорюмона - Еврейская Франция. В 19 веке, еврейсво, выйдя их гетто наичнает участыовать в создании европейской культуры. Это интерпретируется как имитация европейской культуры, т.к, не создали свои творческие ценности - отсюда вывод о нетворческом характере. Дух критики, иронии, размышления. Сартр - Размышление о еврейском вопросе.

Образ «еврея ирониста» - «Пол и характер» - квазиученый трактат, мизогинестический до крайности - Венинген.

Гейне, как ироник, оказывается причастен к этому своей еврейской иронической стороной. Но образ Гейне остается у Блока двойственным. Он говорил о еврейской природе Гейне, которая пронизывает его немецкие стихи, они «наполены отравленной иронией».

Эпоха выхода народных масс на историческую сцену - большивистская революция. Блок является пророком спасительных премен, он интерпретирует большевистскую революцию, как попытку спасения арийской культуры. Эта позиция и определила Блоковскую литературную деятельность. 18 год - Блок в коммисии по изданию классиков, он отвечает за немецких писателей, и прежде всего — издание Гейне. Он пытается превлечь к работе - переводу - Вингельма Зондельфрея(?) - при работе Блок формулирует задачу - он говорит об отсутствии русского Гейне. Он хочет начать сначала рецепцию, искаженную Белинским и другими. Он хочет запустить заново историческую машину, потерпевшую исторический крах прежнюю традицию. Он говорит о переводчиках, прежних Апп - Григорьев...,(??) как о последователях Пушкина. Блоковский большевизм - это большивизм справа. В этом контексте приобретает особое значение статья Блока об иудаизме и Гейне.

Аким Львович Волынский - критик, теоретик балета, автор книги о леонадро да винчи. Волынский выступил против Блока. Блок аккуратно дистанцирует Гейне от иудаизма, сближая его с Ницше и Вагнером. О чувстве природы. Волынский указывает на то, кто Гейне как иудей - не чувствителей к природе. Блок же отмечает, что Гейне чувствовал пироду, как "дай Бог всякому арийцу".

Книга А. Фон Гульбомта "Космос" - чувство природы у арийцев и семитов.

Жаботинский роман "Пятеро".

Трактар Сартра "Размышления о еврейском вопросе", "Портрет антисемита".

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антиморализм Ницше | Философия в литературе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.