КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль ГЗ в обеспечении национальной безопасности
В теории национальной безопасности, приведенные выше направления, рассматриваются как составляющие виды безопасности. Все виды безопасности находятся в диалектической, функциональной или параметрической взаимосвязи. Диалектическая взаимосвязь проявляется в причинно-следственных связях между факторами угроз (опасностей) и их последствиями. Функциональная взаимосвязь проявляется во взаимной зависимости показателей эффективности экономической, социальной, военной и других сфер деятельности государства. Самая тесная взаимосвязь с другими сферами существует и у направлений экологической безопасности и безопасности в ЧС [3]. Рассмотрим роль ГЗ в обеспечении национальной безопасности (рисунок 1). Рисунок 1 – Схема содержания национальной безопасности.
Параметрическая взаимосвязь может проявляться между некоторыми видами безопасности через их количественную меру. В качестве такой меры ряд исследователей понимают величину фактического или предотвращенного риска. Эта величина используется и в некоторых учреждениях и федеральных органах МЧС для оценки качества функционирования системы (подсистем) ГЗ. При этом под риском понимается векторная величина, учитывающая три случайных показателя: величину ущерба от рассматриваемого фактора опасности (угрозы), вероятность возникновения этого фактора и функцию неопределенности ущерба и вероятности этого фактора. Учитывая тему данной лекции, рассмотрим взаимосвязи ГЗ с различными направлениями НБ. При этом будем исходить из того, что ГЗ функционирует в сферах экологической безопасности и безопасности в ЧС различного вида. Следует отметить существенную общность этих видов безопасности. Основными факторами общности являются следующие.
Во-первых, ГЗ направлена на обеспечение безопасности в ЧС техногенного, природного, экологического, биолого-социального характера в условиях мирного и военного времени. Во-вторых, для экологической безопасности и безопасности в ЧС субъектами ГЗ являются люди, элементы инфраструктуры территорий и окружающая среда. В-третьих, экологическая безопасность при техногенных, природных и биолого-социальных ЧС носит преемственный характер, т. к. поражающие факторы этих ЧС носят вторичный характер по воздействию на экологические изменения окружающей среды. Экологическая безопасность имеет и особенность. Она заключается в том, что этот вид безопасности должен обеспечиваться как в условиях чрезмерных нагрузок (в результате антропогенной деятельности), превышающие предельно допустимые уровни, но не вызывающих ЧС, так и при экологических ЧС. Следовательно, экологическая безопасность характеризуется большей пространственно-временной сферой. В некоторой степени эту особенность можно отнести и к безопасности при ЧС биолого-социального характера. Прежде чем сформулировать определения понятий экологическая безопасность (ЭБ) и безопасность в чрезвычайных ситуациях (БЗЧС) рассмотрим более подробно угрозы возникновения этих видов опасности. Общая схема угроз ЭБ и БЗЧС приведена на рисунке 2. 1. Угрозы экологической безопасности. В зависимости от происхождения, содержания и видов воздействия на субъекты ГЗ различают следующие виды экологических угроз: экологическая агрессия, внешняя экологическая угроза, внутренняя экологическая угроза. Понятие экологической агрессии включает различные формы и способы экологического воздействия одного государства против другого. К таким формам и способам относят следующие: - активное воздействие на окружающую среду другого государства с целью нанесения ему военного или экологического ущерба;
- любое целенаправленное стремление одного государства решить свои экологические проблемы за счет другого государства (размещение отходов производства или использование вредных веществ, разработки сырья для производства вредных веществ и т. п.); - использование экономических, политических рычагов для силового навязывания экологически опасных технологий, производств на территории другого государства. Рисунок 2 – Общая схема угроз экологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Для устранения возможности экологической агрессии в 1977 г. ООН была принята Конвенция о запрещении военного или иного другого враждебного использования методов модификации окружающей среды. Существует еще ряд международных актов, ограничивающих ведение «экологических войн». Однако, опыт современных локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий XX века показывает, что эти документы зачастую являются декларативными. Примером может служить последствие войны альянса стран НАТО против Югославии. Угроза внешних экологических воздействий связана с возникновением вредных планетарных, глобальных, трансграничных и региональных процессов. К таким процессам относятся: - изменение климата и дефицит озонового слоя Земли; - возникновение трансграничных потоков загрязняющих вредных веществ; - нанесение ущерба окружающей среде и населению при проведении испытаний опасных видов вооружения и техники за рубежом; - использование в стране экологически опасных импортных технологий, производств, продукции, запрещенных в странах экспортерах; - закупка за рубежом продовольственных и промышленных товаров, могущих наносить ущерб здоровью населения; - импорт и захоронение в стране особо опасных, токсичных и радиоактивных отходов, в том числе в процессе деятельности совместных предприятий. Угроза внутренних экологических воздействий связана с антропогенной деятельностью и природными явлениями на территории страны, а также авариями и катастрофами, в результате чего возникают все виды экологических загрязнений.
