Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие типологический системы СМИ




Типологическая система газетных изданий в России непрерывно изменяется. Выявились основные направления и тенденции этих изменений.

Российские СМИ сегодня – весьма разнородная система. Это симбиоз государственных и коммерческих СМИ, па­раллельное существование в рамках одной системы новейших технологических прорывов (сетевые издания Рунета) и изданий, использующих технологии прошлого века (подавляющее большинство районных газет), плюрализма (сосуществование «Правды» коммунистов и «Правды» Жириновского) и монохромности (газетные рынки Калмыкии, Башкирии или Кубани). Наконец — дополнение элитарных изданий и каналов («Ведомости», телеканал «Культура») теми газетами и телеканалами, которые идут на поводу у массового и часто нетребовательного вкуса («Жизнь», «СПИД-инфо», мыльные оперы). Многоуровневая административная система, различная география и экономическое положение регионов, неравномерность распре­деления природных, человеческих ресурсов и развития линий ком­муникаций — все это придает региональным медиарынкам свое­образие. Решающим фактором выступают также взаимоотношения власти и СМИ на региональном уровне, накладывающие отпеча­ток и на экономическое положение, и на политические пристрас­тия медиа.

Российская система СМИ весьма объемна в количественном отношении, а это рождает и ее качественное своеобразие. На конец 2004 года в Российской Федерации было зарегистрировано 44 тысячи печатных СМИ. Ежегодно появлялось и продолжает появляться в среднем 350 новых изданий. Согласно сведениям Министерства печати, телевидения и радиовещания на апрель 2002 года было выдано действующих лицензий:

· телевещание эфирное — 1 276

· радиовещание эфирное — 1 002

· телевещание кабельное — 258

· телевещание спутниковое — 18

· телевещание эфирно-кабельное — 20.

Число телеканалов на региональном уровне - более 1000.[9]

Для системы российской журналис­тики характерна, с одной стороны, тенденция к усилению ее внут­реннего многообразия, возникновению новых типов СМИ, а с другой — пресса находится в кризисе: происходит резкое усугубление производственно-экономических трудностей, падение политико-идеологического, морального и делового влияния, снижение профессионально-твор­ческого уровня, сокращение объема производства информации. Можно прогнозировать, что выход современной журналисти­ки из кризиса в принципиальном плане будет зависеть от опреде­ления и стабилизации нового способа социального устройства, а также от усилий профессиональных журналистов по сокращению разрыва между ценностными ориентациями прессы и аудитории, по поиску новых методик работы и более яркой подачи материала.

СМИ в России одновременно оказались перед вызовами социальной и технологической революции, процессов изменения внутри самого общества и взаимоотношений между сообществами, процессами глобализации.

Парадокс развития системы СМИ последних лет: рыночная экономика и демократия не отменили действовавшие в течение многих лет политическое (более того – добавилось экономическое) давление и авторитаризм со стороны как государственных органов, так и новых крупных бизнес – структур. По данным организации «Репортеры без границ» по уровню свободы печати Российская Федерация занимала в 2002 году 121 место из 139 стран, в 2003 году – 147 из 193, в 2004 году — 140 из 167.

Сегодня говорят и об усилении медиакратичности современных обществ, в кото­рых журналисты, принимая на себя роль производителей обще­ственного мнения, подменяют общественные дискуссии в СМИ или навязыванием собственного мнения, выражающего ангажи­рованную точку зрения, или распространением среднеобывательских взглядов, имеющих мало общего с реальными политическими дискуссиями[10].

Экономический парадокс российского медиарынка состоит в том, что конкуренция, неотъемлемая ценность «англосаксонской» независимой журналистики, не гарантирует экономической сво­боды российским СМИ. Напротив, децентрализция экономичес­ких ресурсов на региональных рынках, жесткая конкурентная борьба между газетами и телекомпаниями оказываются выгодными влас­ти и бизнесу, устанавливающими над ними более эффективный контроль, а не медиакомпаниям и аудитории. Поэтому жестокую конкуренцию на экономически слабых рынках, видимо, следует рассматривать как недостаток современной структуры российских СМИ[11].

Явная проблема развития системы СМИ в России – завышенные тиражи журналов, приписки к рейтингам вещательных каналов, сделанные для успокоения рек­ламодателей.

Другая тенденция развития системы СМИ в России – проникнове­ние профессиональных стандартов западной журналистики в ежедневную практику журналистов. «По-западному» написаны материалы, выполнена верстка и дизайн газет «Коммерсантъ», «Ведомости», журналов «Лица», «Итоги» и многих других.

