Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувств




ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

 

Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям

формирования и функционирования условного рефлекса.

Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на

весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств

является их обобщенность и возможность переноса.

Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно

действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду

слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие,

вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим

воздействиям.

Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства.

Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным

воздействиям (к плохому запаху, неприглядным картинам, неуютной обстановке и

т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют

о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.

Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей,

сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады

от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется

благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее

чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем

радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст

Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематически

вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате

суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу,

родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод,

неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу

внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается

эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям.

Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной

деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не

удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие

объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом").

В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, возникает

внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца - алкоголика любовь к

семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности

принять алкоголь). Конфликт между противоположными чувствами изживается

различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным"

предлогом, искажением отдельных представлений.

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Внешне эмоции и

чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика,

жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в

картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень

верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств - мук и

страдания, горести и печали, юмора и веселья.

Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных

мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением

и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей,

опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к

уголкам рта.

Иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка

прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном

состоянии.

Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные

выражения. При этом активность левого полушария отражается на правой части

лица, а активность правого полушария - на его левой части. Левая и правая

части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа

правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой

половины лица. Здесь можно увидеть "истинное" чувство. На правой же половине

лица эмоции выражаются более проконтролированным левым ("рациональным")

полушарием.

Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех

действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение -

использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при

гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге.

Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудиментом. Они -

механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям понять

друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию.

Мимика человека воспитывается социальной средой и служит средством адаптации

к ней. Человек путем непроизвольного подражания усваивает от окружающих

людей типовые схемы, образы выражения печали, страха, надежды, гнева,

ненависти и любви, принятые в данном социуме.

Эмоционально выразительные движения лица служат первым средством общения

между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению

их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они

раскрывают наши мысли и намерения иногда более явно, чем слова.

Подавление внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению. "Тот, кто дает

волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость; тот, кто не сдерживает

проявление страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи

подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить

душевное равновесие" (2. - 919-920 с.)

Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать

свое эмоциональное состояние. Наряду с этим эмоции остаются мощным фактором

регуляции поведения даже в структуре волевого действия. Высшие эмоции

органически включаются в волевую регуляцию человеческого поведения. Так,

чувство долга обеспечивает достижение сознательно поставленных социально

значимых целей.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается

эмоциями, но, с другой, - противостоит текущим эмоциям. Волевые действия

совершаются вопреки конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая

боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция поведения недостаточна, но

это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют

эмоции.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и

усиливают то направление действия, результативность которого наиболее

значима и вероятна.

Эмоции социализированного индивида несут регуляционную "вахту" в содружестве

с разумом. Волевая регуляция не снимает эмоциональной регуляции, она

обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и

субъективного в психической деятельности человека.

Функции эмоции

Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятельность человека. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например в юридической практике.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. Человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества. Но каким образом это происходит? Для раскрытия этого вопроса предлагаю рассмотреть наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина, при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту — ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помотает распознать угрожающие стимулы.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Таким образом, суть следообразуюшей функции эмоций заключается в предвосхищении событий, которые произойдут в будущем.

Функция побуждения и поддержания деятельности. Как я уже отмечала, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Вы можете отправиться на прогулку, потому что «кислород полезен для организма» или потому что «вам приятно подышать свежим воздухом». Причем именно во втором случае вы, скорее всего, получите удовольствие от прогулки. То есть эмоции являются субъективной формой существования потребностей. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начинает смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто подхватывают смех. Особенно важна коммуникативная функция эмоций для маленьких детей, которые еще не располагают речевыми средствами общения. Можно сказать, что для них эмоциональная коммуникация — это единственный способ поддержания и развития связей с внешним миром. На эмоциональном уровне мы «общаемся» с природой, произведениями искусства, животными и растениями.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. И все же даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Проблема специфичности эмоций

Всякое эмоциональное состояние включает в себя компонент физиологических изменений. Центральными для теории эмоций являются два вопроса: во-первых, вопрос о специфичности физиологического проявления эмоций. Другими словами, соответствует ли каждому эмоциональному состоянию уникальная конфигурация физиологических реакций?

Во-вторых, это вопрос о соотношении внешнего проявления и внутреннего переживания эмоций. Что возникает сначала: физиологические изменения или субъективное переживание? Влечет ли за собой переживание телесные изменения? Или может быть, что именно телесные реакции вызывают субъективные переживания? Как ни парадоксально, существует традиция «периферического» толкования эмоций (теория Джеймса — Ланге), суть которой заключается в следующем: мы испытываем страх оттого, что дрожим, а не дрожим оттого, что нам страшно; грустим, оттого, что у нас на глазах выступили слезы, а не плачем оттого, что нам грустно.

