Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса




Спрос характеризуется шкалой, которая отражает готовность покупателей в данный отрезок времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют объем спроса и цена.

Объем (величина) спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить по данной цене (за определённый период времени). Зависимость объемов спроса от уровня цен устанавливается законом спроса.

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между уровнем цены и количеством товара, которое будет куплено: по низким ценам потребитель склонен купить большее количество товара, чем по высоким ценам.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса объясняется следующими основными причинами:

1. снижение цены товара увеличивает число покупателей (при ограниченном бюджете покупателя);

2. снижение цен расширяет покупательную способность покупателей - при том же доходе покупатель может приобрести большее количество данного товара, не отказывая себе в других товарах (снижение цены на товар равнозначно увеличению дохода покупателя);

3. насыщение рынка (или акта потребления) приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам (принцип убывающей предельной полезности)

Таким образом, при условии неизменности прочих факторов, повышение цены на товар ведет к соответствующему уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, обусловливает возрастание величины спроса.

Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой спроса. Важнейшим свойством кривой спроса является ее нисходящий (убывающий) характер.

 

Следует различать понятия "изменение величины (объема) спроса" и "изменение спроса".

Спрос, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины спроса от значения цены при неизменности прочих факторов:

 

D = F (P)

D – demand/спрос

P – price/цена

 

Величина (объем) спроса – это количество единиц определенного товара, которое отдельный покупатель (индивидуальный спрос) или вся совокупность покупателей (рыночный спрос) готовы приобрести по данной цене (за некоторый период времени).

Таким образом, величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. На графике изменения величины (объема) спроса выражаются движением вдоль кривой спроса, т.е. эти изменения происходят в рамках неизменного спроса, так как вид, форма функции не меняются.

 

Спрос меняется тогда, когда изменяются все прочие факторы, которые принимались ранее постоянными, т. е. под влиянием неценовых факторов. Изменение спроса графически выражается сдвигом самой кривой спроса, ее смещением (вправо верх или влево вниз).

 

Неценовые факторы спроса. Изменение спроса обусловливается многими факторами:

1. Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет. Это так называемые нормальные товары. Кривая спроса смещается вправо. Те товары, спрос на которые изменяется в обратном направлении по отношению к изменению доходов, называются товарами низшей категории ( картофель 2 десятка лет назад был «вторым хлебом». С ростом доходов населения снизилось потребление и хлеба, и картофеля). По мере роста доходов спрос на них уменьшается и кривая спроса смещается влево-вниз.

 

С ростом доходов спрос на фрукты в Сибири вырос и кривая спроса сместилась вправо вверх.

 

2. Потребительские вкусы и предпочтения. Благоприятное для данного продукта изменение вкусов или предпочтений, вызванное рекламой, изменениями моды вызовет увеличение спроса на него и, наоборот, неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. Соответственно, кривая спроса будет смещаться в первом случае вправо-вверх, во втором случае – влево-вниз.

3. Цены на сопряженные товары. Существуют товары взаимозаменяемые, т.е. товары- субституты, и взаимодополняемые, т.е. товары-комплементы. Между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая связь: если цена на один из взаимозаменяемых товаров вырастет, то спрос на другой товар возрастет и кривая сместится вправо-вверх, потому что потребители переключают свой спрос на «неподорожавший» товар. Взаимозаменяемы в высокой степени говядина-свинина–баранина - курица-рыба; чай-кофе-какао-горячий шоколад и др.

Для товаров-комплементов между ценой на один товар и спросом на другой товар существует обратная связь: если цены на один из взаимодополняющих товаров снизятся, то спрос на взаимо дополняющий товар возрастет и кривая спроса на него сместится вправо-вверх. Примеры товаров-комплементов: автомобили и бензин; бензин и автомобильные масла; бензин и автокосметика; образовательные услуги и компьютеры (доступ в Интернет и др.).

4. Потребительские ожидания. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь больше. (Ожидания запрета леворульных машин – покупать их меньше; ожидание снижения пошлин на ввоз автомобилей – отсрочить покупку авто, повышения пошлин – форсировать покупку и т.д.) Ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.