Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Красноярский край, Таймырский, Эвенкийский автономные округа, Республика Хакасия), Тыва (Республика Тыва)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Дальний восток

Восточная сибирь

Красноярский край, Таймырский, Эвенкийский автономные округа, Республика Хакасия), Тыва (Республика Тыва), Байкал и Прибайкалье (Иркутская обл., Усть-Ордынский бурятский автономный округ, Республика Бурятия, Читинская обл., Агинский бурятский автономный округ)

Якутия (Республика Якутия),

Магадан и Чукотка

Камчатка, Сахалин и Курилы, Приамурье и Приморье (Амурская обл., Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная обл.).

Зинатуллин Артур Зуфарович

предмет и система экологического права

1. предмет Э права

2. методы Э права

3. принципы Э права

4. система Э права

5. соотношение Э права с другими отраслями права

 

(1)

предмет Э права определяется в настоящее время экологическим и (природоохранным законодательством) природоресурсным законодательством. Таким образом предметом экологического права являются общественные отношения по охране окружающей среды и использованию ее природных ресурсов (легальное определение предмета Э права).

 

Составляющие элементы:

- общественные отношения (взаимодействие субъектов Э права). Субъектами признаются все физические лица, а так же РФ ее субъекты и муниципальные образования. Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц, которая направленна на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов а так же предотвращение негативного воздействия в хозяйственно и иной деятельности (например: гос и экологический контроль, гос земельный контроль и т.д.). использование природных ресурсов это эксплуатация природных ресурсов с целью извлечения полезных свойств (например: добывать полезные ископаемые из недр; возводить здание,строения,сооружения на земельных участках и др.).при определении предмета Э права необходимо так же выделять объекты экологических отношений. Они закреплены в ст.4 ФЗ «об охране окружающей среды» (ООС), это земля, недра, почвы, леса, водные объекты, животные, атмосферный воздух и др.

 

(2)

присутствуют 2 основных правовых метода:

 

административно-правовой метод. Наиболее широко применяется в экологическом праве так как природоохранное и природоресурсное законодательство содержит много запретов, ограничений и даже принуждений в определенных случаях. Форма проявления — это экологическое лицензирование, экологического нормирование, экологическая сертификация, государственный экологический контроль и меры ответственности.

 

Гражданско-правовой метод. В меньшей степени проявляется в экологическом праве. Формы проявления — сделки с природными ресурсами (конкретизированы в природоресурсных законах; предусмотрены договоры аренды лесных участков, водопользования и др.); возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды. Положения о возмещении экологического вреда конкретизированы в ст.77 ФЗ об «ООС». Экологический вред утверждается по возмещенным методикам и таксам исчисления размеры вреда.

 

Кроме перечисленных методов выделяются и другие методы, например, метод экологизации, который заключается в проникновение экологических норм в НПА других отраслей законодательства (например ст.209 ГК). Или метод стимулирования, который основан на плате за негативное воздействие на окружающую среду.

 

(3)

выделяются принципы экологического права и принципы экологического законодательства. Принципы экологического права отражают научную позицию, подход определенного ученого и отражены в учебной литературе (обязательной правовой силы не имеют). Принципы экологического законодательства делятся на 2 вида: природоохранные принципы ст.3 ФЗ об «ООС» природоресурсные принципы которые закреплены в соответствующих природоресурсных законах.

ст.3 ФЗ об «ООС» содержит 23 природоохранных принципа, в частности это принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду (реализуется через экологическое нормирование); принцип презумпции экологической опасности любой хозяйственной деятельности (реализуется через 2 института ОВОС и Экологическая экспертиза); принцип возмещения экологического вреда; принцип ответственности за нарушение экологического законодательства.

 

Природоресурсные принципы определены практически в каждом природоресурсном законе.

Принцип платности. Формы: арендная плата и налог (сбор).

Принцип целевого использования природного ресурса. Например в земелльном кодексе этот принцип реализуется через установление категорий земель. Выделяются 7 категорий (земли с/х назначения и др.)

 

система Э права раскрывается в 3 аспектах. Это отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Отрасль права. Все институты организованы в общую и особенную части экологического права. В общую часть входят институты, которые распространяются практически на все институты особенной части. Например это право собственности на природные ресурсы. Особенная часть по своей сути представляет природоресурсное право, так как в её рамках раскрывается правовой режим недр (выделяют подотрасль как горное право), раскрывается правовой режим водных объектов (водное право), правовой режим лесов (лесное право) и т.д.

Наука Э права. Совпадает с отрасль. Большее внимание уделяется теории истории и методологии. Исследуется история возникновения экологических отношений, изучается вопрос о структуре экологического права (деление его на природоохранные и природоресурсные), исследуются межотраслевые связи экологического права с другими отраслями права.

Учебная дисциплина. Совпадает с отраслью права, но дополнительно к общей и особенной части выделяется специальная часть экологического права, а именно, международное экологическое право. В рамках учебной дисциплины особое внимание уделяется преподаванию, вопросам теории, нормам права и практике их применения.

