Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста




Метод и жанр

Метод и жанр

Если методы изложения действительности могут быть использованы вне зависимости от жанра, то методы изучения тяготеют к определенному жанру. Некоторые жанры предполагают основной метод изучения действительности, хотя жестко за ними не закреплены. Соотношение метода и жанра представлено в табл. 5.3.

Таблица 5.3.

жанр метод изучения
   
Информационная заметка проработка письменных источников, беседа (опрос), наблюдение
интервью беседа, для подготовки к интервью: наблюдение, проработка письменных источников
репортаж наблюдение
статья проработка письменных источников, наблюдение и беседа (опрос)
очерк наблюдение, беседа (опрос), проработка письменных источников
фельетон наблюдение, проработка письменных источников
рецензия Наблюдение, беседа (опрос)

 

Глава 6. Познавательная деятельность журналиста

Методы журналистского творчества делятся на методы изучения действительности и методы изложения неслучайно. Сам журналистский текст дает к этому повод.

Материал, написанный журналистом, – одновременно результат освоения действительности, поскольку содержит в себе информацию, собранную и переработанную журналистом и результат творческого воплощения этих знаний в форме оригинального текста с оригинальной, присущей только этому журналисту формой подачи. Более того, если говорить о познании мира, то журналистский текст представляет собой синтез интерпретации сведений, полученных журналистом из разных источников с информацией «внутренней» (знания, ценностные установки, собственный внутренний мир журналиста). Итак, познавательная деятельность журналиста включается в структуру творческого акта. В чем же особенности познавательной деятельности журналиста?

Каждый отдельный человек познает объективную действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосредственно и опосредованно, через собственный контакт с нею и через информационные продукты, созданные другими людьми, выступающими как субъекты разных видов творческой деятельности. Одна из функций журналистики – информационная. Первоочередная задача журналистов – создавать информационные продукты оперативного пользования, предназначенные для оперативного познания изменений действительности. Журналистские тексты становятся, таким образом, одним из источников познания мира и ориентации в нем для большого числа людей. Поэтому так важно, чтобы познание мира журналистами было адекватным реальности, максимально объективным.

Социальные последствия неадекватности действительному миру сообщений в СМИ, бывают весьма ощутимы. Пример, ставший классическим: гимн «мирному атому» усыпил бдительность человечества и привел к Чернобылю. А реакция западного мира на Чечню как регион, где попираются права чеченцев, усыпила бдительность правительств этих стран и не позволила предупредить известный террористический акт в США 11 сентября. Один из путей, ведущих к увеличению надежности массовой информации, связан с личностью журналиста, с совершенствованием его умения познавать мир в процессе творческой деятельности.

Творческий процесс всегда начинается освоением действительности. Первый этап творчества – возникновение или обнаружение проблемной ситуации журналистом. В дальнейшем освоение и разрешение проблемной ситуации строится на накоплении и систематизации знаний по проблеме. Без накопления информации не преодолеть той проблемной ситуации, какой является начало любого творческого акта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.