Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика летописей




Сравнительно-текстологический метод изучения летописей

Летописание Русского Централизованного Государства (XVI — XVII вв.)

Летописание периода феодальной раздробленности (30-е гг. XII — конец XV в.)

Летописание периода Древнерусского государства (X — начало XII в.)

Общая характеристика летописей

ЛЕКЦИЯ 2. ЛЕТОПИСИ КАК ИСТОРЧИСКИЙ ИСТОЧНИК

(4 часа)

ПЛАН:

 

Потребность людей сохранить для потомков информацию о выдающихся современниках и необычных событиях, свидетелями которых они были, зародилась в глубокой древности. В дописьменный период такая информация передавалась от поколения к поколению в виде преданий о родоначальниках, героях, победах в сражениях с врагами и т.д. Образование Древнерусского государства и принятие христи­анства изменили содержание информации, которая передавалась потомкам. Теперь создавались сказания о русских князьях и их дея­ниях, первых христианах и святых, строительстве храмов, осно­вании монастырей и т.д. Новые исторические условия способствовали распространению на Руси более совершенной системы фиксации и сохранения ин­формации — кириллической письменности. Вместе с тем появле­ние письменности не привело к уничтожению устной формы ос­воения реальности и сохранения о ней информации, поэтому и позднее в народной среде создавались произведения разнообраз­ных фольклорных жанров. Более того, устная и письменная формы фиксации событий взаимодействовали. Легенды, имеющие устное происхождение, например легенды о княгине Ольге, находили место на страницах пергаменной летописи. Представители государственной власти использовали письмен­ность в своих интересах, в частности, для накопления сведений о своей деятельности и освещения ее на страницах разнообразных текстов под определенным углом зрения. Текстом, специфическим по форме, стилю изложения и отбо­ру событий для письменной фиксации, была летопись. Заказчика­ми летописных текстов могли быть князья и церковные иерархи. Центры, в которых велись летописные записи, охватывавшие ко­роткий период, а затем создавались крупные летописные сочине­ния, располагались на княжеских дворах, епископских и митро­поличьих кафедрах, в приходских церквях и монастырях. Название этого вида исторических источников отражает их са­мую характерную черту — запись событий по годам их соверше­ния. Таким образом, летопись — это повествование о разнообраз­ных событиях, объединенных внешней погодной сеткой. Структурной единицей летописи является погодная статья, начинающаяся с оборота «В лето...», т.е. «В год...». Приведем несколько погодных записей из «Повести времен­ных лет» — летописного свода начала XII в. Они показывают, что наряду с русскими известиями в летописи вносились сообщения. В событиях, имевших место в Византии и в славянских государ­ствах. Эти известия черпались русскими летописцами из иност­ранных источников: «В лето 6421 (913 г.). Поча княжити Игорь по Олзе. В се же время Поча царьствовати Костянтинъ, сынъ Леонтовъ. И деревляне затворившийся от Игоря по Олгове смерти. В лето 6422 (914 г.). Иде Игорь на деревляны, и победивъ а, и возложи на ня дань болши Олговы. В то же лето прииде Семионъ Ольгарский на Царьград, и сотворивъ миръ и прииде восвоаси. В лето 6423 (915 г.). Приидоша печенези первое на Рускую землю, И сотворивше миръ со Игорем, и приидоша к Дунаю. В си же времена прииде Семионъ пленяа Фракию, греки же послаша по печенеги. Печенегом пришедшим и хотящимъ на Семеона, расварившеся греческыа Юоооды...».

Для летописного сочинения типичной является погодная за­пись, каждое известие (а их может быть от одного и более) которое имеет точную временную привязку — указание на число и Месяц, иногда день недели, время суток и т.д. Такая хронологическая подробность свидетельствует о письменной природе ин­формации, которую использовал составитель летописного сочи­нения. Более того, можно говорить, что эта информация взята Втомисцем или из собственных предварительных записей, или из И юписей, созданных его предшественниками. В тексте такой порой записи отсутствует единый стержень повествования, она закрыта для дополнения другими известиями. Подобного рода документы называются дискретными (прерывающимися), или событийно-перечневыми.

Приведем пример дискретной записи из «Повести временных лет» «М лето 6617 (1109 г.). Преставися Евпракси, дщи Всеволожа, ме- Ш иулия въ 10 день, и положена бысть в Печерском манастыре у, яже ко угу. И зделаша над нею божонку, иде же лежит тело Л то же лето, месяца декабря въ 2 день, Дмитръ Иворовичь взя половечекые у Дону».

Сведения о других событиях одного года, не внесенные в ка­кую-то летопись, можно было внести в дискретную запись позд­нее, не разрушая структуры записи, особенно в том случае, если новые известия сохранились в составе такой же дискретной по­годной записи другого летописного текста.