Среди тенденций развития системы СМИ в России безусловно одной из наиболее ярких является появление новых типов газет. Это связано, в частности, с возникновением сетевой журналистики и ее формирующейся типологии, а также растущей популярности новых каналов общения и получения информации, предоставляемых мобильной телефонией. Сетевые СМИ выделяются в отдельную группу на основании их регулярного и постоянного обновления. При этом сетевые газеты обновляют информацию с большей регулярностью, чем печатные, учитывают объем и пики аудитории, а также инте­ресы пользователей в зависимости от времени суток. Так, утрен­ние версии сетевых газет (как и печатные издания) отличаются большим количеством ново­стей и краткостью их изложения, вечерние — аналитичностью и детальностью.

Сегодня исследователи выделяют три типа сетевых СМИ: «клоны», «гибриды» и «оригиналы»[12]. «Клоны» — электронные версии традиционных СМИ, дублирующие печатный вариант. Такие СМИ рассматриваются редакциями не как самостоятельная продукция, а скорее как одно из маркетинговых средств, позволяющее получить дополнительное конкурентное преимущество (например, «Известия», «Об­щая газета», «Независимая газета» и многие другие традиционные издания и региональные телекомпании). Этот тип вряд ли может считаться сетевым СМИ, поскольку представляет лишь старый тип контента (содержания) на новом носителе.

«Гибриды» – Интернет-СМИ, исполь­зующее в качестве первоосновы старое СМИ, его информацион­ный потенциал и кадровые ресурсы, однако представляющее в том числе и оригинальный контент и обновляющееся более регу­лярно, чем традиционное СМИ. В качестве примера можно назвать сайты телекомпании НТВ или канала «Россия».

Наконец, «оригинальные СМИ» — не имеющие аналогов се­тевые медиа, созданные только в Интернете и для Интернета, использующие специфику Сети для производства, распростране­ния и хранения новостей (Лента.ру, Газета.ру, Утро.ру, Страна.ру). Эти сетевые СМИ пытаются создать новый тип медиа. Их сетевая журналистика — естествен­ный продукт сочетания слова и картинки, печатного и аудио­визуального типа контента, прежнего стиля изложения и повы­шенной оперативности в обновлении новостей.

Другая тенденция изменения типологической медиа-системы в России – регионализация СМИ. Под этим термином понимают одновременное сокращение тиражей общероссийских газет, издаваемых в столице и нескольких других крупнейших центрах страны и увеличение популярности крупных региональных и городских газет. Большим спросом пользуются новости о событиях и ситуациях в местной жизни. Местные газеты стали реальными конкурентами столичным изданиям. Местная газе­та, выходящая рядом с домом читателей, становится все более нуж­ной и аудитории (поскольку находится в центре каждодневных ин­тересов читателей), и рекламодателям. Доля общероссийской периодики составляет не более 36 процентов от общего тиража газет и журналов. Причем на местах удалось добиться популярности прежде всего тем центральным газетам, которые определенную часть материалов посвящают региональным проблемам, выпуская соответствующие приложения («Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец»).

Одновременно усиливается процесс дальнейшей специализации газетных изданий, направленных на все более узкую аудиторию. Стрем­ление рекламодателей к желаемым целевым группам привело к появлению специализированных изданий или вещательных программ. В связи с развитием и подъемом отечественной экономики возрастает значение экономической, деловой периодики. Активизация политической жизни приводит к появлению новых изданий, представляющих интересы различных партий и политических движений.

Вместе с тем возрастает количество СМИ, рассчитанных на удовлетворение запросов и интересов небольших читательских групп – представителей различных профессий, малых сообществ по интересам и др. Особенно ярко этот процесс проявляется в прессе и на радио.

Все сильнее выявляется тенденция «обрастания» многих газет – не только крупных общенациональных, но и местных региональных – приложениями разных типов. Очевидно, приложения открывают перед газетными редакциями дополнительные возможности расширения их аудитории и получения существенных доходов.

Увеличивается зависимость состояния СМИ от рекламно­го рынка. В российских медиа реклама сегодня играет несколько ролей. Для самих СМИ она представляет собой источник финан­сирования и средство выживания для негосударственных масс-медиа. Для аудитории реклама – источник потребительской ин­формации и средство формирования потребительской культуры.

В России, так же как и во всем мире, фиксируется исследователями традиционное «разделение труда» между печатными и аудиовизу­альными СМИ. Для прессы характерная большая аналитичность, а на радио и телевидении – больший упор делается на сообщение свежих новостей. Причем общая тенденция такова, что «читающая нация», как традиционно определялись советские люди, становится нацией телевизионной. Эта тенденция проявляется в сокращении числа газет и журналов, приобретаемых россиянами. Число выписывавшихся домой газет и журналов, превышавшее в начале 90-х годов десяток, сократилось до 1—2. Кроме того, средний читатель разочаро­ван в газетах, не испытывает к ним былого доверия. Так, в начале 90-х годов 70 % россиян считали цер­ковь и СМИ наибольшими моральными авторитетами в обществе, а сегодня только 13 % россиян доверяют га­зетам, тогда как телевидение вызывает наибольшее доверие из всех СМИ у 36 %.

