Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика затрат. Затратный подход к формированию цены продукции (услуг)




Затратный подход к формированию цены продукции (услуг).

Общая характеристика затрат.

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОНСАЛТИНГ

2. Ценовая политика.

4. Рыночные, или маркетинговые, методы формирования цен на продукцию (услуги).

 

Целью любого коммерческого предприятия, производящего продукцию или услуги, является получение прибыли, и чем больше прибыли получает предприятие, тем лучше оно работает. Прибыль предприятия зависит от двух факторов: выручки, которую оно получает в результате своего функционирования, и издержек, которые оно при этом несет (объема затрачиваемых денежных, материальных и трудовых ресурсов). Другими словами, прибыль зависит от цены продукции и затрат (себестоимости) на ее производство.

В рыночной экономике цена продукции формируется согласно закону стоимости и соответствует сумме общественно необходимых издержек производства и средней прибыли, т.е. выступает в виде общественного норматива, определяемого рынком. Но если цена продукции зависит от ситуации, которая Целью любого коммерческого предприятия, производящего продукцию или услуги, является получение прибыли, и чем больше прибыли получает предприятие, тем лучше оно работает. Прибыль предприятия зависит от двух факторов: выручки, которую оно получает в результате своего функционирования, и издержек, которые оно при этом несет (объема затрачиваемых денеж­ных, материальных и трудовых ресурсов). Другими словами, прибыль зависит от цены продукции и затрат (себестоимости) на ее производство.

В рыночной экономике цена продукции формируется согласно закону стоимости и соответствует сумме общественно необходимых издержек производства и средней прибыли, т.е. выступает в виде общественного норматива, определяемого рынком. Но если цена продукции зависит от ситуации, которая складывается на рынке, то затраты на производство непосредственно зависят от финансово-хозяйственной деятельности самого предприятия. И чем грамотнее предприятие управляет своими ресурсами, тем меньше будет издержек, а прибыль, соответственно, будет больше. Это видно из следующих формул:

Дв= V-C,

где Дв — валовой доход; V— валовая выручка (полная сумма денежных поступлений без НДС и акцизов); С — себестоимость продукции (кроме затрат на оплату труда);

Пвв-Zоб

где Пв — валовая прибыль — часть валового дохода за вычетом всех обязательных расходов; Zоб — все обязательные расходы.

Под издержками (себестоимостью продукции, работ, услуг) понимается совокупность всех затрат предприятия, необходимых для производства и реализации продукции (работ, услуг). Следовательно, совокупные затраты предприятия представляют собой издержки производства и издержки обращения и лежат в основе определения себестоимости продукции (работ, услуг). Конкретный состав затрат, которые можно относить на издержки производства и обращения, законодательно регулируется во всех странах. Это связано, с одной стороны, с налоговой системой, а с другой — с необходимостью определения источников их возмещения.

В Российской Федерации состав затрат, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), представлен в «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации и введенном в действие с 1 января 1992 г. В дальнейшем в Положение были внесены некоторые дополнения и поправки (постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 г. № 661, от 20.11.1995 г. № 1133).

Согласно этому Положению себестоимость продукции (работ, услуг) определена как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость производимой продукции (услуг, работ) может определяться как на весь объем, так и на единицу продукции (удельная себестоимость).

При определении себестоимости общего объема выпуска продукции все затраты группируются по принципу однородности по следующим элементам:

• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация основных фондов;

• прочие затраты.

При определении себестоимости производства и реализации единицы продукции (калькулирование) все издержки группируются не по элементам затрат, а по статьям калькуляции, т.е. определяются статьи расходов предприятия на единицу продукции в зависимости от их назначения и места возникновения. При этом выделяются следующие виды затрат:

• основные и накладные;

• прямые и косвенные;

• постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).

Основные затраты определяются непосредственно самим технологическим процессом, без них он в принципе невозможен, а накладные расходы связаны с управлением и организацией его обслуживания и продвижением и реализацией продукта. В отличие от основных затрат, которые непосредственно относятся на себестоимость единицы продукции, накладные расходы необходимо распределять.

Для определения себестоимости конкретного продукта (услуги, работы) все затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты непосредственно ложатся на себестоимость единицы продукции (услуг, работ), а косвенные — нет, поскольку относятся ко всему объему продукции, произведенной в течение определенного периода.

Косвенные затраты должны распределяться самим предприятием пропорционально предварительно определенному признаку (в качестве признака, как правило, берется один из видов прямых затрат, например заработная плата основных сотрудников).

Косвенные затраты разделяются на производственные и непроизводственные.

