Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности журналистики как рода творчества




Творческая индивидуальность журналиста

Соответствие между социальной ролью, принципами деятельности и внутренними мотивами рождает творческую индивидуальность в журналистике.

Необходимость яркой, творческой индивидуальности обусловлена тем, что: во-первых, журналистика несет разноплановую информацию, выходит за рамки усредненного статистического отражения действительности и, во-вторых, в процессе взаимодействия журналистики и аудитории существует предел обезличивания, за которым эффективность влияния на аудиторию падает.

Типология творческих индивидуальностей в журналистике:

– тип творческой ориентации (нацелен на самовыражение, преобразование социальных ситуаций);

– тип информационно-преобразующей деятельности (исследователи);

– тип предметно-активного отношения к действительности (универсально-активные, выполняют практические, организаторские функции).

Регуляторами творческой индивидуальности выступают самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция, нормы профессиональной этики.

Глава 4.Творческий процесс в журналистике

Что такое творчество?

Библиотекарь, выдающий книги, занимается творчеством? А когда он составляет рубрикатор для каталога, по которому эти книги можно будет найти?

У дворника творческая профессия?

А у писателя творческая профессия? А если это графоман?

После размышления над этими вопросами, дадим определение творчества в общем смысле.

Творчество – это общественно целесообразное и субъективно значимое открытие нового в сфере производства, управления, науки, техники и т.д. Творчество рождается, когда работа, связанная с воссозданием имеющегося знания, методов и форм деятельности, уже не удовлетворяет общественным и личностным потребностям.

Творчество – рождение нового. Является ли журналистика творческой деятельностью? Создает ли журналистский текст что-то новое? На первый взгляд – вопрос риторический, но с одной стороны в журналистике есть устоявшиеся годами жанровые каноны, масса журналистских клише, с другой – журналист сообщает о том новом, что уже кто-то изобрел, поставил на сцене, предложил в политике и т.д.

Сегодня часто употребляется термин «креативность» как синоним понятия «творчество». Согласно некоторым философским исследованиям термин креативность обозначает способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства[17].

Любой субъект деятельности, в том числе и журналист, который обладает высокой степенью креативности, характеризуется высоким уровнем интеллекта и высокой степенью иррациональности. Иррациональность – основа решения многих незаурядных задач незаурядным способом. Иррациональность в журналистике отражается в интуитивном характере применения принципов деятельности и корпоративности участия в творческом процессе. Природа интуиции состоит в неосознаваемой переработке чувственной и рациональной информации, в бессознательном регулировании мыслительной деятельности. Журналистская интуиция синтезирует научное, художественное чутье и «практическую мудрость».



Творчество в журналистике носит особый, специфический характер. Так, с позиций научного знания новым является открытие новых фактов и закономерностей. А с позиций журналистики творчеством является наиболее широкое оповещение аудитории о самых интересных фактах.

Любое творчество субъективно, то есть несет отпечаток личности автора, его позиции, предпочтений, привычек. Но помимо субъекта доминантами в творческом процессе также выступают объект творчества и содержание действительности. Особенность журналистского творчества заключается в том, что все эти три стороны должны находиться в центре внимания, в органическом сочетании, не тормозить развитие друг друга.

Отличительными особенностями журналиста-профессионала всегда было уважение к точному знанию и его носителю, осознание приоритетности информации специалиста по отношению к субъективным реакциям на мир корреспондента.

В любой профессии есть творческие и нетворческие моменты. Вопрос – в характере соотношения творческих и нетворческих начал в деятельности. Если ремесленные операции имеют вспомогательное значение, такая деятельность считается творческой. С этой точки зрения журналистика – безусловно творческая профессия.

Творческая природа журналистики обнаруживается в том, как и на каком качественном уровне она удовлетворяет общественную потребность в знаниях, нормах, осознание и принятие которых обеспечивает активную жизнедеятельность личности, социальной группы, общества в целом.

Обозначим особенности журналистики как рода творчества:

1. Прямая непосредственная зависимость журналиста и всей системы СМИ от социальных, экономических отношений и идеологии. Связь журналистики с практикой, с идеологией обнаруживается в оперативности, актуальности публикаций. Журналист рассказывает о жизни в момент ее развития. Оппозиционные СМИ тоже зависят от существующей идеологии в том смысле, что они с этой идеологией борются. Разница в отражении тех или иных идеологических концепций выражается в системе СМИ в индивидуализированном подходе к формированию принципиальных позиций деятельности, так как и издания стоят на разных идейных позициях и культурные позиции изданий и журналистов разные и способы организации производства информации тоже разные.

2. Взаимозависимость духовного и практического начал в журналистском творчестве. Изначальный замысел журналистского произведения всегда ищет подтверждения в практике. Журналист, прежде чем создать свое произведение, работает в «полевых условиях», все свои выводы проверяет на конкретных практических примерах. Духовно-практическая природа проявляется и в особенностях творческого процесса, в котором точка зрения журналиста всегда проверяется конкретной ситуацией. Журналист пишет свой текст в расчете на изменение действительности, улучшение ее путем изменения сознания своей аудитории.

Изначальная ориентация на духовное развитие аудитории и на практику диктует необходимость создания таких условий, в которых потребитель информации не только является потенциальным участником информационного процесса, но и развивает творческое начало аудитории, ее позитивные качества: чувство собственного достоинства, чувство прекрасного и т.д.

3. Журналистика коллективистский род творчества. Эта особенность творчества обеспечивается в журналистике комплексностью самого СМИ – системностью построения радио и телепрограмм, модели газеты и журнала, а также наличием методики подготовки выпуска печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции масс-медиа. Журналист в одиночку не может издавать газету или выпускать передачу в эфир. Рядом с ним работают редактор, оператор или звукооператор, фотограф, оператор верстки и т. д. Каждый из них на своем этапе вносит что-то свое в творческий процесс. В каждодневной работе редакции проявляется единство коллективистского и индивидуального начал в творчестве.

Журналист может творчески реализоваться наиболее полно, только если его личностные устремления совпадают с направленностью редакции, в которой он работает. Если журналисту искренне нравится работа в желтой газете, нравится любой факт подавать как сенсацию, и ради этого он даже готов что-то присочинить, он находится в гармонии с собой и с коллективом и, как ни парадоксально звучит, общественная польза от реализации его творческого потенциала будет выше, чем если бы он работал в качественной газете. А если в этой ситуации окажется человек по натуре скрупулезный, опирающийся только на факты – он будет страдать. При всех случаях для максимальной реализации журналистского потенциала необходимо, чтобы совпали интересы журналиста и интересы газеты.

Для нормальной работы редакции необходимо сотрудничество или сотворчество журналиста и всех соучастников творческого процесса.

Творческая среда выполняет по отношению к журналисту следующие функции:

ü критическую (оценка готовых материалов и способов деятельности);

ü селективную (отбор наиболее удачных текстов);

ü программирующую (задающую программу действий, объясняющую, как нужно поступать в тех или иных случаях).

4. Регулярность и системность творческих акций, зависящая от периодичности выхода в эфир или публикаций. Если писатель может сидеть за письменным столом и ждать вдохновения, то журналист вряд ли может себе этого позволить. К моменту сдачи номера в печать все публикации должны быть готовы, а к выходу следующего номера они уже могут устареть.

Системность журналистских действий предполагает использование сообщений и интерпретаций информации, трактовок проблемы другими средствами массовой информации; синтетичность воздействия и разделение функций разных по формам воздействия СМИ и т.д.

5. Журналисту приходится обращаться к текущим, рядовым фактам, выявляя в них общезначимое. Он не может писать о фантастических, выдуманных событиях, только о повседневности, о том, что случилось в реальной жизни. Задача журналиста – за обыденными фактами видеть социально значимые явления, объяснять их суть.

6. Предсказуемость взаимодействия текста с сознанием и поведением аудитории. Текст пишется в расчете на ту или иную реакцию аудитории. Так, информационная заметка рассчитана на рациональную познавательную реакцию, фельетон предполагает эмоционально-живую, реакцию, «смех сквозь слезы», а интервью – более подробное знакомство с явлением, анализ причин и следствий, реакцию сотворчества, соучастия аудитории в этом процессе анализа. В отличие от журналистского, предполагаемая реакция на художественный или на научный текст в него на закладывается.

Объекты и субъекты творческого процессаГлавные объекты творческого журналистского процесса:· окружающая действительность;· личности (как отдельные, так и группы, общности);· социальные институты;· аудитория СМИ.Главные субъекты:§ средства массовой информации;§ журналисты;§ аудитория СМИ; § социальные институты.

На разных стадиях общения, творческого процесса, в разных условиях объекты и субъекты могут меняться местами, выполнять задачи другой стороны. Однако главными фигурами в СМИ были и остаются журналист с одной стороны и аудитория – с другой.

 





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Особенности политической системы Украины в 1991 – 2004 гг.
  2. I. Система налогов и сборов и особенности их учета
  3. II Составляющие СП, их особенности строения и взаимодействия.
  4. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  5. II. Особенности физиологичесого и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.
  6. II. Психологические особенности различных видов допроса.
  7. II. экономические особенности развития России и Европы.
  8. IV . Особенности течения гнойно-воспалительных заболеваний головы, лица, полости рта
  9. VI. 2. Особенности наследования отдельных видов имущества
  10. XIX. 9. Особенности правовой охраны секретных изобретений
  11. А теперь рассмотрим второй компонент механизма творчества - Чувствительность.
  12. Абрикосы. Особенности строения. Требования к качеству.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.204.249.55
Генерация страницы за: 0.087 сек.