Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. по дисциплине “Экономика отрасли”

Конспект ЛЕКЦИЙ

по дисциплине “Экономика отрасли”

для студентов спец. 060800 очной,

заочной и очно-заочной форм обучения

Часть 1

 

Ижевск 2002


УДК 65:334 (07) + 65:338 (07)

 

Составитель: канд. экон. наук, доцент каф. «Менеджмент» Н.Н. Пушина

 

Экономика отрасли. Учебное пособие для студентов спец. 060800 дневной, вечерней и заочной форм обучения/ Ижевск. гос. техн. ун-т. Сост. Пушина Н.Н. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2002.

 

Рецензент: канд. эконом. наук, доцент Данкова Т.П.

 

Данный конспект лекций раскрывает цели и основное содержание курса "Экономика отрасли", дает представление об отрасли как части народного хозяйства и отрасли рыночного хозяйства, определении границ и структуры отрасли. В работе также обосновывается основная цель любого предприятия – увеличение рыночной власти на товарном рынке, - с позиций достижения экономических и социальных целей предприятий.

 

 

Ижевский государственный

технический университет


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 4

1. ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА............................. 6

1.1. Понятие отрасли................................................................................... 6

1.2. Экономические границы отрасли...................................................... 15

1.3. Отраслевая структура........................................................................ 19

1.4. Факторы, влияющие на отраслевую структуру................................ 23

2. Понятие и оценка рыночноЙ власти..................................... 27

2.1. Понятие рыночной власти................................................................. 27

2.2. Оценка рыночной власти................................................................... 30

2.3. Характеристика факторов, влияющих на рыночную власть........... 37

3. Понятие и Виды конкурентных стратегий фирмы......... 42

3.1. Понятие конкурентной стратегии предприятия................................ 42

3.2. Выбор вида конкурентной стратегии фирмы................................... 45

Список использованных литературных источников.... 49

 


 

Теория организации отраслевых рынков рассматривает отраслевую организацию товарных рынков (или отраслей) с точки зрения парадигмы "структура – поведение – результат". Исследования в этой области демонстрирует какое влияние характеристики отрасли оказывают на конкурентную стратегию предприятия.

Это означает, что структура и состав отрасли, которые определяются количеством и размером действующих на конкретном товарном рынке предприятий, и зависят от технологии производства, уровня издержек и цен, качества товаров и ряда других факторов, по существу, представляют собой внешние условия, в которых функционирует каждое предприятие. В маркетинге этому понятию соответствует понятие операционной среды и макросреды предприятия. Эти внешние условия и определяют поведение каждого отдельно взятого предприятия на рынке. Причем каждое из них, стремясь к увеличению получаемой суммы прибыли (или к достижению других экономических и социальных целей), должно стремиться к росту контроля за ситуацией на товарном рынке. Это позволяет предприятию использовать монопольное ценообразование - устанавливать цены на свои товары на уровне выше предельных издержек, не сокращая значительно при этом своих объемов продаж. Однако, в установлении цены, предприятия ограничены, в первую очередь, уровнем цен, качеством товаров предприятий-конкурентов, приверженностью покупателей к конкретной марке товара и другими условиями.

Каждая из перечисленных ситуаций говорит о наличии у предприятий большей или меньшей рыночной власти в сравнении с конкурентами. Стремление же к увеличению рыночной власти в практической деятельности предприятий, в большинстве случаев, выражается в стремлении к увеличению рыночной доли. В рамках теории организации отраслевых рынков доказана зависимость между доходностью капитала предприятий и его рыночной доли, а также влияние различных факторов (таких как, стратегическое поведение конкурентов в отрасли, высота барьеров входа в отрасль, дифференциация продукта, вертикальная интеграция и др.) на прибыльность хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, сложившаяся в отрасли конкурентная ситуация влияет на поведение каждого участника рынка, что, в конечном итоге, определяет результат его хозяйственной деятельности.

Курс "Экономика отрасли" является одним из так называемых "продвинутых" курсов "Микроэкономики", в рамках которого и изучается поведение рыночных субъектов в условиях отраслевой организации товарных рынков, в условиях конкуренции этих предприятий за покупателя на одном отраслевом или товарном рынке с целью увеличения его рыночной власти.

Однако, термин "рыночной власти" не имеет широкого распространения в практической деятельности предприятий, в маркетинге ему соответствует понятие "конкурентного преимущества". Это обусловлено тем, что большей рыночной властью обладают те предприятия, которые имеют преимущества над конкурентами.

Данное пособие дает общее представление о понятиях "отрасли" и "рыночной власти", о взаимосвязи рыночной власти отдельного предприятия и его преимуществ в чем-либо над конкурентами. В пособии также дается общая характеристика факторов, которые могут использовать предприятия с целью увеличения своей рыночной власти.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятие отрасли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.