 

ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

 

1. понятия и особенности источников

2. законодательство РФ как источников

3. законы республики Татарстан как источники

 

под источниками экологического прав понимаются НПА регулирующие общественные отношения по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Источники Э прав имеют ряд особенностей: а)в соответствии со ст.72 конституции РФ экологическое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Совместное ведение означает: на фед. уровне устанавливаются принципы, общие положения, а субъекты РФ реализуют их с учетом своих региональных особенностей (например, Э кодекс РТ); б) экологические нормы содержатся не только в специально Экологическом законодательстве но и НПА других отраслей (например, в ГК,Налоговом, УК и т. д.).

 

Законодательство РФ. 1 место занимает конституция РФ. она содержит ряд положений, на которых основано современное экологическое право. Во-первых, это ч.1 ст.9 конституции, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Рф,как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Во-вторых, ч.2 ст.9 конституции, закрепляющая многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы. В-третьих, ст.42, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. ст.72, относительно совместного ведения РФ и ее субъектов.

 

ФЗ можно условно разделить на 3 группы: природоохранные законы, природоресурсные законы и законы иных отраслей.

 

В основе природоохранных законов находится фед.Закон от 10.01.2002 года «об охране окружающей среды». По своей структуре состоит из 16 глав и 83 статей. По содержанию: 1) в ст.1 вводит основные понятия экологического законодательства и дает им определение; 2) расширяет перечень принципов экологического законодательства с 6 по старому закону 1991 года, до 23; 3) объекты охраны дополнены околоземным космическим пространством, однако, сам закон не содержит каких-либо норма, направленных на охрану этого самого околоземного космического пространства; 4) предусматривает экологические требования ко всем стадиям хозяйственной деятельности, в частности к стадии проектирования, стадии строительства, стадии ввода объекта в эксплуатацию и др.; 5) впервые в истории Российского экологического законодательства предусматривает специальный срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающей среде в 20 лет; 6) предусматривает порядок определения экологического вреда.

Так же в качестве источника можно выделить ФЗ «об экологической экспертизе». Значение данного закона — он предусматривает обязательное проведение государственной экологической экспертизы в отношении НПА, проектов, обоснований лицензий, реализация которых может негативно сказаться на окружающей среде. Без положительного заключения финансирование и реализация этих проектов запрещены.

 

Природоресурсные законы.

Водный кодекс РФ. 1) расширил перечень водных объектов, которые могут находиться в частной собственности. В соответствии с ВК 1995 года в частной собственности могли находиться только замкнутые водоемы, а по водному кодексу 2006 года - обводненные карьеры и пруды; 2) ВК не предусматривает лицензий на водопользование, а в качестве основания возникновения прав на водные объекты предусматривает договоры и решения

 

Лесной Кодекс. 1) не предусматривает разрешительных документов виде лесорубочного билета, ордера и лесного билета (которые были предусмотрены ЛК 1997 года). Основаниями возникновения прав ну лесные участки являются договоры и решения; 2) лесной кодекс 2006 года не использует понятие древесно-кустарниковая растительность и все лесные насаждения называет лесом.

 

Закон о недрах. Данный закон вводит деление полезных ископаемых на общераспространенные и не общераспространенные. В зависимости от отнесения полезных ископаемых к тому или иному виду зависит порядок предоставления участков недр. Закон предусматривает лицензии и порядок предоставления участков недр а так же приостановление и прекращение деятельности связанной с добычей недр.

 

Законы иных отраслей ка источник Э права.

ГКРФ. Предусматривает вещные и обязательственные права на природные ресурсы. Устанавливает организационно-правовые формы для участников Экологических правоотношений. Устанавливает деление природных ресурсов на недвижимые и движимые вещи. Закрепляет общие требования об оборотоспособности природных ресурсов.

 

НКРФ. Предусматривает обязательные платежи связанные с использованием природных ресурсов. А именно земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и сборы за пользование объектами животного мира.

 

КоАП РФ. В гл.8 содержится 40 административных экологических правонарушений.

 

УКРФ. В гл.26 предусматривает 17 экологических преступлений.

 

Подзаконные НПА.

 

Указы президента, постановления правительства и ведомственные НПА.

 

Указы президента. Значение их заключается в установлении системы и структуры Фед. Органов исполнительной власти в области экологических отношений. Это 2 указа: 1) указа от 9 марта 2004 года №314 «о системе и структуре фед.органов исполнит власти» 2) от 12 мая 2008 года №724 «вопросы системы и структуры федеральных органов исполнит власти».

Произошло разделение и распределение функций по соответствующим органам. Норматворческую функцию осуществляют министерства (мин природных ресурсов и экологии РФ). Оказание государственных услуг осуществляют соответствующие агенства (например, Водных ресурсах). Контрольно-надзорная функция осуществляется службами, в частности Фед. Служба по надзору в сфере природопользования.

 

Постановления правительства РФ. Реализуют указы президента и конкретизируют положения законов (например, все положения о вышеназванных органах исполнит власти утверждены постановлением правительства РФ). Так же постановлениями правительства утверждены различные процедурные положения (например, о государственном экологическом контроле, о государственном земельном контроле и т.д.).

 

Ведомственные НПА. Направлены на реализацию положения закона, касающихся компетенции соответствующего ведомства (например, в соответствии с ФЗ «об охране окружающей среды» методики и таксы исчисления размеров вреда утверждаются ведомственными НПА)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ямало-Ненецкий автономный округ | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.