2. Угрозы безопасности в ЧС. В зависимости от происхождения ЧС, содержания и видов воздействия, характера поражающих факторов ЧС на субъекты ГЗ различают следующие виды угроз при ЧС: техногенные аварии и катастрофы, природные катастрофы, биолого-социальные бедствия, войны и вооруженные конфликты, последствия общественных конфликтов. Угрозы при ЧС техногенного характера возникают при авариях и катастрофах на химически опасных объектах, радиационно опасных объектах, взрыво-пожаро опасных объектах, гидродинамических опасных объектах, на транспорте, коммунально-энергетических сетях, на военных объектах. Угрозы при ЧС природного характера возникают из-за стихийных бедствий геологического, метеорологического, гидрологического происхождения и при массовых ландшафтных пожарах. Угрозы безопасности при ЧС биолого-социального характера возникают при массовых инфекционных заболеваниях людей, животных, растений в формах эпидемий, эпизоотий, эпифитотий или при больших масштабах – пандемий, панзоотий, панфитотий. Войны и вооруженные конфликты вызывают угрозы в результате поражения населения, разрушение объектов инфраструктуры территорий и нарушение устойчивости экосистем окружающей среды. Масштабы и характер угроз зависит от вида войн и вооруженных конфликтов и применяемых средств поражения. Общественные конфликты вызывают угрозы безопасности в зависимости от характера и масштабов конфликтов. Последствия этих конфликтов могут приводить к ЧС, подобным техногенным. При затяжном характере конфликтов они могут возникать и биолого-социальные ЧС. Рассмотрев угрозы экологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, как составных направлений национальной безопасности, можно дать определение этих понятий. В научной литературе и законодательных актах в области экологической безопасности рассматриваются два определения: в широком научном плане определение имеет вид: Экологическая безопасность, как элемент национальной безопасности - совокупность определенных и создаваемых целенаправленной деятельностью человека условий и состояния окружающей среды, при которых:
- поддерживается гармоническая структура, взаимосвязь и саморегуляция процессов и обеспечивается сохранение равновесие в экосистемах; - антропогенное воздействие на окружающую среду не превышает предельно допустимых экологических нагрузок; - обеспечивается сохранение здоровья, жизнедеятельности людей и исключаются отдельные последствия антропогенных воздействий для настоящего и последующих поколений. Определение понятия экологической безопасности в законодательных актах базируется на приоритете безопасности жизни и здоровья личности, общества в целом. Формулировка определения следующая: «Экологическая безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на них». Понятие безопасности в ЧС идентично понятию экологической безопасности, т. к. экологические чрезвычайные ситуации являются составной частью видов чрезвычайных ситуаций. Особенности заключаются в характере угроз, их источников и последствий. Приведем варианты определения понятия безопасности при всей совокупности ЧС (безопасности в чрезвычайных ситуациях) [6]. В широком плане под безопасностью в чрезвычайных ситуациях понимается состояние территории страны, региона, субъекта, объекта, при котором обеспечивается: - своевременное предупреждение возникновения техногенных, экологических, биолого-социальных ЧС, а также оповещение о возможных природных ЧС с целью своевременного принятия мер защиты; - максимальное снижение масштабов и тяжести ущербов от возникновения ЧС в мирное время; - своевременное и эффективное проведение АСДНР, снижающих потери населения, объектов инфраструктуры; - восстановление в кратчайшие сроки условий жизнедеятельности населения и производственного функционирования объектов народного хозяйства, нарушенного в результате возникновения ЧС мирного времени; - максимальная защита населения и объектов народного хозяйства в условиях войн и вооруженных конфликтов; - исключается необратимый ущерб окружающей среде в результате воздействия на нее поражающих факторов ЧС различных видов в мирное и военное время. Формулировка безопасности в чрезвычайных ситуациях в сжатом виде следующая: «Безопасность в ЧС – состояние защищенности интересов личности, общества, инфраструктуры народного хозяйства от угроз, возникающих в результате воздействия ЧС в мирное и военное время, обеспечивающее восстановление нормальных условий жизнедеятельности населения и функционирования производственных объектов». Особенностью безопасности в ЧС является ее двусторонняя связь с другими видами безопасности в системе национальной безопасности. Эта взаимосвязь особенно существенна с безопасностью в экономической, социальной и военной сферах [1]. В сфере экономической взаимосвязь проявляется в следующем. С одной стороны, достижение целей безопасности в ЧС зависит от финансирования государством проведения работ по совершенствованию системы БЗЧС, т. е. от экономических возможностей государства. С другой стороны, ущерб от ЧС существенно влияет на экономику страны. Содержание экономического ущерба может быть представлено зависимостями:
Прямой экономический ущерб равен: Уэп. = Ур + Ус.х. + Ув.и. + Ук + Уз, (1) где Ур – ущерб от разрушения производственных объектов, потери сырья и топлива; Ус.х. – ущерб сельскому и лесному хозяйству в зонах ЧС; Ув.и. – ущерб водным источникам и сооружениям; Ук – ущерб жилищному, коммунальному и бытовому хозяйствам; Уз – ущерб от потери продукции из-за повышенной заболеваемости и потерь населения. Косвенный экономический ущерб равен: Уэ.к. = Уи.с. + Ул.п. + Уо.г. + Уп, (2) где Уи.с. – ущерб из-за разрушения сложившейся инфраструктуры народного хозяйства и системы хозяйственных связей в регионе; Ул.п. – затраты на проведение АСР и ликвидацию последствий ЧС силами РСГЗ; Уо.г. – затраты на ограничение развития ЧС; Уп – потери личного состава, техники, материальных средств РСГЗ при проведении АСДНР в зонах ЧС. В социальной сфере взаимосвязь также наглядно проявляется через ущерб. Прямой социальный ущерб равен Ус.п. = Ус. ком. + Уж. д. + Ум + Уэ, (3) где Ус. ком. – ущерб за счет выплат социальных компенсаций при гибели, потери здоровья и имущества населения; Уж. д. – ущерб на поддержание жизнедеятельности населения; Ум – ущерб за счет оказания медицинской помощи, выплат по бюллетеням пострадавшим; Уэ – ущерб за счет эвакуации и отселения населения.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |