Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как информационно-коммуникационной деятельности




Неизбежно возникает вопрос: если журналистика настолько тесно связана с другими профессиями, имеющими информационно-коммуникативный характер, может быть она вообще не является самостоятельной профессией? Ведь знания, необходимые для успешной деятельности журналиста, специализирующегося на криминале и разного рода расследованиях отличаются от необходимого набора знаний журналиста, специализирующегося на аграрной теме в журналистике? Нуждается ли журналист в особых журналистских знаниях или достаточно знаний из той области, в которой он специализируется? Вопрос о том, является ли журналистика самостоятельной профессией, как это ни парадоксально, до сих пор не решен.

Система СМИ выделяется на основе общности объекта воздействия – аудитории, общности закономерностей развития, общности функций. Те, кто на основании этого считает журналистику профессией, выделяют следующие ее системообразующие признаки:

· функции, преобладающие виды;

· тип, характеристики, объект и условия деятельности;

· типы контактов и способы взаимодействия с аудиторией;

· объекты отражения;

· система источников информации;

· ритм и режим труда[16].

Вторая группа споров, связанная с журналистикой как профессией – споры о том, является ли она творческой профессией. Создают ли журналисты что-то новое или они являются только интерпретаторами событий, происходящих в мире?

Творчество в общем виде – проявление нового в любой области человеческой практики. В таком случае журналистика пронизана творчеством: сотруднику СМИ приходится принимать решения в конкретных условиях, иногда опровергая схемы, бытовавшие в социальной практике, стереотипы поведения и восприятия людей. Но труд журналиста также подчинен определенным алгоритмам, технологии проведения интервью, работой с документами по определенной схеме. То есть схемы, наработанные практикой, методы решения творческих задач в журналистике тоже присутствуют. Для журналиста необходим опыт решения сходных задач, позволяющий сэкономить силы, время и избежать типичных ошибок. Ремесленное, технологичное и творческое в журналистике находятся в состоянии взаимодействия.

Рассмотрим подробнее системообразующие признаки журналистики как профессии.

Первый заявленный выше признак – функции журналистики. Г. Лассуэлл в 1948 г. сформулировал три функции массовой коммуникации:

· обозрение окружающего мира (информационная функция);

· воздействие на общество через обратную связь (преобразующая функция);

· передача культурного наследия (познавательно-культурологическая функция).

В 1960 г. профессор Пенсильванского университета Ч. Райт добавил к этим функциям еще одну - развлекательную (рекреативную).

Следующий признак - тип, характеристики, объект и условия деятельности;

Типом деятельности для журналистики является массовая коммуникация, которая:

· осуществляется в больших социальных группах;

· обладает специальными каналами;

· оперирует определенными знаковыми системами»

· отличается «отсроченным» характером обратной связи.

Массовая коммуникация через СМИ осуществляется по следующей упрощенной схеме: социальная действительность (источник сведений для журналиста) – журналист – редакция – текст – канал передачи текста – аудитория – преображенная действительность.

Основной способ контакта с аудиторией – текст.

Журналистские тексты имеют общие черты:

· отражают мир социальной реальности и творческое «я» журналиста;

· несут на себе отпечаток источника информации;

· создаются с учетом того или иного канала коммуникации;

· подчиняются определенным профессиональным критериям.

Социальное содержание текста, как правило, обусловлено актуальностью и новизной, соответствием запросам аудитории, глубиной анализа социальной действительности, опережающей постановкой общественно-значимых проблем, ориентацией на определенный идеал, совершенством формы подачи материала.

Объектом отражения в журналистике является актуальная социальная действительность во всех ее проявлениях.

Система источников информации включает информацию как из официальных, так и из неофициальных источников, которую, тем не менее, необходимо тщательно проверять до публикации.

Ритм и режим труда журналиста также особые. Говоря одним словом, труд журналиста ненормирован: ведь невозможно отключиться от работы, например, если проводишь журналистское расследование, даже если обычный восьмичасовой рабочий день давно истек.

Таким образом, журналистика обладает всеми перечисленными выше признаками профессии. А это значит, что хотя журналистика и имеет общие с другими специальностями информационно-коммуникативного цикла черты, она все же является самостоятельной профессией.

Однако генетическое родство – не единственное, что роднит журналистику с этими профессиями. К общим чертам профессий информационно-коммуникативного цикла можно также отнести следующее:

· Конечный продукт деятельности во всех этих специальностях информация, преобразованная по законам каждой из этих сфер деятельности и распространяемая на определенную аудиторию. Схематически это можно выразить формулой: информация 1 – информация 2.

· Цель деятельности – коммуникация как условие согласования действий людей по преобразованию окружающего социального и физического мира.

· Существование в профессиях сменяемых парадигм, которые можно рассматривать как стандарты творчества. Например, основная парадигма всей науки до появления системы Коперника – «земля плоская». А одна из парадигм сегодняшней журналистики – информационные заметки пишутся по принципу «перевернутой пирамиды». В определенной степени можно считать парадигмой также зависимость от идеологии государства.

· Слово (текст) как способ воздействия на аудиторию, как инструмент специалистов этой группы профессий.

· Вследствие большого влияния представителей этих профессий на сознание людей – наличие этических кодексов, ограничивающих манипуляцию сознанием людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.