Косвенные затраты производственные (I):

• заработная плата работников, выполняющих общепроизводственные функции, с начислениями;

• повременная и абонентская оплата телефонных переговоров;

• выплата процентов за кредиты, взятые для оплаты поставщикам отдельных видов услуг, из которых формируется продукция предприятия;

• арендная плата;

• расходы на рекламу;

• оплата коммунальных услуг, ремонта и эксплуатации транспортных средств;

• амортизация и содержание производственных помещений;

• оплата деятельности сторонних организаций, связанных с формированием и реализацией продукции (услуг) и т.п.

Косвенные затраты непроизводственные (II):

• заработная плата (с начислениями) административного аппарата, работников бухгалтерии, службы безопасности;

• амортизация основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

• оплата услуг сторонних организаций (аудиторские и консультационные услуги, нотариальные услуги);

• расходы на подготовку и переподготовку персонала, по лицензированию и сертификации и т.п.

Особую важность для предприятий имеют затраты, которые зависят от изменения объемов производства или реализации продукции (услуг). Деление затрат на зависящие и не зависящие от объемов выпуска продукции и услуг в определенной степени условно, поскольку практически все затраты в той или иной мере зависят от изменения объемов производства (реализации) продукции (услуг).

Постоянные затраты (условно-постоянные) — это затраты, которые непосредственно не зависят от величины и структуры производства и реализации продукции (услуг). К ним относят заработную плату управленческого и вспомогательного персонала со всеми обязательными отчислениями, расходы на аренду, амортизацию основных фондов, коммунальные услуги, абонентскую плату за телефон, расходы на рекламу, затраты на лицензирование и сертификацию и т.п. Такие затраты относятся ко времени, их еще называют затратами времени.

Переменные затраты (условно-переменные) — это такие затраты, которые непосредственно зависят от объема производства и реализации продукции (услуг). К ним относят затраты сырья, материалов, топлива, электроэнергии на производственные цели, заработную плату той части работников, вознаграждения которых зависят от объемов производства и реализации продукции (услуг), со всеми обязательными отчислениями, выплату комиссионных агентам и т.п. Такие затраты еще называют затратами места.

Поскольку деятельность предприятий туризма и гостиничных комплексов очень сильно зависит от различных внешних факторов (сезонность, экономические, политические, природные факторы), то для планирования и стратегического управления их деятельностью большое значение приобретают учет и управление этими затратами.

С одной стороны, постоянные и переменные затраты по-разному реагируют на изменения общего объема производства продукции (услуг).

С другой стороны, сами изменения (колебания) существенно затрудняют определение постоянных и переменных затрат для включения их в себестоимость товаров и услуг, что в свою очередь влияет на финансовые результаты предприятий. Поэтому для того, чтобы правильно разделять затраты на постоянные и переменные по каждому направлению деятельности и виду предоставляемых услуг, предприятиям туризма и гостиничного бизнеса необходимо:

1) разработать методы разделения затрат на постоянные и переменные;

2) выявить тенденции поведения отдельных видов затрат в зависимости от изменения объемов производства и реализации товаров и услуг;

3) определить относительность (условность) классификации общих затрат на постоянные и переменные.

Разделение затрат на постоянные и переменные является нетривиальной задачей, так как в ряде случаев при изменении экономической ситуации затраты могут переходить из одного состояния в другое: скажем, были постоянными, а стали переменными, и наоборот. В качестве примера можно привести такую ситуацию. Работник работает на предприятии по договору, его заработная плата относится к переменным затратам. В случае сокращения этого работника предприятию приходится какое-то время выплачивать ему пособие (среднюю заработную плату), и это становится для предприятия постоянной, не несущей никакой пользы затратой.

Если рассматривать поведение затрат в течение длительного времени, то вообще все затраты можно считать переменными. Поэтому постоянные и переменные затраты еще называют условно-постоянными и условно-переменными. На условность затрат, кроме временного фактора, могут влиять и различные производственные ситуации.

Необходимо отметить, что постоянные Zпост и переменные Zпер затраты по-разному ведут себя по отношению ко всему объему производства товаров и услуг и по отношению к одной услуге (товару) в общем объеме их производства.

Постоянные и переменные издержки в совокупности составляют валовые (совокупные, общие) издержки предприятия.

Переменные затраты подразделяются на следующие виды:

1) пропорционально-переменные, которые меняются пропорционально изменениям объема производства продукции (услуг);

2) регрессивно-(дегрессивно)-переменные затраты — такие затраты, относительный рост которых происходит медленнее, чем относительное увеличение производства;

3) прогрессивно-переменные затраты — такие затраты, относительный рост которых происходит быстрее, чем относительное увеличение объемов производства.

Постоянные затраты могут быть остаточными и стартовыми.

Остаточные затраты — часть постоянных затрат, которые продолжает нести предприятие туризма и гостиничного бизнеса независимо от того, что деятельность предприятия полностью или временно приостановлена. К таким затратам можно отнести, например, аренду.