Ключевое положение в медиасистеме, прежде занимавшееся прессой, занято сейчас телевидением. Более 30 % россиян ежедневно смотрят теленовости по цент­ральным телеканалам, вещающим из Москвы: «Время» (31,6 %), «Вести» (25,2 %) и «Сегодня» (16,9 %), в то время как со­вокупная аудитория общенациональных газет не превышает 20 % россиян. Для большого числа российских граждан также имеет значение и то, что телевидение поставляет новости бесплатно, между тем, как за прессу нужно платить. Телесигнал же Первого канала и канала «Россия» доступен практически на всей территории страны.

Интернет – СМИ. Интернет быстрыми темпами покоряет Россию. Почти 10 млн человек хотя бы один раз под­ключались к глобальной сети. По прогнозам специалистов только в России в 2006 году количество пользователей Интернета составит 21 млн человек. Более 1300 традиционных медиакомпаний действуют сегодня в Интернете, аудитория газетных сайтов увеличилась в 2005 году на 8,71 %, а за последние 5 лет — на 200 %.

Однако российский Интернет сегодня все еще находится в начальной стадии развития, поскольку нерешенными остаются множество ключевых проблем. Прежде всего речь идет о низком техническом уровне ИКТ-инфраструктуры, об от­сутствии массового потребителя Интернета, его услуг и содержа­ния. Уровень доступа к Сети остается низким и по ряду других причин. К ним отно­сятся низкий жизненный уровень населения, слабость технологи­ческой инфраструктуры, особенно в провинции (невысокий уро­вень телефонизации и насыщенности кабельными системами, малая пропускная способность кабеля).

Специфика Рунета (российского сектора Интернета) — в огромном, хотя и опосре­дованном, как уже сказано, двухступенчатом влиянии на форми­рование общественного мнения, поскольку современные пользователи Интернета составляют социальную группу так называемых «лидеров мнений», пользующихся значительным влиянием на аудиторию. Пользователи Рунета формируют весьма однородную аудиторию с точки зрения соци­ального положения, доходов, уровня образования, демографичес­ких характеристик. Российский пользователь Интернета — преимущественно мужчина, молодой или средних лет, подключающийся к сети из офиса, живущий главным обра­зом в крупном городе — столичном мегаполисе или областном центре.

Гомогенность аудитории Интернета в России объясняет скорость раз­вития и популярность сетевых СМИ. В 1996 г. в России насчитывалось 300 электронных изданий, в 1997 — более 800. Сейчас – около 1500. В насто­ящее время определить точное число медиаресурсов в российском Интернете практически невозможно: постоянно появляются сете­вые версии традиционных газет, журналов, теле- и радиопрограмм, создаются новые сетевые издания. В 2000 г. более 50 телекомпаний, программ и передач, 60 радиосайтов, более 30 информационных агентств предлагали свое содержание пользователям Интернета. В настоящий момент около 3 тыс. изданий представлены в Интернете, причем приблизительно одна треть из них существу­ют только в сетевом варианте. Важной особенностью российского рынка сетевых СМИ остается его нестабильность: в среднем от 20 до 40 % электронных медиа находятся в «группе риска» — или вновь созданных, или закрывающихся изданий.

Медиапрофиль российского Интернета формируется вместе с ростом числа российских пользователей Сети. К осени 2005 г. максимальная аудитория Интернета в нашей стране составляла 9,2 млн пользователей (6,3 % всего населения). Хотя в начале 1997 г. только 0,15 % россиян (200 – 300 тыс. человек) пользовались Интернетом. Ядро тех, кто пользуется Интернетом более трех часов в неделю, значительно меньше (всего 900 тыс.). Однако внутри максимальной аудитории выделяются довольно значительные группы пользовате­лей, подтверждающие рост интереса к Сети.

Это — нерегулярная аудитория (5,1 млн человек «посещали» Ин­тернет более одного раза), недельная (2,5 млн пользуются не менее раза в неделю), активная (1,8 млн человек, проводят в Интернете не менее 3 часов в неделю).

Среди российских пользователей наиболее крупную категорию составляют работники умственного труда — политики, препода­ватели вузов, журналисты, государственные чиновники, руково­дители разного уровня. Исследования аудитории Рунета показыва­ют, что наибольшей популярностью среди веб-сайтов пользуются новости: их предпочитают 42 % пользователей. В число ресурсов, пользующихся спросом аудитории, попали сайты по науке, обра­зованию, бизнесу и финансам. Наиболее популярные сайты новостей – Газета.ру, Лента.ру, РБК.ру.

 

Раздел II. Основы журналистского творчества

Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.