Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не забыть о других показателях эффективности : социальной, экологичесаой и др. !!

Сущность и показатели эффективности деятельности предприятия

Деятельности предприятия и его финансового состояния

Оценка эффективности

Тема 19

 

 

Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффек­тность» относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект - величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.

Появление относите показателей т.е. эффективности связано с тем, что на основе показ эффекта нельзя оценить успешность работы предприятия.

Экономическая эффективность - это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность - величина относительная, получаемая результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.

Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как) отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Например, на предприятии может быть такая ситуация, когда. достигнут значительный экономический эффект, выраженный полученной прибыли при относительно низкой экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величиной экономического эффекта.

Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести одним каким-либо показателем.

Многообразие свойств и признаков различных видов проводственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и многообразие показателей. При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому одно­значно можно было бы судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают раз­личные стороны деятельности предприятия.

Показатель – это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи. В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показате­лей, разработаны методы их расчета и учета, но они были рас­считаны на централизованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как в части их расчета и учета, так и роли в обосновании реше­ний претерпела и претерпевает определенные изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке дея­тельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем вало­вой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигают­ся показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных показателей. Ориентировка производства на удовлетворение спроса резко усилила значение оценки различ­ных вариантов удовлетворения спроса.

Все показатели, исходя из требований рынка, можно разде­лить на:

1)оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровни развития или результатов той или иной деятельности;

2)затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.

Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводи­мого анализа. К примеру, показатель «издержки производства» в одном случае может рассматриваться как оценочный, характе­ризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. То же можно сказать о значимости показателей. Это во многом зависит от ха­рактера (вида) деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в оди­наковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в компании, а акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс ак­ций, который зависит от темпов роста объема их продаж.

В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.

Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным, что обусловлено сущностью товарнo-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Ими являются: оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставный фонд, задолженность и др.

Относительные показатели выделяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д.

К ним относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.

Структурные показатели - по расходам, капиталу, доходам - характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.

Приростные показатели отражают свое изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например, изменения •ставного фонда за год, прибыли за год и т.д.

Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из [их могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновременно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число контролируемых показателей входят: выручка от реализации, объем продаж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта в обороте и др.

Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется система показателей (табл. 20.1).

Таблица 20.1

Система показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Показатели Характеристика Способ расчета
I. Производительность труда (пок-ли хар эфф исп труд ресурс-в)
1. Выработка Отражает количество продук­ции, произведенной в единицу рабочего времени или прихо­дящееся на одного среднеспи­сочного работника в месяц, квартал, год Отношение количества произведенной продук­ции к затратам рабочего времени на производство этой продукции
2. Трудоемкость Величина, обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы про­дукции Отношение затрат труда к объему продукции
II. Показатели использования основных фондов (средств труда)
1. Фондоотдача Отражает количество произве­денной продукции в расчете на 1 руб. основных производст­венных фондов Отношение годового объема реализованной продукции к среднегодо­вой стоимости основных производственных фон­дов
2. Фондоемкость Показатель, обратный фондо­отдаче. Отражает стоимость основных производственных фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции Отношение среднегодо­вой стоимости основных производственных фон­дов к годовому объему реализованной продук­ции
2-а.Относ экономия (перерасход)    
3.Фондовоору­женность труда? Характеризует оснащенность работников предприятия ос­новными производственными фондами Отношение среднегодо­вой стоимости основных производственных фон­дов к среднесписочной численности работников.
4.Коэффициент интенсивности использования оборудования Характеризует эффективность использования оборудования Отношение фактического объема выпущенной про­дукции к установленной производственной мощ­ности оборудования (пропускной способно­сти)
III. Показатели эфф. использования оборотных средств
1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Показывает, сколько оборо­тов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год) Отношение объема реали­зованной продукции за отчетный период к средне­му остатку оборотных средств за этот же период
2. Коэффициент закрепления оборотных средств Показатель, обратный коэф­фициенту оборачиваемости оборотных средств. Характе­ризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации Отношение среднего остат­ка оборотных средств за отчетный период к объему реализации за этот же пе­риод
3. Длительность одного оборота Показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции Число дней в отчетном периоде, деленное на ко­эффициент оборачиваемо­сти оборотных средств
Относ экон или перерасх об средств    
Материалоемкость продукции Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции Отношение суммы матери­альных затрат, включенных в себестоимость реализо­ванной продукции, к ее объему
5. Материалоотдача Показатель, обратный мате­риалоемкости продукции. Отражает количество произ­веденной продукции в расче­те на 1 руб. материальных ресурсов Отношение объема реали­зованной продукции к сумме материальных затрат
[V. Показатели рентабельности (
1. Рентабельность продукции Эффективность затрат, про­изведенных предприятием на производство и реализацию продукции Отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на производ­ство и реализацию продук­ции
2. Рентабельность производства Характеризует прибыльность (убыточность) производст­венной деятельности пред­приятия за определенный период времени (год, квар­тал) Отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных про­изводственных фондов и нормируемых оборотных средств
3. Рентабельность продаж (оборота) Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной про­дукции Отношение прибыли к средней за период величи­не чистых активов
4. Рентабельность имущества пред­приятия Показывает, какую прибыль получает предприятие с каж­дого рубля, вложенного в активы Отношение чистой прибы­ли к средней за период величине чистых активов
5. Рентабельность собственного ка­питала Показывает эффективность использования средств, при­надлежащих собственникам предприятия. Служит основ­ным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже Отношение чистой прибы­ли к средней за период величине собственного капитала
             

В условиях рынка важное значение имеют показатели каче­ства продукции или оказываемых услуг, так как качество про­дукции сильно влияет как на повышение конкурентоспособнос­ти товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее уве­личивает объем продаж, а, следовательно, и рост прибыли.

Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения. Например, для продуктов пита­ния главным показателем является содержание полезных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.); для тканей, трико­тажа и нетканых материалов - прочность окраски, степень усад­ки, прочность на разрыв; для швейных и трикотажных изделий -соответствие моде. Для оценки товаров длительного пользова­ния применяются показатели экономичности, надежности, дол­говечности, степени учета требований технической эстетики.

В данном случае под экономичностью понимаются такие свой­ства продукции, которые дают экономию средств как в произ­водстве изделия, так и в процессе его эксплуатации. Так, после­днее поколение телевизоров отличается меньшими габаритами, весом, меньшим потреблением электроэнергии и т.д.

Систематический и всесторонний анализ эффективности дея­тельности предприятия позволит:

быстро, качественно и профессионально оценивать резуль­тативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

точно и своевременно находить и учитывать факторы, влия­ющие на получаемую прибыль по конкретным видам производи­мых товаров и предоставляемых услуг;

определять затраты на производство (издержки производ­ства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;

находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективах.

При рассмотрении показателей важно отметить, что рыноч­ные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса долж­ны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые). Так, во многих отраслях пищевой промышленности (консервная, сахарная и др.) большое значение в целях снижения издержек производства имеют степень глубины переработки сырья, исполь­зование вторичного сырья и пр.

Важно усвоить, что нет и не может быть такого показателя хозяйственной деятельности, который годился бы на все случаи жизни. Для того чтобы развиваться в условиях острой конкурен­ции, руководитель (предприниматель) должен видеть, чувство­вать результаты всех видов деятельности, а это означает, что не­обходимо формирование системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот!
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.