Вместе с тем иногда, рассказывая о многих событиях, погод­ная запись раскрывала одну сквозную тему. Такая запись называ­ется монотематической. В ней под одним годом соединялись со­бытия, совершившиеся в разные годы. Примером такого текста является погодная запись 996 (6504) г. из «Повести временных лет». Все известия здесь объединены личностью киевского князя Владимира Святославича, о деятельности которого в разные годы и рассказывает погодная статья. В начале статьи сообщено об уча­стии Владимира в освящении киевской Десятинной церкви и даровании ей десятины. В других источниках это освящение да­тируется 995 г. Затем в статье повествуется о битве Владимира с печенегами под Василевым, о строительстве церкви по случаю спасения князя и о начале знаменитых киевских пиров Вла­димира. Например, рассказывая о первом киевском пире на Ус­пение, летописец заметил, что «тако по вся лета творяше». Сле­довательно, он знал и о последующих ежегодных успенских пи­рах.

Далее в погодной записи 996 г. замечено о добрососедских от­ношениях Владимира с королем чешским Андрихом (1012— 1037), королем польским Болеславом I Храбрым (992— 1025) и королем венгерским Стефаном I (997—1038). Годы правления Андриха Чеш­ского красноречиво свидетельствуют о том, что погодная запись 996 г. соединила известия о событиях разных лет, следовательно, сама запись в дошедшем до нас виде не может быть отнесена к 996 г. Последний сюжет погодной записи 996 г. кратко сообщает о судебной реформе, которую провел Владимир, но от которой впоследствии отказался. Характерно то, что приведенные собы­тия не имеют абсолютных дат, только несколько известий дати­рованы праздниками церковного календаря (Преображение Гос­подне — 6 августа по ст. ст., Успение Богородицы — 15 августа по ст. ст.).

Поздние летописи также имеют погодные статьи, в которых объединена информация за несколько лет. Так, в Троицкой лето­писи начала XV в. под 1321 г. читаем: «На ту же зиму (6829 г. — Т. К.) князь великий Юрьи Даниловичь поеха въ Новъгородъ Ве­ликий, оттоле и въ Орду пошелъ на четвертое лето, а шелъ на великую Пермь». Еще более красноречива в этом плане запись в Троицкой летописи под 1328 г., где сразу за сообщением о восшествии московского князя Ивана Даниловича на великое княже­ние автор подчеркивает, что последующие 40 лет его правления были мирными: «В лето 6836 (1328 г.) седе князь великий Иванъ Даниловичь на великомъ княжении всеа Русии, и бысть оттоле тишина велика на 40 леть и престаша погании воевати Русскую: землю и закалати христианъ, и отдохнуша и починуша христиане отъ великиа истомы и многыа тягости, от насилиа татарскаго, и бысть оттоле тишина велика по всей земли»1. Из содержания запи­си видно, что она сделана не в том году, когда состоялось восше­ствие на престол, а гораздо позже.

Для летописания XI —XV вв. такое объединение в погодной за­писи событий разных лет свидетельствует, как правило, об уст­ной природе сведений, использованных летописцем, а также об отсутствии письменной практики ведения точных погодных за­писей на каком-то отрезке времени в каком-либо центре. В то же время подобного рода записи в летописных сочинениях XVI — XVII вв. зачастую имели другую природу. Они были результатом Изменения подхода летописцев к обработке используемого мате­риала, в том числе и летописных текстов своих предшественни­ков стремления к более подробному освещению отдельных со-вытий, влияния на принципы работы летописцев иных форм ис­торических произведений и т.д. Работа летописца. В источниковедении термин «летопись» не только историческое повествование с особой структу­рой, по и летописный текст, дошедший до нас в оригинале или Шинке.

Летописи содержат чрезвычайно важную информацию для изучения по ним средневековой отечественной истории, поэтому ученые этому виду исторических источников уделяют много внимания. Каждое из дошедшее до нашего времени летописного сочинение (летопись) помогает воссоздать масштабную картину развития русского летописания в целом.

Многие летописи охватывают события, совершившиеся на отрезке исторического времени (с библейских времени на протяжении многих столетий отечественной истории). К примеру, Лаврентьевская летопись начинается с библейского о расселении народов после Всемирного потопа и завершается рассказом о пожаре 1305 г. в городе Владимире. Естественно предположить, что ее погодные записи сделаны авторами, принадлежавшими к разным поколениям, а сама сохранившаяся летопись, включающая эти записи, представляет собой компиляцию о рапсе созданных, по преимуществу летописных, произведений. Поэтому поиск следов использованных для компиляции летописных сочинений является одной из важнейших источнико­ведческих задач.

Разновременные текстовые слои в дошедших до нас летопи­сях, гипотетически восстанавливаемые учеными как принадлежа­щие разным авторам, называются летописными сводами. Сводный характер русских летописей выявил в первые десятилетия XIX в. П.М.Строев (1796-1876). Впоследствии многие отечественные ученые подтвердили и развили наблюдения о сводном характере летописей. Выдающееся место в источниковедении летописания, в частности в разработке методики выявления летописных сводов и приложении ее к кон­кретным летописным текстам, занимают научные труды А. А. Шах­матова (1864-1920). Почти все известные сегодня летописные тексты состоят из хронологических звеньев — гипотетических летописных сводов. Каждое летописное звено в свою очередь также является сво­дом, так как его автор использовал разнообразные источники информации: письменные и устные источники, личные наблю­дения.

