Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика стиля деятельности




Тема 7. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

1. Общая характеристика стиля деятельности.

2. Стиль педагогической деятельности.

 

 

Стиль деятельности (на­пример, управленческой, производственной, педагоги­ческой) в самом широком смысле слова — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спе­цификой самой деятельности, индивидуально-психо­логическими особенностями ее субъекта (И. В. Страхов, Н. Д. Левитов, Е. А. Климов и др.)

По Е. А. Климову, индивидуальный стиль деятель­ности в узком смысле — «это обусловленная типоло­гическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремя­щегося к наилучшему осуществлению данной деятель­ности...индивидуально-своеобразная система психо­логических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего урав­новешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними усло­виями деятельности». Подчеркивается, что это «ин­дивидуальное своеобразное сочетание приемов и спо­собов, обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности» (В. С. Мерлин). Стиль деятельности включает ее операциональный состав, умения и навы­ки (В. Э. Чудновский), выявляя способности самого субъекта и обусловливала его индивидуально-психологическими и личностными особенностями.

Стиль деятельности связан со стилем саморегуля­ции. Оба рассматриваются как две взаимосвязанные стороны целостного индивидуального стиля активнос­ти, деятельности человека (В. И. Моросанова, Г. А. Берулава). В последнее десятилетие в это образование включается понятие когнитивного стиля, определяю­щего особенности познавательной деятельности и характеризующегося поленезависимостью, дифференци­ацией, аналитичностью. В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руковод­ства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль и т. д.

Как подчеркивает Г. М. Андреева, определенные К. Левиным в 40-е годы стили руководства относи­лись прежде всего к типу принятия решения руково­дителями. Были обозначены три стиля: авторитарный, демократический и попустительский. В последующих исследованиях были введены такие их определения, как директивный, коллегиальный и разрешительный. Однако применительно к деятельности (поведению), взаимодействию, общению чаще всего используются предложенные К. Левиным обозначения стилей. В стиле выделяются две стороны: содержательная и техничес­кая, т. е. формальная (приемы, способы). Ниже приво­дится полная характеристика содержательной и фор­мальной сторон трех стилей (по Г. М. Андреевой):

 

Исследователи выделяют различные функции стилевых проявлений: инструментальную, компенса­торную, системообразующую и интегративную (Е. А. Климов, В. С. Мерлин и др.). Также выделяется структурная организация стиля. Индивидуальный стиль деятельности, по Е. А. Климову, имеет опреде­ленную структуру, в ядро которой входят индивиду­ально-психологические особенности, которые либо со­действуют, либо противодействуют успешности деятельности.

Определяя общие стили поведения, исследователи отмечают, что в ситуациях затруднения, конфликта люди выявляют 10 индивидуальных стилей поведе­ния: конфликтный, конфронтационный, сглаживаю­щий, сотруднический, компромиссный, приспособлен­ческий, стиль избегания, подавления, соперничества и защиты (Г. Б. Морозова). Существенно, что эти стили поведения всегда сопутствуют тому или иному ин­дивидуальному стилю деятельности, составляя его фон и придавая ему соответствующую эмоциональную ок­раску. Они определяют и общий эмоциональный фон стиля педагогической деятельности, педагогического общения.

В заключение можно сказать, что применительно к поведению, деятельности, общению наиболее общи­ми являются определения типов стиля (в совокупнос­ти его формальной и содержательной сторон), предло­женные К. Левиным. Дифференциация стиля связывается со спецификой характера взаимодействия людей и их индивидуально-психологическими особен­ностями, например акцентуацией характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.