В. Вундт предположил, что любое эмоциональное состояние может быть представлено в виде точки в трехмерном пространстве, координатные оси которого образуются парами возбуждение — успокоение; удовольствие — неудовольствие; напряжение — разрядка.

Некоторые простейшие эмоциональные формы включают в себя только одно из измерений, в то время как другие — два или три. Таким образом, эмоция представляет собой комбинацию трех простейших пар переживаний, что означает отсутствие качественного своеобразия эмоциональных состояний. «Все простые чувства образуют одно целое связное многообразие, так как нет ни одного чувства, отправляясь от которого нельзя было бы через ряд промежуточных ступеней и полосу безразличия дойти до всякого другого чувства», — пишет В. Вундт в своем фундаментальном труде «Основы физиологической психологии».

Гипотеза В. Вундта о динамике эмоциональных состояний как переходе в противоположное в рамках одного измерения (напряжения в разрядку, удовольствия в неудовольствие, возбуждения в успокоение) недавно получила свое развитие в модели оппонентных эмоциональных процессов Р. Соломона. Он попытался объяснить широко известный факт, что за приятным эмоциональным состоянием часто следует своеобразная «эмоциональная расплата» в виде опустошения и подавленности, а за неприятным переживанием, наоборот, приподнятое настроение. Согласно этой концепции, каждая эмоция через несколько мгновений после своего возникновения пробуждает противоположную эмоцию. Действие противоположной эмоции приводит к угасанию первоначальной эмоции и возвращению организма к состоянию равновесия. Поскольку противоположная эмоция развивается позже, чем первоначальная, ее действие продолжается и после того, как первоначальная эмоция исчерпала себя. Например, страх перед прыжком с парашютом вызывает противоположную эмоцию — восторг, который вы чувствуете еще некоторое время после приземления.

Причем чем интенсивнее первоначальная эмоция, тем более ярко выражена противоположная. Поэтому многие люди обожают смотреть фильмы ужасов или намеренно провоцируют конфликты из-за радости разрешения ссоры и счастья примирения. Концепция Р. Соломона помогает нам понять необъяснимое до этого отсутствие логики во многих человеческий поступках. Вопреки здравому смыслу люди зачастую ищут отрицательных эмоций и избегают положительных. На самом деле происходит своеобразная «отсрочка» удовольствия, которое неизбежно последует за неприятностями.

Предположение о том, что отдельные формы мимического выражения не имеют качественных особенностей и их можно представить в виде некоторого континуума или шкалы, получило дальнейшее развитие в работах Гарольда Шлоссберга. В его экспериментах испытуемым предлагалось оценить выражения лиц людей на фотографиях по двум шкалам. Шкалы повторяли измерения эмоциональных состояний, предложенные В. Вундтом (удовольствие — неудовольствие и принятие — отталкивание). Впоследствии Шлоссберг добавил третью шкалу — сон — напряжение, сделав аналогию с концепцией В. Вундта полной. В результате была создана шкала Шлоссберга. Она является круговой и включает шесть основных категорий: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление 3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение.

Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Любое предъявленное мимическое выражение может быть представлено как точка в пространстве, ограниченном окружностью. Прочертив отрезок из точки пересечения шкал через эту эмпирически полученную точку к ближайшей дуге окружности, можно определить содержание переживаемой эмоции.

Выражение эмоций

По каким признакам можно определить, что человек переживает некоторую эмоцию? Как мы можем узнать, что именно чувствует в данный момент человек, какое именно эмоциональное состояние он переживает? Безусловно, самый простой способ узнать об этом — это спросить его самого. «Мне весело», «Мне грустно», «Я боюсь» и т. д. — каждый из нас может облечь в словесную форму свое переживание. Однако всем нам известно, что полноценно выразить эмоцию в словах невозможно. Именно поэтому внимание ученых всегда привлекали объективные, не связанные с самоотчетом признаки эмоциональных состояний. Для определения наличия переживания эмоции выделяют пять уровней проявления эмоций.

1. Субъективный план проявления эмоций.

2. Проявление эмоций в поведении.

3. Проявление эмоций в речи.

4. Вегетативный уровень проявления эмоций.

5. Проявление эмоций на биохимическом уровне.

П. Экман и В. Фризен выделили пять классов невербальной эмоциональной экспрессии:

1) адаптационные проявления — неспецифические выражения эмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма, например ходьба «из угла в угол» при душевном волнении, подпрыгивание на месте при радости;

2) регуляторы — движения, придающие ритм течению эмоционального процесса, например покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности;

3) иллюстраторы — телесные выражения интенсивности эмоции, например размахивание руками в состоянии возбуждения;

4) демонстрация — намеренное усиление эмоционального выражения с помощью мимики, например нахмуривание бровей при гневе, улыбка;

5) знаки — культурно обусловленные жесты, значения которых колеблются в различных сообществах. К этим выразительным средствам можно добавить и интонационные характеристики голоса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.