История летописания — это история взаимоотношения сво­дов, следы которых обнаруживаются в поздних компиляциях. За­полняя лакуны, вызванные утратой в силу разных причин значи­тельного количества летописей, летописные своды позволяют дать более полную картину русского летописания XI — XV вв. Человека, который создал летописный текст, называют лето­писцем. Его мировоззрение, как, впрочем, и других людей Сред­невековья, отличалось провиденциализмом. Летописец рассмат­ривал природу событий через призму религиозного сознания, считая их первопричиной Бога и объясняя связь событий только божественной волей. Такое представление о происхождении явле­ний окружающего мира определяло и своеобразие структуры по­годных статей, носивших дискретный характер. В них летописец выносил на первый план хронологические связи событий, кото­рые были предопределены, по мнению авторов записей, боже­ственной волей. Компилятивная природа летописей определила ключевое зна­чение в источниковедении вопроса о работе их составителей. Получив заказ на летопись, ее автор прежде всего искал и от­бирал ранее созданные летописные и литературные сочинения, накапливал устные данные о тех событиях, которые интересова­ли как его, так и заказчика. Затем летописец на основе собранно­го материала составлял новый летописный текст. Летописные ком­пиляции отличаются от компиляций других жанров тем, что они «не просто соединяют различные произведения, а соединяют их под каждой годовой статьей отдельно. Текст летописи входит в текст другой летописи «гребенкой»: каждая годовая статья представляет собой маленькую самостоятельную компиляцию...». Та­ким образом, в новом тексте «растворялись» известия более ран­них летописных сочинений. Летописцы могли не только переработать летописные сочине­ния предшественников, но и хронологически удлинить новый текст, продолжив его своими погодными записями. Текст предшественника мог подвергаться осознанной перера­ботке, которая существенно меняла описания событий, оценку поступков людей и т.д. В этом случае принято говорить о редакции (изводе) летописи или летописного свода. Такие редакции выяв­ляются путем сравнительного анализа схожих летописей. Иногда летописец только переписывал текст своего пред­шественника. Такую копию принято называть списком летописи. Список, как правило, не был точной копией оригинала. Дело в том, что особенности процесса копирования текста (прочтение отрывка оригинала для его запоминания, внутренний диктант при воспроизведении фрагмента на письме) порождали пере­становки слов, замену некоторых слов синонимами, малопонят­ных слов — более понятными, утраты фрагментов предложений и т.д.

Ярким примером осознанной правки летописного текста явля­ется следующая погодная запись 1332 (6840) г. в Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов: Новгородская первая летопись старшегот извода (Синодальный младшего извода список) «Того же лета великыи князь Иванъ (Калита) приде из Орды и възверже гневъ на Новъгородъ, прося у нихъ серебра закамьского, и в томъ взя Торжекъ камьское, и Бежичьскыи верхъ за Новгород- и чересъ крестскую измену» 2 ное целование». Во всех списках Новгородской первой летописи младшего извода в адрес московского князя читается обвинение в нару­шении договора («крестного целования»), выдвинутое новго­родцами. В Синодальном списке Новгородской первой летописи старшего извода было такое же чтение, и его следует считать изначальным. Однако в пергаменном Синодальном списке слова «чересъ крестное целование» выскоблены и вместо них написаны другие - «за новгородскую измену». Способ, каким было сделано исправление, указывает на позднее происхождение прав­ки текста. Ее сделал, скорее всего, москвич, в руках которого оказался данный список летописи. Политический смысл пере­делки текста очевиден - редактор хотел обвинить новгородцев измене. Существование редакций свидетельствует о том, что летописи были не только способом накопления определенной информа­ции, но и средством политической борьбы. Приспособляя ранее созданный текст к новым историческим условиям, летописец та­ким способом выражал интересы заказчиков или свои собствен­ные интересы. Кроме крупномасштабных летописей создавались и небольшие по охвату хронологии, событий и территории произведения. Их условно называют летописцами. Подобные летописцы существо­вали, по-видимому, на всех этапах истории русского летописа­ния, однако самостоятельные сохранившиеся реальные их тексты датируются только XVI —XVII вв. Например, «Летописец Бегь-ский» фиксировал известия с 1598 г. до конца 60-х гг. XVII в и его автор проявил интерес к событиям, происходившим в за­падных уездах, особенно в Вельском. Учитывая это географиче­ское пристрастие автора, ученые и дали наименование источнику В XVII в. был составлен «Летописец о Нижнем Новеграде, в коих годех заложен, и при коем великом князе», содержащий под­борку известий о Нижнем Новгороде и его земле за XIII XIV и XVI вв.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.