Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология массового сознания и общественной мысли




 

Как известно, выделяют маленькие, большие социальные группы и так называемую массу.

Кроме деления групп на большие и маленькие существует деление на первичные и вторичные группы, формальные и неформальные, референтные и др.

К первичным группам относят семьи, соседские и приятельские группы, которым присуща большая "теплота", чем в других группах, отношения.

Вторичные группы это формализованные структурные сообщества, созданные на официальных основах: коллективы предприятий, учреждений, воинские, полицейские подразделы и т.п.. В таких группах отношения менее "теплые" и эмоциональные, а больше формализованные и сорганизованные.

Формальные группы характеризуются отношениями между членами группы, которые обусловленные официальными нормами: законами, уставами, инструкциями, приказами, штатной росписью.

Неформальные группы это группы, где контакты между людьми регулируются взаимоотношениями симпатии, нормами, которые сложились стихийно, или нормами неофициальных институтов ("дружба").

Референтные группы это группы, с которыми человек идентифицирует себя, считая их за определенный эталон, образец поведения, критерий деятельности. С этой группой человек сравнивает свои поступки, действия, статус, сознание, вкусы и др. За большим счетом, референтная группа ориентирует человека на конкретный путь социализации, выбор соответствующих жизненных альтернатив. Люди всегда стараются належать, войти в референтную группу, поскольку именно с ее помощью они оптимально самореализуются, самоусовершенствуются.

Под маленькой группой понимают немногочисленное сообщество людей, которые находятся в наиболее непосредственном психологическом контакте [76, 284}.

Несмотря на то что маленькие группы существенным образом различаются, их наиболее частое классифицируют за такими признаками: время существования; степень тесноты контактов между членами группы; специфика целей, которые ставит перед собою группа; демографические признаки (возраст членов группы, их пол, профессия и др.).

Маленькими группами есть семья, небольшой трудовой коллектив, студенческая, ученическая группы, временные творческие коллективы и др. Каждая из таких групп получается на основе определенных ценностей, интересов, ориентаций.

Общественное отношение в маленьких группах имеют форму непосредственных личных контактов. Ориентировочно маленькие группы насчитывают 3-7 мужчина.

Мали группы бывают первичные (семья, группа друзей, соседи) и вторичные (непосредственные контакты между членами группы отсутствуют).

Мали группы можно также классифицировать как формальные и неформальные, где есть членство, и референтные (люди принимают нормы таких групп, но реально в такие группы не включенные).

Различают два вида больших социальных групп: те, что возникли стихийно, случайно (толпа, публика, аудитория), и собственное социальные группы (классы, нации, женщины, молодежь, профессиональные группы и др.).

Специфическими регуляторами поведения людей в больших социальных группах, в отличие от маленьких, являются обычаи, традиции, мораль.

Масса — это большая количество людей, которые определенное время находятся в непосредственном контакте (например, пикет, манифестация, митинг, демонстрация). К понятию "масса" близкие, хотя и не тождественные нему, понятия "толпа", "гурьба", "публика". Вместе с тем и массу, и толпу образовывают отчужденные человеческие индивиды, которые имеют личные интересы, которые не совпадают с интересами других людей. Итак, это "временное сообщество" людей, объединение которых является случайным, стихийным, кратковременным.

"Стремления к увеличению, — пишет Э. Канетти, — это первое и основное свойство массы. Она захватывает всякого, кто находится в границах ее достижимости... Естественная масса — это открытая масса: ее увеличения ничем не ограниченное. Домов, двери, замков она не признает, все, что затворенное — подозрительное для нее. Открытая масса существует, пока растет. Ее распад начинается только что она перестает расти" [41, 185}.

Не ли подробнейшее характеризует массу Г. Лебон. Он считал, что масса ничего не делает умышленно; не способная к долговременному желанию; между желанием и его осуществлением не допускает никакой временной отсрочки; не имеет понятия о невозможности чего-нибудь; склонна к крайностям, не проявляет не решительности, волнений; возбуждается лишь в связи с чрезмерным раздражением; подвластна магии слова; никогда не стремится к Истине; не может обойтись без вождя.

За всех расхождений в индивидуальной психологии масса, толпа все-таки временно образовывают определенную общность, которая имеет что-то наподобие "коллективной души".

Масса, толпа опасные тем, что человек в них теряет собственные черты и свойства, чувства ответственности. Здесь действует психология непреодолимой силы, способной на то, на что отдельное лицо никогда не отважится. По определению Э. Канетти, 3. Фрейда, в массе, толпе даже интеллигентный человек становится варваром. Рассматривая массу, толпа как деструктивную, разрушительную силу, Г. Лебон считал, что толпа делится на два типа: гетерогенный (разнородный) — невыразительный, уличный (собрания людей в суде, театре, парламенте) и гомогенный (однородный) — секты, классы, касты. По мнению Г. Лебона, большую власть над толпой имеют сумасшедшие, галюцинаты, эпилептики, которых он часто избирает своими вождями. Однако от таких вождей толпа быстро избавляется, меняет. Именно ярко выраженная бездарность, а не умный и освещенный человек есть идеалом толпы. Образованность, талант лидеру толпы скорее мешает, чем помогает.

Масса, толпа верят словам и призывам лидеров, вождей и подчиняются им, интенсивно, подсознательное выполняют их приказы и потому способные на нечеловеческие действия и поступки.

Психологию массы, толпы активно используют в политической борьбе оппозиционные, деструктивные силы. Примеров этого имеем довольно в любых странах, в том числе посткоммунистических, в Украине. Наиболее опасно при этом то, что каждый член массы, толпы полностью уверен в безнаказанности своих действий. Им руководит энергия деструктивизма, своеволия, агрессии, которая представляет элементарную угрозу, как для других людей, так и для общества вообще.

Масса имеет специфические психологические особенности. Итак, речь идет о психологии массового сознания.

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощение. Это особый, специфический вид сознания общества, присущий огромному количеству людей ("массе", "массам") [86, 166\.

В "идеале" массовое сознание могла бы равняться сумме сознаний отдельных индивидов, социальных групп. Однако, объективно это невозможно, а потому речь идет о массовом сознании как собранию (объединению или перекрещиванию) основных, наиболее значащих компонентов определенного количества разнообразных (больших и маленьких) групп общества.

Массовое сознание имеет специфические признаки. Это качества, которые отвечают определенной массе людей в конкретное время. Иначе говоря, в массовом сознании сконцентрированные знания, представления, ценности, нормы, которые разделяет определенная совокупность индивидов. Они формируются в процессе общения, общего восприятия социально-политической информации, определения отношения к ней.

Понятия "массы", как уже отмечался, весьма непостоянное, ситуативное, а потому субъект массового сознания не является постоянным, целостным образованием. Иначе говоря, массовое сознание следует рассматривать в контексте максимально определенной "массы", времени, ситуации, так как типологизировать ее весьма сложно, а временами просто невозможно.

При всей противоречивости и несогласования относительно типологизации массового сознания все-таки можно выделить такие основные ее типы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.