Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы социального управления




К законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

К законам управления относятся:

Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой.

Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.

Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма — системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.

Одним из основополагающих законов управления является закон экономии времени, который характеризует эффективность управления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь: материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления, решение любого вопроса в управлении в более короткое время, своевременно оказывает положительное влияние на конечный результат.

К числу основополагающих законов социального управления относятся также:

Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.

Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.

В конце XX века изменилась парадигма общественного развития — не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является и главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.

Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная — объективно-субъективная.

Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экономическим базисом общества, но в такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, а не только экономической, во многом определяют в целом темпы социального прогресса.

Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т. п. Поэтому, чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.

Характер субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной главной цели над целями каждой подсистемы.

4. Принципы социального управления

Слово "принцип" происходит от латинского слова "principium",что означает начало, основа. Принципы — исходные, коренные положения какой—либо теории, учения или науки. Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и пра­вила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Принципы управления можно разделить на общие, организационно—технологические и частные. Все они взаимосвязаны между собой, и только целостное их применение обеспечивает успех в управлении.

Принципы развиваются, совершенствуются, конкретизируются, вся система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на все новом опыте, его анализе, осмыслении и обобщении. Так, по мере формирования рыночной экономики одни принципы управления исчезают (или сужается сфера их проявления), с другой стороны возни — кают новые принципы и расширяется сфера их проявления.

4.1. общие принципы социального управления

Общие принципы управления действуют прежде всего во всех ди­намичных системах: биологических, социальных и искусственно—технологических. Это — стратегические нормы управления. Кроме того, есть общие принципы, которые присущи всем видам социальной управленческой деятельности (экономическому, технологическому, политическому и духовному). Каждый из них лишь теоретически можно изложить отдельно. В реальной жизни все они тесно взаимосвязаны и дают максимальные результаты лишь в своей совокупности.

 

  1. Принцип социальной ориентации управления. Среди трех основных факторов системы управления (финансы, техника, люди) на первом месте находится человеческий капитал. Затраты на человека рассматриваются не как издержки, а как активы компании, которые необходимо грамотно использовать. В деятельности современного менеджера должны преобладать социально-экономические и психологические методы управления.
  2. Принцип научной обоснованности. Все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов. Принцип предполагает целенаправленное воздействие на систему в целом и на отдельные ее элементы на основе познания и использования объективных закономерностей в процессах обеспечения оптимального функционирования всей системы.

В толковании действия объективных закономерностей встречаются две неверные точки зрения.

1). Субъективистская (объективные законы общества отождествляются с юридическими нормами;

2). Абсолютизация объективных явлений и отождествление их со стихийностью.

Искусство социального управления заключается в умении использовать на практике объективные закономерности. Одновременно необходимо учиться управлять и случайными явлениями.

  1. Принцип системности. Упорядочение системы. Управление призвано обеспечивать и совершенствовать структурное и функциональное единство системы, вскрывать и устранять препятствия на пути к цели, нейтрализовать возмущающие воздействия как внутри системы, так и вне ее. В деловой практике принцип системности означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, кооперацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений, экономических социально—политических и культурных проблем в процессе управленческих задач. Если упустить один из этих факторов, проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование.
  2. Принцип эффективности (оптимальности). Достижение поставленной цели в возможно короткий срок и при минимальных затратах средств и человеческой энергии. Важную роль играют социологические эксперименты, социальные исследования, которые помогают раскрыть общественные процессы во всей их сложности и многообразии, дают управляющим органам достоверную информацию, позволяя оценить эффективность той или иной системы управления.
  3. Принцип демократизма. Демократическое управление дает возможность втянуть в активную жизнь разнородные общественные структуры, охватывающие значительную часть членов общества, сопоставить их интересы, найти возможные общие подходы к решению проблем. Это обеспечивается наличием в системе широкого спектра прямых и обратных связей, пронизывающих ее не только по вертикали — в соответствии с иерархией подчинения, но и по горизонтали — на основе совместных интересов.
  4. Принцип состязательности, конкуренции. Жизнеспособность системы зависит от того, в какой степени в ней развиты состязательные начала. Роль конкуренции состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей социально—экономического развития, что выражается в сравнении, отборе и превращении в общественное достояние лучших способов производства и хозяйствования.
  5. Принцип стимулирования. Нельзя управлять общественными процессами, не научившись управлять мотивами человеческих поступков. Эту объективную потребность общественного развития отражает принцип рационального стимулирования. Наиболее общим выражением этого принципа является сочетание материальных и моральных стимулов повышения трудовой активности.
  6. Принцип саморегулирования. Основывается на понятиигомеостазиса, позволяющего противостоять воздействию извне и перестраиваться в целях самосохранения, саморазвития системы.

