Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий чистый тип —активистский




Второй чистый тип —подданнический.

Первый из чистых типов —патриархальный.

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР.

 

На пересече­нии характеристик субъекта и объекта вырисовывается лич­ный профиль политических ориентации опрашиваемого че­ловека. Во всяком случае, такой методикой пользовались известные исследователи политической культуры.

Массо­вое изучение таких психологических профилей должно, по их мнению, дать тип национальной политической культу­ры.

Примеры: Накануне президентских выборов 1995 года во Фран­ции политологи Французского национального фонда поли­тических наук предприняли опрос более чем 4000 человек и эти данные будут в 1996 году сравнены с итогами анало­гичного исследования накануне президентских выборов в США. Такие масштабные проекты позволяют уточнять, как развиваются те глубинные тенденции, выявленные в ис­следованиях 60-х годов Алмондом и Вербой.

Уже на основании тех первых исследований были вы­сказаны гипотезы относительно важнейших типов полити­ческих культур.

Сейчас, предложенная американскими по­литологами классификация трех основных и нескольких смешанных типов политических культур, признана класси­ческой.

СУТЬ: Та­кая система единовластно управляется вождями и характе­ризуется полным отсутствием у граждан какого-либо инте­реса к политической системе и требует от них слепого под­чинения. Этот тип встречается у отсталых племен, но его проявления продолжают влиять и на вполне современные общества. Китайская политическая культура, например, содержит немало элементов патриархального типа.

СУТЬ: Он отличает­ся сильной позитивной ориентацией граждан на полити­ческую систему и слабой степенью личного участия. Он сформировался в условиях феодального общества с выра­женной иерархичностью отношений между разными «эта­жами» политической системы. Нижестоящие подданные согласно традиции должны с почтением относиться к сво­ему сеньору. «Почитательная» модель отношений и до сих пор сильно ощущается во многих политических культурах. Она проявляется в том, что лидеры ожидают от своих последователей не преданности деду, а личной лояльнос­ти, которая и становится главной добродетелью тех, кто стремится сделать карьеру в политике. Следует отметить, что в подданнической культуре почтительность к лидеру может сочетаться и с высоким гражданским сознанием и личным участием.

 

 

СУТЬ: Он отличается стремлением граждан играть существенную роль в полити­ческих делах и их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интерес,и, собственно, актив­ность, и позитивное отношение к политике.

 

В реальности чистые типы не встречаются. Их различ­ные сочетания дают смешанные типы: патриархально-под­даннический, подданнически-активистский и др. Один из этих смешанных типов, получивший название «гражданс­кой культуры» и представляющий смесь подданнических и активистских элементов, по мнению Алмонда и Вербы, ха­рактерен для английской и американской культур.

 

Для изучения типов политических культур важное зна­чение имело выделение понятия субкультуры.

СУТЬ: Оказалось, что одни национальные культуры были внутренне моно­литными, а другие, получившие название фрагментарных, состоялииз весьма разнородных частей. Эти вкрапления и были названы субкультурами:

 

1. В политологии принято, го­воря о национальной политической культуре, понимать под этим термином не политическую культуру того или иного этноса, а государственное образование.

 

2. В небольших и мо­нонациональных странах, например, в Армении, эти поня­тия могут совпадать.

 

3. В многонациональных же образова­ниях (например, в Индии, США, России и других) каждая национальная культура имеет и ряд этнических субкуль­тур.

Так, в современной России политические субкультуры кавказских народов сильно отличаются от татарской, якут­ской или центральнороссийской субкультур. Не всегда по­литики понимают, что их решения об экономической по­мощи разрушенным чеченской войной районам не могут перевесить антироссийские настроения, ожившие под вли­янием традиций горских народов, сложившихся в ходе сто­летней войны с Россией.

 

Второй тип субкультур, на который обратили внима­ние исследователи, был назван субкультурами протеста или «враждебными субкультурами» (термин Д. Белла).

СУТЬ: Движения протеста, возникшие в 80-е годы, обратили на себя внимание тем, что в них концентрировались новые политические ценности, не совпадавшие с официальны­ми. Примером такого движения стало движение борцов за чистоту окружающей среды. Сторонники только одной организации Гринпис собирают миллионы людей в под­держку своих акций. Последние выступления против ядер­ных французских испытаний вызвали небывалый взрыв массовой активности, практически, во всем мире.

 

В США для многих оказался неожиданным «марш миллиона чер­ных мужчин» в октябре 1995 года. Потенциал протеста, который внимательно изучают политологи, подчиняется не только ситуативным факторам, но и складывается в достаточно устойчивую среду, в которой вызревают но­вые политические культуры.

 

Третьей субкультурой, на которую обратили внимание еще в 60-е годы, стала молодежная субкультура. Она не­однородна ни по своей политической направленности, ни по ценностям иного порядка. Объединяющим ее момен­том является демографическая группа, ставшая ее базой — молодежь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.