Стартовые затраты — часть постоянных затрат, которые возникают с началом (возобновлением) деятельности предприятия (например, получение лицензии).

Постоянные затраты могут быть трех видов:

1) полностью (абсолютно) постоянные — это такие затраты, которые имеют место даже тогда, когда никакая деятельность не ведется, например амортизация основных фондов, аренда;

2) постоянные затраты, необходимые для обеспечения деятельности, — они имеют место только при осуществлении дея­тельности, например затраты на электроэнергию;

3) скачкообразные, постоянные для данного периода (условно-постоянные) затраты. Такие затраты остаются постоянными до тех пор, пока производство продукции (услуг) не достигло определенной величины, т.е. не изменяются в течение определенного периода. Затем с увеличением объема производства продукции (услуг) на единицу затраты резко изменяются, после чего опять остаются в течение некоторого промежутка времени неиз­менными до следующего скачка.

Чем меньше промежуток времени, в течение которого данные постоянные затраты остаются неизменными, тем чаще скачки, и поведение постоянных затрат становится ближе по своему характеру к поведению переменных.

Промежуток времени, в течение которого постоянные затраты остаются неизменными, называется релевантным периодом.

В западной практике для анализа скачкообразных постоянных затрат и обоснования отнесения их на себестоимость продукции осуществляется деление последних на полезные Zпол и бесполезные (холостые) Zхол.:

Zпост=Zпол+Zхол

 

Это делается из-за неделимости такого производственного фактора, как рабочая сила. Для наглядности рассмотрим формирование таких затрат на примере функционирования ресторана (кафе).

Для повышения эффективности использования ресурсов предприятиям туризма и гостиничного бизнеса целесообразно:

• привлекать сезонных рабочих. В этом случае договор на работу заключается только на конкретный сезон, а при хорошей работе работнику может быть гарантировано заключение контракта и на последующие сезоны;

• привлекать работников на конкретное время (часы). В этом случае работа предоставляется только в определенные часы, например в вечернее время при максимальной загрузке ресторана;

• использовать скользящий (плавающий) график работы сотрудников. Он заключается в том, что все работники выходят вместе на работу только в те часы, когда приходит наибольшее количество посетителей (вечером). В остальные часы они работают согласно установленному графику.

В общем виде полезные и холостые затраты можно рассчитать по следующим формулам:

Zхол= Qн-Qф * Zпост

Qн

Zпол= Qф * Zпост

Qн

где (Qф — фактический общий объем произведенных услуг; QH — максимально возможное (нормативное) общее количество услуг (продукции).

Предприятия туризма и гостиничного бизнеса в целях увеличения прибыли заинтересованы в постоянном снижении затрат на единицу продукции или средних затрат Zcp.

Средние затраты — это доля общих (валовых) затрат, приходящаяся на единицу продукции (услуг):

Zср= Zобщ

Q

Предприятию туризма и гостиничного бизнеса также важно знать, как будут изменяться затраты при изменении объемов производства (реализации). Это можно оценить через предельные затраты Zпред..

Предельные затраты — это средняя величина прироста или сокращения затрат на единицу продукции (услуг) при изменении объемов производства (реализации) более чем на одну единицу:

Zпред= ΔZобщ

ΔQ

где AZo6lu — прирост общих (валовых) затрат; AQ — прирост продукции (услуг).

Экономический смысл предельных затрат заключается в том, что они показывают, во что обойдется предприятию увеличение объемов производства или реализации продукции (услуг) на единицу.

2. Ценовая политика на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма

Перед предприятиями социально-культурного сервиса и туризма постоянно встает задача определения цен на их товары и услуги, что в условиях рыночной экономики является весьма важным и сложным процессом. От ценовой политики предприятия и правиль­ного определения цен во многом зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, поскольку правильная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы.

Суть ценовой политики на предприятиях социально-культур­ного сервиса и туризма заключается в установлении таких цен на предоставляемые товары и услуги, которые обеспечат запланированный рост прибыли и будут отвечать стратегическим и оперативным задачам предприятия по удержанию и расширению своих позиций на рынке.

Для выработки ценовой политики предприятию необходимо определить целевую аудиторию и правильно позиционировать свою продукцию и услуги на рынке. Только после этого можно опреде­лять цели, в соответствии с которыми устанавливаются цены. Примерами таких часто встречающихся на практике целей могут быть обеспечение выживаемости предприятия, максимизация те­кущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара и др.

В рыночной экономике существуют различные методы формирования ценовой политики предприятий социально-культурного сервиса и туризма, которые можно разделить на две группы:

• методы, базирующиеся на затратном подходе;

• рыночные, или маркетинговые, методы.

В любом случае выбор цены ограничивается верхним пределом, который определяется спросом на данную продукцию (услугу), и нижним — издержками предприятия, необходимыми для производства и реализации данного продукта (услуги).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.