Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные преимущества лицензионных соглашений

Передача технологий на коммерческой основе

Торговля товарами и услугами

Прямое зарубежное инвестирование

Каналы и формы обмена технологиями. Технологический платежный баланс

Обмен технологиями – в рамках разных форм МЭО.

Основные каналы передачи технологии:

· Создание зарубежных филиалов и дочерних компаний

· Стратегические альянсы

· Слияния и поглощения ТНК, ведущих инновационных производств

В основном новые технологии создаются в развитых странах. Развивающиеся страны в большинстве своем – потребители технологий. Новые технологии – Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Аргентина, Южная Африка, Россия.

Новейшую технологию просто так никто не продаст.

Товар – овеществленные технологии.

Рост значения международной торговли для передачи технологии.

2006 г. – доля высокотехнологичной продукции в экспорте стран G7 – 20%.

 

Формы передачи технологии при международной торговле

· Трансграничная торговля – передача технологии или ее диффузия на основе торговли товарами, высокотехнологичными видами услуг, когда технология выступает как компонент товара или услуги

· Потребление услуг за рубежом – ведется торговля технологиями

· Коммерческое присутствие – обмен знаниями, миграция рабочей силы

· Миграция физических лиц как поставщиков услуг – подготовка кадров, обмен знаниями.

 

Услуги, как правило, сопровождаются дальнейшими связями, тесным сотрудничеством. Формы: внутрифирменные поставки, стратегические альянсы и т.д.

Передача технологии как таковой, т.е. ее продажа.

· В рамках патентно-лицензионной торговли на контрактной основе между компаниями, на основе лицензий, в рамках совместных предприятий, стратегических альянсов (платежи за технологии – roalty).

· Объем международного лицензирования в 2004 г. – 100 млрд. долл. (главные игроки – фирмы, частный сектор).

· Мировой объем поступлений и платежей роялти (2006 г.) – 155 млрд. долл.: ЕС – 58 млрд., Северная Америка – 66 млрд. долл., Азия – 25 млрд., Южная и Центральная Америка – 1 млрд. долл.

· Главные страны-получатели роялти: США (62 млрд. долл.), ЕС-25 (50 млрд. долл.), Япония (20 млрд. долл.)
Россия – 11 место (300 млн.)

· Основные плательщики роялти – ЕС-25 (65 млрд. долл.), США (26 млрд.), Япония (16 млрд.), Сингапур (10 млрд.), Канада (7 млрд.)
Россия – 12 место (2 млрд.). Россия – нетто-плательщик роялти.

Главная особенность лицензионного соглашения - основным объектом является документация. Кроме того, у владельца (лицензиара) сохраняется право собственности на технологию, которая передается на платной основе во временное пользование другой стороне лицензионного соглашения (лицензиату).

 

· В отличие от ПЗИ получатели – непосредственно национальные предприятия, а не дочерние ТНК.

· По сравнению с МТ (где объект – товары), международные лицензионные соглашения направлены на освоение новых методов производства.

Ограничения:

· нет полной информации о технологии. Риск приобретения устаревшей технологии.

· противоречия интересов лицензиара и лицензиата (лицензиар боится конкуренции со стороны лицензиата).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и роль информации и технологии в мировой экономике | По целям (методология МВФ)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.