Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высшая нервная деятельность

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНД ЧЕЛОВЕКА

 

Сигнальные системы

Анализ и синтез непосредственных сигналов окружающей среды, которые поступают от зрительных, слуховых и других рецепторов является общим для животных и человека и составляет первую сигнальную систему. Однако в процессе эволюции у человека появились новые функции, которые оказывают влияние на ВНД – словесные сигналы. Эти сигналы составляют вторую сигнальную систему.

В условиях обычной жизни первая сигнальная система у человека функционирует отдельно только в течение первых 6 месяцев жизни. Сигналы первой сигнальной системы конкретны. Информация об окружающем мире содержаться в звуках, запахах и т.д. но в слове содержится больше информации, так как слово содержит информацию не только одного человека, а всего человечества.

Слово является самостоятельным раздражителем. Этот факт подтверждается тем, что активность КБП увеличивается не только при общении, но и даже когда человек думает. Слово дают информацию о предмете или действии без контакта с ним. Однако в этом есть опасность отрыва от действительности, т.е. может произойти обман. В связи с этим очень важно, чтобы была связь между первой и второй сигнальными системами.

И.П. Павлов назвал слово сигналом сигналов. Вторая сигнальная система составляет основу абстрактного речевого мышления, которое свойственно только человеку.

Развитие второй сигнальной системы с происходит с увеличением возраста. Новорожденные дети способны произносить только звуки. К концу первого года жизни слово приобретает самостоятельное значение. В конце второго года жизни ребенка можно говорить о наличии второй сигнальной системы, а к 6—7 годам слово приобретает самостоятельное значение. Это означает, что в этом возрасте ребенка надо не просто поощрять конфетой за хороший поступок, но и обязательно хвалить.

Как формируется вторая сигнальная система?

Вторая сигнальная система формируется по правилам условных рефлексов. Одно слово постоянно сочетается с меняющимся составом раздражителей, что усиливает возбуждение, вызванное повторяющимся словом. На меняющие компоненты влияет отрицательное индукционное торможение и слово превращается в самостоятельный условный сигнал. Это происходит в результате образования на словесный раздражитель большого числа условных связей.

Например, ребенок в первый раз сказал слово “мама”. Через некоторое время к нему пришел сосед, и ребенок узнал, что у него тоже есть мама, потом становится ясно, что мама есть и у кошки и у собаки и т.д. По такому принципу происходит формирование второй сигнальной системы.

Для более быстрого формирования второй сигнальной системы необходимо чтобы младенец с самого рождения слышал речь иначе этот процесс будет замедлен или вообще не начнется. В 1920 году в Индии в волчьем логове были найдены две девочки (4 и 7 лет), которые прожили в нем несколько лет. Все действия их напоминали волчьи повадки. Эти девочки не умели разговаривать. Люди забрали их в город и стали обучать речи. Через семь лет младшая девочка смогла запомнить только 45 слов, а старшая еще меньше. Этот пример указывает, что очень важно разговаривать с ребенком сразу после рождения.

Для доктора слово имеет очень важное значение. Слово может, как лечить, так и ранить.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Динамический стереотип | Типы ВНД
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.