В настоящее время формируется новая картина мира. Суть ее: переход от рассмотрения мира, как несовершенной системы, которую можно и нужно строить, перестраивать, улучшать, ускорять к представлению о мире, как самоорганизующемся, саморегулирую­щемся организме. Поиск и учет самоорганизационных начал ста­новится чрезвычайно важным в управлении. В этой связи необходимо уйти от упрощенного представления об управлении в чисто административном смысле и рассматривать это понятие во всей его сложности, с учетом механизмов саморегулирования и саморазвития. И сам термин "управление" должен быть расширен и переосмыслен: не навязывание волевых решений "сверху", а опора на естественные процессы саморегулирования общества. Главное в целостной системе социального управления - сохране­ние баланса регулирования и саморегулирования

 

4.2. Организационно-технологические принципы

 

1. Принцип разделения труда. Означает, что вся деятельность организации управления расчленяется на простейшие операции. Каждое звено этой организации имеет строго и формально (строго) отработанные обязанности. Разработка системы стандартов, формальных правил вызвана необходимостью обеспечить единообразие в осуществлении каждого задания, независимо от числа лиц, занятых его выполнением. Четкие правила и инструкции определяют ответственность каждого члена фирмы в координации их деятельности. Строгое следование общим стандартам при решении специфических вопросов элиминирует возможные отклонения, вызываемые индивидуальными различиями.

Успех в социальном управлении обеспечивается прежде единством действия лиц, служб и организаций, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли этих лиц, служб и организаций, ясное распределение компетенций, функций и прав их в этом общем деле. Суть организационных вопросов состоит, как известно, в том, чтобы каждый имел для этого необходимые права, и, неся в их пределах всю полноту ответственности, занимался своим делом. Каждый наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач

2. Принцип иерархичности и обратной связи. Заключается в создании многоступенчатой (скалярной) структуры управления, при которой первичные звенья (нижний уровень) управляются своими органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся более высоким по иерархии органом управления. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим лицом за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему лиц. Для того, чтобы нести ответственность за работу последних, он должен иметь авторитет, власть над ними, право давать приказания.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев управления осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее действие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса. Множество обратных связей внутри системы управления позволяет многократно дублировать информационные сигналы и ко­манды, затрудняя для бюрократических структур возможность скрыть или исказить эти сигналы в собственных интересах

3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации. Существует неразрывная взаимосвязь между децентрализмом и централизмом, что находит выражение в диалектическом сочетании административного и самоуправленческого начал в социальном управлении. Необоснованный крен в сторону централизма ограничивает инициативу, самодеятельность работников. Что касается другой крайности, связанной с перекосом в сторону безбрежного демократизма, то она способна породить анархические и другие отрицательные тенденции. В силу этих причин установление правильного соотношения между децентрализмом и централизмом является одной из основных проблем совершенствования социального управления.

Проблема сочетания централизации и децентрализации в управ­лении состоит в оптимальном распределении (делегировании) пол­номочий при принятии управленческих решений, то есть вышестоящее лицо должно делегировать ответственность за часть вопросов своим подчиненным. Принцип сочетания централизации и децентрализации предпо­лагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности.

 

5. Методы социального управления

Метод управления это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

 

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть:

· их направленность — выражает их ориентированность на конкретную систему (объект) управления;

· содержание — специфику приемов и способов воздействия;

· организационную форму — специфическое воздействие на реально сложившуюся ситуацию.

Данное воздействие может быть.

· прямым (указания, требования и др.);

· косвенным (стимулирование и др.).

В практике управления одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации), которые дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

Можно выделить основные методы социального управления:

a) социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения общественной активности людей;

b) экономические, обусловленные экономическими стимулами;

c) организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

d) самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.